Президентский тигр Кузя, которого в конце мая выпустил на волю Владимир Путин, похоже, прочно обосновался в соседнем Китае. Там он оказался месяц назад, переплыв Амур. Сигнал с его радиоошейника продолжает поступать в Амурскую область. Как рассказал начальник отдела охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий Валерий Погасиенко, Кузя жив, здоров, активно обследует территорию провинции Хэйлунцзян. Чем он питается, амурские охотоведы сказать затрудняются. Вся информация о хищнике-мигранте передается в Москву. С китайскими коллегами по охране диких животных есть договоренность — они отслеживают перемещение редкого особо охраняемого зверя и обеспечивают его безопасность.
Китай для Кузи не так опасен, как считается, уверен координатор международной коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов, который с самого первого дня пребывания Кузи в КНР находится на связи с местными лесниками и зоологами из Центра больших кошек в Харбине — академиком Ма Цзянчжаном и профессорами Чжаном Миньхаем и Цзяном Гауаншунем. Корреспондент АП связался Евгением Симоновым.
— Кузя за месяц обошел большую часть китайского Малого Хингана и вчера вышел к Амуру напротив Амурзета, — уточняет Евгений Симонов. — Лучший вариант развития событий — киса уйдет к северу и зазимует в кедрачах и дубняках в центре Малого Хингана. Там, предположительно, достаточно дичи и вменяемое лесное начальство. Потом, когда река встанет, тигр сможет бродить через границу туда-сюда. Именно в этом районе (вокруг резервата Тайпингоу и парка «Три ущелья драконьей реки») экологи России и Китая уже 20 лет предлагают создать трансграничный международный природный парк, необходимый в силу высочайшей ценности как лесных, так и речных экосистем. Напротив Тайпингоу на российской стороне находится бассейн реки Помпеевка и прилежащие природные заказники Дичун и Журавлиный, что в Облученском районе Еврейской автономии.
Как утверждает Евгений Симонов, амурский беженец Кузя пока ведет себя примерно. «Не съел ни одной коровы, собаки или человека. Его за месяц вообще никто не видел, — опровергает интернет-слухи Евгений Симонов. — Только помет и остатки задранных им кабанов. Но Китай — место населенное и вероятность встречи с людьми велика, особенно в сельхозугодьях, где он зачем-то и бродит последнюю неделю. Кузя — сейчас вовсе не самый проблемный тигр в провинции Хейлунзцян. В ста километрах к югу от него в Маньчжурских горах какой-то полосатый субъект держит в страхе три лесные деревни и позавчера уже загрыз бычка и чуть не напал на человека».
— Пока по опыту первого месяца Кузя в Китае не в большей опасности, чем Боря и Илона в Приамурье, — считает координатор международной коалиции «Реки без границ». — Есть риск, что, не найдя кормных мест, Кузя нападет на человека и будет ликвидирован. Или тигр попадет в ловчую петлю, которые бессчетно расставлены по окрестностям на оленей и кабанов. Еще одна опасность — хищник попадет в любое безвыходное положение (ту же петлю), а вокруг нет квалифицированной команды, способной обездвижить и переместить его, пока зверь живой. Поэтому китайские специалисты просят прислать им опытных российских тигроловов из Приморья для обмена опытом.
Нанести вред может и небывалый интерес китайцев к редкому зверю. Как только ляжет снег, местные лесники, журналисты и авантюристы могут затропить бедную кису до нервного срыва, считает Евгений Симонов. Этого очень боятся китайские зоологи и просят никому, кроме них, не давать подробных данных о местоположении Кузи. Местные лесники регулярно предупреждают местное население, как себя вести при встрече с тигром. Кроме того, специалисты из Поднебесной дали команду очистить лес от браконьерских петель. Самый лучший выход для Кузи — уйти на север в горы в лесничество Чжунсин и резерват Тайпингоу, тогда он может без проблем там зазимовать, продолжая питаться кабанами, считает специалист.
Добавить комментарий
Комментарии