В доме бабушки-соседки, под присмотром которой оставляли маленького Сашу Лещенко, было немало предметов старины. Соседка называла улицы города только дореволюционными именами. И когда Саша пошел в школу, его ответ на простейший вопрос, где он живет, поставил учителей в тупик. «Между Торговой и Графской» в 1970‑е, когда все давно и уверенно строили коммунизм, звучало фантастично.
Между Торговой и Графской
Но он действительно жил между Торговой и Графской, а не между Хмельницкого и Калинина. Он и сейчас живет в измерении старого Благовещенска, окружая себя предметами старины. Каждый предмет наполнен историей. Например, в коллекции гвоздей есть гвоздь из первого дома Благовещенска — Свято-Никольской церкви. Когда этот дом раскатали по бревнам, школьник Лещенко вытащил из бревна железную закорючку и хранит эту железку до сих пор.
У него огромная коллекция старинных замков (есть экземпляры, которыми пользовались казаки, первыми прибывшие на Амур) и дверных ручек всех мастей и фасонов. Бутылки, лампады, вафельницы, утюги — их не сосчитать. Есть даже пара пролеток, на которых ездили извозчики и две изразцовых печки (в разобранном виде). Есть чайные пары кузнецовского фарфора, невесомого и тончайшего. Все это богатство собиралось постепенно. Что‑то отыскивал сам Лещенко, что‑то приносили друзья. А некоторые вещи находили коллекционера сами. Например, пошел однажды Александр за грибами, а вернулся из леса с прекрасным пузатым самоваром. «Там рядом мусор выбрасывали, видимо, кто‑то этот самовар раскопал, но почему‑то оставил, — говорит коллекционер. — Самовар стоял и меня ждал».
Коллекция началась с гвоздя, а теперь в ней появился дом. Настоящий, деревянный на каменном фундаменте, из того Благовещенска, где улицы носили дореволюционные имена. Этот красавец-дом попал под снос. Александр Лещенко, когда это узнал, перестал спать спокойно. Два года он бьется за этот дом, чтобы перенести его в другое место и открыть в нем музей.
— Записался к градоначальнику: говорю, давайте дом оставим, — рассказывает о своей эпопее Лещенко. — Власти говорят: не имеем права. Я тоже не соглашаюсь: а если сломаем все дома деревянные, город потеряет свое лицо. Пошел по всем инстанциям, главное, мне нигде не отказывают, но законодательства такого нет, чтобы частному лицу дом отдать. Я даже денег не прошу — за свой счет все сделаю, только дом не ломайте! В конце концов, предложили мне создать некоммерческое учреждение по сохранению историко-культурного наследия «Городская усадьба», чтобы ему передать этот дом на баланс. Все оформили, говорят: ну все, забирай. А я ж на балкон его не поставлю, это же дом. Тогда предложили участок на Красноармейской рядом с каменным домом, который нельзя сносить.
Теперь Лещенко ждет, когда будут определены точные границы участка, чтобы можно было огородить территорию и перенести туда деревянный дом с Амурской. Спасенный дом между тем претерпел неожиданную метаморфозу — накануне встречи олимпийского огня его фасад с лицевой стороны закатали синей краской. «Мне предложили баннером его затянуть, но баннер надо было купить. Пока раздумывал, смотрю — фасад уже красят, — негодует Лещенко. — До сих пор не решил, что буду с этим делать — ошкуривать бревна либо закрашивать остальные, ведь в Благовещенске были и окрашенные дома».
В этих двух домах — деревянном и каменном — Александр Лещенко мечтает устроить частный музей «Городская усадьба». Чем начинить дома — он знает, этого добра в его коллекции достаточно. Музей он планирует развернуть и на придомовой территории — выкопать колодец, устроить подворье, чтобы это была настоящая городская усадьба.
— У меня есть фрагмент дома, который сносили, я этот угол разобрал и к себе перевез, — говорит Александр Владимирович. — Хочу его собрать и во дворе поставить, чтобы люди посмотрели, как раньше дома строили, как бревна укладывали. Сейчас эту технологию не все знают, а вдруг кому‑то интересно?
Показать, как люди жили
Пока же Александр Лещенко с сыном и единомышленниками охраняет дома от растаскивания — территория‑то не огорожена. И готовится к большому ремонту. По профессии он столяр-краснодеревщик, работал на мебельной фабрике — выполнял самые сложные заказы. Он же вырезал иконостасы для благовещенских храмов — в том числе и для деревянного Свято-Никольского, который стоит на месте первого благовещенского дома. Так что опыт имеется. «Мне говорят: а может, ты этот дом будешь десять лет делать. А может, и всю жизнь буду делать, кто знает. Зато дом будет стоять целый и невредимый. Отреставрируем, как я считаю нужным, а не как сейчас делают».
Он мечтает, чтобы музей был живым и функциональным. Чтобы в нем топилась печь, а на ней можно было испечь вафли на старинных вафельницах, которые современные дети в глаза не видели. Или нагреть на печке тяжелый утюг, у которого отстегивается металлическая ручка-держатель. Поставили на печку — держатель отсоединили, чтобы не нагревался, а перед тем как гладить белье, снова вернули на место.
А коллекция между тем растет. В ее пополнении активно участвует сын Василий, который работает рядом с отцом.
— Вот буквально две недели назад сын нашел экземпляр, — показывает сияющую двухлитровую бутыль синего стекла Александр Лещенко. — В подполье сломанного дома он отдолбил кусок земли, смерзшейся в железо, куда вмерзла эта бутыль. Смотрите, что на ней написано: «Поставщик высочайшего двора Петр Арсеньевич Смирнов у чугунного моста в Москве». Слышали про водку «Смирновку»? Вот в такие бутыли ее разливали.
На бутылке гербовые медали, датированные 1877, 1882 и 1886 годами. Оказывается, это годы участия в выставках. По найденной в старых домах посуде можно изучить историю алкогольного бизнеса в Благовещенске, например узнать, какое пиво выпускал пивоваренный завод Кобоско и когда он был переименован в завод Зейского товарищества, после того как управляющий выкупил предприятие у его владельца.
— Экспонатов собрано достаточно для музея, — говорит Александр Лещенко. — Музей прибыли не будет приносить, мы на это не рассчитываем и не для этого все затеваем. Когда к нам в мастерскую приходят знакомые с детьми, я вижу, что дети многих вещей, которыми пользовались их прадеды, вообще никогда не видели и не знают. У детей больше любопытства, чем у взрослых. Если из ста человек хоть одному это будет дорого, значит, мы это делаем не зря.
МНЕНИЕ
Виталий Ребизант, заместитель министра культуры и архивного дела Амурской области:
— Александр Лещенко — уникальный человек, за мои 18 лет работы в этой сфере это единственный случай, когда человек предложил сохранить здание деревянного зодчества, попавшее под снос. Он своими силами готов перенести дом на новое место и восстановить с целью сохранения городской усадьбы. Мы поддержали его идею, обратились в городскую администрацию с просьбой рассмотреть вопрос, куда это здание можно перенести. Юридические и правовые вопросы решаются не быстро. Но думаю, что в следующем году мы сумеем убить двух зайцев — сохранить красивое здание и получить первый в области частный музей «Городская усадьба».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии