Укус для бюджета
По данным управления ветеринарии области, ежегодно в Приамурье от укусов бродячих собак страдают больше 500 амурчан. С января 2014 года в области начал действовать областной закон о регулировании численности безнадзорных животных. Теперь их должны отлавливать, вакцинировать, стерилизовать и содержать в спецприемниках вдали от населенных пунктов. Для этого на территории региона построят 29 приютов — по одному в каждом муниципальном образовании. Обеспечивать надзор за бродяжками должны были местные власти. Однако реализация закона на практике затянулась. Муниципалитеты только с лета начали строить вольеры и искать организации, которые займутся отловом бездомных братьев наших меньших. Как говорят на местах, задержка была обусловлена финансированием. В местных бюджетах каждая копейка на счету, а областные средства начали выделяться только с середины года. Только в 2014‑м беспризорные животные обойдутся амурскому бюджету в сумму около 30 миллионов рублей. До конца года в регионе необходимо отловить почти две тысячи собак и кошек.
— Нашему району выделен 1 миллион 300 тысяч рублей на мероприятия по регулированию численности, — рассказывает заместитель главы Сковородинского района Елена Неделько. — Задача сделать приют, оборудовать вольеры, чтобы партиями мы могли держать животных на временном карантине. Помимо строительства вольеров, на которые уйдет большая часть денег, нам необходимо и отлов осуществлять. По нашим подсчетам, чтобы поймать только одно животное, потребуется 15 тысяч рублей. Недешево получается. Если выделенные деньги направить только на отлов, то можно будет поймать около 80 животных, но их нужно еще и где‑то содержать.
Сколотят «Надежду»
Строительством приютов уже начали заниматься в Архаринском, Селемджинском, Тамбовском, Тындинском и других районах. По нормативам питомник должен находиться в 300 метрах от жилых домов. Не везде удается найти подобное место.
Площадкой для спецприемника в Тындинском районе был выбран поселок Дипкун. Сейчас власти подыскивают фирму, которая его построит. Питомник будет рассчитан на 40 животных. Реальное же количество безнадзорных животных в северном районе в два, а то и в три раза больше. В администрации Тынды говорят, что в августе из областного бюджета городу было выделено более 800 тысяч рублей на строительство вольеров на 80 животных. Ориентировочно в сентябре будет объявлен конкурс на выбор строительной организации.
15
тысяч рублей стоит отлов и транспортировка одного животного до питомника
В Михайловском районе под приют определили старое здание ветеринарной станции в Пояркове. По словам главы района Сергея Жугана, на территории станции есть теплые гаражи, в которых зимой будут содержать отловленных животных. Беспризорных собак и кошек Белогорска и Белогорского района будут привозить в село Лозовое. А в Мазановском районе будущему приюту уже дали благозвучное название «Надежда». Остальные территории пока не позаботились о том, где будут содержаться животные.
— Первая часть вопроса почти решена: построили 20 вольеров для дальнейшего содержания бродячих животных, — говорит глава Мазановского района Михаил Пивень. — Сейчас подыскиваем организацию, которая будет отлавливать животных. Подсчитать, сколько животных необходимо отловить, сложно. Но если учесть, что в одном вольере смогут 2—3 собаки содержаться, то получается, что нам удастся убрать с улицы 70—80 животных. Думаю, этого достаточно. Видите ли, деревня несколько отличается от города. Здесь собаки практически есть у всех, и, скорее, проблема в том, что хозяйские собаки содержатся без привязи, а потому и слоняются по всей деревне. Думаю, как пойдет первая волна отлова, хозяева начнут держать своих питомцев на привязи. На все про все нам было выделено около миллиона, на создание приюта потратили около 500 тысяч рублей, оставшиеся 400 пойдут на отлов и содержание.
Держать на привязи
Проблема безнадзорных животных характерна, скорее, для крупных райцентров и городов, где есть многоквартирные дома, соглашаются главы и других районов. Муниципалы надеются, что закон научит селян держать собак на привязи и следить за их перемещением. Плюс новый вид деятельности даст хоть три-четыре новых рабочих места.
В законопроекте четко прописаны права и обязанности собственника животного, в частности введение обязательной регистрации животных с выдачей свидетельства, присвоением номера и чипированием либо биркированием. В законе также дано определение жестокому обращению с животными и введен запрет на осуществление этих действий. «И это правильно, что животные не отстреливаются, а отлавливаются, — говорит глава Благовещенского района Сергей Адаменко. — Это позволяет соблюсти интерес и тех, кто за радикальные меры, мол «избавьте нас от собак», и тех, кто является владельцем потерявшейся собаки или кошки. Если владельцам дорого их животное, то они придут в питомник, заплатят штраф за то, что их жучка без присмотра бегала по улице, и заберут ее».
По закону в вольерах животное будет содержаться только полгода. Если за это время несчастному не подыщут нового хозяина или не найдут прежнего владельца, животное выводится из приюта и переходит в собственность муниципалитета. Что дальше делать чиновникам, в законе не прописано. Этот факт вызывает недоумение у некоторых руководителей. Речь идет о том, что ветеринар вправе умертвить бродячее животное в трех случаях: если оно агрессивно, имеет неизлечимые заболевания и если необходимо облегчить его страдания.
— Никто четко не может объяснить, что делать с животными, которые отбудут в приюте положенные полгода. По истечении этого времени финансирование на эту собаку или кошку прекращается, и как написано в законе, я должна принять животное в муниципальную собственность. А дальше что делать с ним, стерилизовать и отпустить? Разве стерилизация дает гарантию, что они не будут кусаться. Конечно, в законе пока есть недоработки, но думаю, что для начала нужно начать его реализовывать на практике, — сетует глава Дипкуновского сельсовета Галина Топор.
Ветеринары говорят: если безнадзорных животных не отлавливать, их численность резко увеличится. «Каждая вторая собака приносит 8—11 щенков, — поясняют специалисты. — Через полгода они уже будут способны к воспроизводству. Борьба с бездомными собаками — процесс сложный. Для того чтобы сократить популяцию, необходимо ежегодно сокращать численность как минимум на 70—80 процентов».
В пятнадцати муниципальных образованиях конкурс на право отлова бродячих животных выиграла благовещенская фирма «Деним-А». Конкурентов в регионе у нее раз-два и обчелся. Аналогичные компании существуют в Белогорске и Свободном, но расширенную сеть по региону имеет только организация из Благовещенска. Теперь у нее появится право ловить, перевозить и в некоторых случаях содержать безнадзорных животных. Между тем в 2013 году эта компания не раз привлекала внимание правоохранителей по фактам жестокого обращения с животными — собаки отстреливались дротиками с ядом на виду у прохожих. Однако причастность специалистов фирмы не была доказана.
6
месяцев по закону можно содержать животное в вольерах. Если за это время хозяин не будет найден, собака переходит в собственность муниципалитета
Как пояснил АП директор фирмы «Деним-А» Вячеслав Золотарев, отлов питомцев будет осуществляться гуманными способами — это сети, петли и дротики со слабым наркозом. Единственное, говорит предприниматель, сети и петли будут использоваться в крайнем случае. «Проблема в том, что отлов сетями — процесс очень зрелищный и привлекает много внимания. Животное сильно реагирует на то, что его пытаются лишить свободы, сопротивляется, рычит, а когда на него накидывают сеть — визжит. Поэтому чаще будут использоваться шест с петлей и дротики со снотворным. Защитники животных нам и так мешают в работе, постоянно закидывая всевозможные инстанции жалобами», — говорит Вячеслав Золотарев.
Ограниченная конкуренция
В тех районах и городах, где «Деним-А» заключила контракт, специалисты компании готовы начать работу. Выходить на конкурс в оставшихся районах, по словам руководителя, компания не намерена. Из-за ограниченной конкуренции в этой сфере существует вероятность того, что местные власти не смогут найти организации, которые будут заниматься регулированием безнадзорных животных. И это несмотря на то, что деятельность по отлову не лицензируется.
— У нашего вида деятельности много злопыхателей, сразу же появляется куча правозащитников и зеленых, которые вставляют палки в колеса, — отмечает руководитель компании, выигравшей конкурс по отлову и содержанию животных в Белогорске и Белогорском районе. — Эти люди неправильно понимают понятие регулирование численности. Они считают, что отловленных животных мы должны спасать от людей, кормить их и содержать до бесконечности. Но нужно понимать, что безнадзорные животные размножаются в геометрической прогрессии. Например, в Белогорске нужно отловить 150 животных. Если этого не сделать и не стерилизовать их, то на следующий год их будет уже 300. Вот и представьте, какое количество вольеров нам необходимо будет построить через десять лет при таком контроле.
Проблема безнадзорных животных поделила амурчан на два лагеря: на тех, кто животных любит и кто боится и ненавидит их. В спорах о том, что делать с бездомными животными, одни говорят: убивать, другие — искать приют. Первое считается негуманным, второе — требует больших денег. Поможет ли найти выход новая система контроля над численностью бездомных животных, покажет время и опыт.
Сколько денег потратят города и районы Приамурья на отлов и содержание безнадзорных животных в 2014 году — см. инфографику.
Возрастная категория материалов: 18+
Читательница, не могу ничего сказать о селе — житель городской. но относительно работы с населением, вопрос полиции. вообще законодательно предусмотрена административная ответственность. надо писать заявление в полицию. будет ли ожидаемая реакция — не могу сказать. знаю, что со многими вещами в селе сложнее чем в городе, потому что все друг у друга на виду, люди боятся, что рыпнешься — ненароком и дом спалят. хотя, я бы обязательно нагавкала на нерадивых владельцев животных, зная в лицо, а не помогло — воспользовалась своими законодательными правами. жаль, что закон запрещает многие моменты — жуткое желание посадить на цепь хозяина, относиться к нему, как он к животному, а потом выпустить погулять. или потаскала бы за хвост. пришила и потаскала, а потом можно выкинуть на улицу в мороз, на ночь. и забыть покормить, или накормить какой-нибудь гадостью... чтобы почувствовал на своей шкуре и понял, почему животное ведет себя так, а не иначе и проявляет агрессию. к сожалению, некоторые товарищи не поддаются разговорам, объяснениям и просьбам, понимают только после жестких мер
— собачница (гость)Причем здесь зооистерия?
Если, касаться обычного села, пусть даже и районного центра, то бывшего сволочного хозяина брошенной собаки или кошки, вполне реально найти.
А еще у нас практикуется, что чаще всего хозяева домашних собак просто отпускают их с цепи со словами «...пусть побегает, потом прибежит...». Я тоже боюсь стаи таких вот бегающих собак. У нас хозяева их отпускают с привязи с осени, когда урожай соберут на участках и привязывают весной после того, как огороды вспашут. Причем, хозяйские собаки ведут себя намного агрессивнее, чем зашуганные бездомные. Насиделись на цепи и набрасываются. Я гуляя со своей покалеченной собачкой( на поводке), тоже опасаюсь таких собак. Но в нашем случае, это точно домашние. Просто хозяева у них безответственные. Работать с населением надо.
— Читательницазооистерия продолжается... я, как владелица двух собак, — за борьбу с беспризорниками. каждый раз выгуливая собак на отдаленной площадке города, чтобы они не кому не мешали, вынужденна еще и их охраной от стаи бродяжек заниматься. на свой страх и риск. я каждый раз думаю: если мои балбесы любопытные и дружественные что-то сделают не так, то растерзает стая нас всех троих. про мысли, чтобы не подцепить моей парой какую болячку, вообще молчу. ну почему я, как добропорядочный блюститель законов, человек разумный, купив животных, которых содержу по всем правилам, должна это терпеть? я понимаю, что есть моральные уроды, для которых животное (зверь как ни крути) — игрушка, которую если не понравится выбрасывают. но почему остальные должны быть заложниками? истреблять беспризорников, считаю, надо (и тут в меня полетели помидоры...). и без затрат из бюджета на содержание (тухляк отправился вслед за помидорами). лучше пенсионерам эти деньги отдать или на лечение ребенку перечислить.все же жизнь человека поважнее собачьей, давайте уже будем рассуждать здраво, а не с точки зрения ми-ми-ми. для любителей несчастных зверюшек — создавайте частные приюты и возитесь с калечными сколько влезет. но в сложившейся ситуации, вероятно, стоит подумать законодательно и о первопричине — может быть, как на оружие, лицензию на владение животным выдавать? потому как собаку или кошку брошенную на улице видно, а ее бывшего сволочного хозяина найти и вправить мозг нереально .
— собачница (гость)Да, стало страшно, когда узнала что Деним А выиграла конкурсы... всем животным каюк.....:((((
— Любитель животных (гость)«...Теперь их должны отлавливать, вакцинировать, стерилизовать и содержать в спецприемниках вдали от населенных пунктов...» Что, есть те кто верит в эти сказки?! Зачем тратить деньги на животное если его все равно убивать?!
Далее написано «... под приют определили старое здание ветеринарной станции в Пояркове. На территории станции есть теплые гаражи, в которых зимой будут содержать отловленных животных...» Кто будет кормить собак? Где будут закупать корма? Договор с поставщиком подписан? Кто лечить будет? Ведь лечить собаку и кошку, это совсем не то, что заниматься курами, свиньями и коровами. Кто будет брать анализы? Рентген? Какой хирург будет лечить? Наверняка собачки будут с травмами. И заболевания внутренних органов вполне возможны.
Еще вопросы. Кто будет убирать в помещениях? Насколько там тепло? Уже закуплены лекарства, миски, лотки, наполнители, лежанки? Рассчитаны нормы на каждого возможного постояльца?
Лично я постоянно обращаюсь в местную ветеринарную клинику. У нас там нет никакого медицинского оборудования для домашних животных! Специалисты намного больше занимаются с животными которых можно съесть, а не теми, что просто друзья. И, наверно по деревенским меркантильным меркам ни к чему их лечить. Такие слова слышу все чаще.
Анализы, УЗИ, кардиограмму, рентген, гипсование, и вообще весь всевозможный спектр процедур приходится делать в ветеринарных клиниках областного центра. А до него еще доехать надо. В данный момент коту, куратором которого я являюсь, необходимо снять швы после операции по удалению грыжи и прием офтальмолога, после удара одного из недоброжелателей у котика треснули череп, челюсть и откушена часть языка.
Далеко нашей тьму таракани до решения вопроса цивилизованным путем. Убивать будут!
— ЧитательницаВ селе живу(это районный центр, он упоминается в статье) и в своей округе все знают, чья это собака и сколько их у хозяина. Сельская администрация кроме как убивать никогда профилактической работой не занималась. Главы приходили и уходили а проблема оставалась. Убийцы приезжали из самого Благовещенска!
Считаю, необходимо, всех хозяйских собачек чипировать, далее провести стерилизацию. Льготную или еще как. Вот как убивать?! Моя коллега смотрела за домом, кормила кошку и собаку своей знакомой. Та лежала в больнице на операции. Собака скучала, рвалась с привязи. Ошейник не выдержал и она убежала. Потом, стоило времени, нервов и большого труда найти собачку.
И вообще в селе пусть с немногочисленными коровами разберутся! Бродят целыми днями в оживленном микрорайоне.Народ пугают. Голодные какие то. Позвонила, мне сказали, чьи это коровы, и мол у этой бабушки нет денег на пастуха.
У нас люди Богами стали. Решают жить или не жить. Казнить нельзя помиловать.
— Читательницачестно говоря, не понимаю, почему в селе много бродячих собак?! Значит, хозяева плохие. Обычно собак в деревне берут, чтобы охраняла дом и пес сидит на привязи-цепи. Хотя погулять хозяин собаку выпускает, но ненадолго и при нем самом.
И действительно, что делать после полугода? Не лучше ли сразу, ну через пару месяцев либо недель, ликвидировать животное после поимки и все?
— правильно (гость)