Здесь лучше и образование, и уход. В одном из частных детских садиков на другом берегу Амура, с английским уклоном, побывали корреспонденты АП.

Китайская арифметика

Если для среднестатистического благовещенца частный детский сад, с ежемесячной оплатой в 15 тысяч рублей, явление, скорее всего, вынужденное и временное, то для китайца — это хорошая возможность дать своему чаду лучшее образование и обеспечить более тщательный уход. Частные детские сады в коммунистической стране уже давно не редкость. Они появились как альтернатива государственным. И не потому, что китайским родителям деваться некуда. Наоборот, для того чтобы у них был выбор. Тем более условия у коммерческих групп более демократичны, чем у государственных. К примеру, ежемесячная плата за содержание ребенка в частном детском саду «АВС», что в оживленном районе Хэйхэ, всего 480 юаней, тогда как в государственном — 700 юаней.

Маленькие столики для питания и учебных занятий, компактные спальни, игровые и музыкальные комнаты, поделки из пластилина, рисунки, ботинки и сапожки в ряд… Впрочем, все, как и в России. Частный детский сад «АВС», который посещают сто ребятишек, затерялся среди многоэтажек. Однако, несмотря на замкнутость пространства, небольшая территория для гуляний все же имеется. Если на улице хорошая погода, можно заказать автобус и вывезти своих многочисленных питомцев на набережную.

480

юаней

— стоимость ежемесячного пребывания малышей в частном детском саду Хэйхэ

Глядя на тридцатилетнюю Чанг Лей, ни за что не догадаешься, что она владелица дошкольного учреждения, а по совместительству еще директор и воспитатель. По виду девушка больше похожа на студентку-практикантку или старшую сестру: молодая, стройная, в модных кожаных шортах. Улыбчивая, без амбиций Мэри Поппинс и педагогической тирании домоправительницы фрекен Бок. Если нужно, может и нос ребенку утереть, штанишки поменять, книжку почитать.

Идея открыть собственный детский сад пришла ей пять лет назад, когда в семье Чанг появился сыночек Джан. У маленького китайского императора, а к детям в Поднебесной только такое отношение, должно быть все самое лучшее. Тогда Лей начала писать проект, благо имеет высшее педагогическое образование. А когда получила одобрение от администрации Хэйхэ, стала подбирать персонал, искать подходящее помещение.

— Открыть свой детский сад в Китае непросто, — уверяет Чанг Лей. — Это очень хлопотное дело. Здесь существуют свои правила (типа нашего СанПиНа). Если ты их нарушаешь, то садик безоговорочно закрывают. Второй шанс и разрешение на собственное дело получить сложнее. Необходимо, чтобы помещение садика соответствовало нормам: своя кухня, спальня, столовая, учебный класс, небольшой медпункт. Мы занимаем площадь 800 квадратных метров. На организацию «АВС» свое разрешение дала мэрия Хэйхэ. Взамен рекомендовала нам создать для родителей льготные условия.

Льготные условия — это прежде всего цена и качество. Поэтому в отличие от благовещенских частных садиков, где ребятишек раз, два — и обчелся, здесь по российским меркам перебор. Иначе, как говорит Чанг Лей, невыгодно. Более ста детей посещает «АВС» ежедневно и еще несколько родителей желают перевести сюда сыночков или дочек из государственного учреждения.

Круговорот воды и еды

— Почему родители выбирают частные садики? — продолжает Чанг Лей. — Потому что они считают, что здесь персонал более ответственный. Лучше следят за малышами, лучше воспитывают и вкладывают знания.

15 000

рублей платят благовещенские родители за посещение ребенком частного детсада

В любой детский сад в Китае принимают с двух лет. Существует единая государственная образовательная программа, которую частники должны выполнять. В «АВС», как и в России, четыре возрастные группы: младшая, средняя, старшая и подготовительная. В группе по 20—25 человек. На каждой две воспитательницы и няня. У всех должно быть педагогическое образование. В отличие от наших, воспитатели не меняются (одна с утра, другая с обеда), а находятся при детях целый день. Повышать голос на питомцев строго запрещено, а если какой‑нибудь малыш заплакал, его следует немедленно утешить. Если есть необходимость водить за ручку по лестницам, придется, пока сам не научится.

Рабочее время с 7.30 до 17.00. Суббота и воскресенье — выходные. Хотя в Поднебесной нет такого понятия, как праздники и выходные. Исключение только Новый год (Чуньцзе).

На подоконнике младшей детской группы выстроились бутылочки с водой. На каждой своя наклейка. Это опознавательный знак. «У каждого ребенка своя бутылочка», — объясняет приветливый персонал. Глоток воды — главное правило китайского сада. Воспитанник должен постоянно пить. Как только он показал на бутылочку, ему тут же ее дают. Если он достаточно взрослый, то сам подходит и пьет. Даже если идет занятие. Взрослые должны постоянно наполнять поильнички и следить за теми, кто не пьет. В противном случае они предлагают малышу воду.

Еще одно правило Поднебесной — ребенок должен быть всегда сыт. Если в тарелке осталась еда, воспитатель или няня должны в обязательном порядке его накормить с ложечки.

А вот традиционными палочками здесь не кушают. Не положено по технике безопасности. Только ложкой. Ведь детки могут пораниться сами или покалечить друг друга. Традиции — это хорошо, но пусть этим занимаются родители. Попросить добавку здесь не преступление. «А ну‑ка, детвора, — естественно, на китайском говорит няня. — Кто хочет покушать!» Возле чана с пельменями тут же выстроилась очередь.

К слову, о пище насущной. Кушают в поднебесном саду три раза в день: завтрак обед и ужин. Плюс витаминная пауза, несколько раз за день детям дают фрукты. Такого понятия, как полдник, здесь не существует.

2 000

юаней

— зарплата воспитателя в Хэйхэ

Подаваемая еда не в лучших китайских традициях. Только вареное и пареное. Острая и жареная пища под запретом. Меню на день выглядит следующим образом. Утром каша или лапша. В обед — обязательно мясо: густой суп с куском мяса либо лапша с мясом или пельмени. На ужин рис с овощами. Рис плохо переваривается, поэтому его дают после сна.

Английская грамота

К пище духовной здесь также особый подход. Целый день ребятишки чем‑то занимаются, просто так на стульчиках не сидят. Игры тоже в основном тематические и на большом плазменном экране показывают только учебно-познавательные мультфильмы. Лепка, рисование, математика, развитие речи. Здесь же детсадовцы перед школой постигают первые азы: учатся читать и писать иероглифы. Три раза в неделю — английский язык. За это отдельно доплачивать не нужно, все входит в общую стоимость. Зарплата воспитателя — 2000 юаней. По словам Чанг Лей, это нормальная сумма для Хэйхэ.

Когда мы уходили, ребятишки «АВС» ложились спать. Сон-час длится два часа. Китайские спаленки с детскими кроватками в два ряда больше похожи на наши армейские казармы. Тесно, малыши спят вплотную друг к другу. А если кто‑нибудь в туалет захочет, начнет спускаться со шконок и, не дай бог, упадет…. Через некоторое время снова заглядываю к деткам. Одна из воспитательниц стоит, прислонившись к кроваткам, как часовой на посту. Уйти нельзя, иначе то, о чем я подумала, может произойти. Она, как мама, обязана реагировать на каждое шевеление ребенка, укрывать его одеялом, утешать, если нужно. Вот бы коллегам из России поучиться у них терпению и любви. Любви не за зарплату, а по зову души и сердца.

Возрастная категория материалов: 18+