«Интерстеллар» — это колосс. Нолан, отдавший должное человеческому сознанию в «Помни» и подсознанию в «Начале», взялся за масштабнейший по проблематике проект с решительностью, свойственной его собственным героям, которым постоянно приходится испытывать страх исключительно в процессе, но никак не перед ним. Колосс этот, правда, укомплектован отнюдь не глиняными точками опоры — режиссер талантливо укрепляет неуверенные места в сценарии актерской игрой, диалоги, в которых слишком много пафоса, — бездонным космосом, заливающим экран с неумолимой силой, а сложные для понимания научные рассуждения — юмором или драмой. Вполне справедливые замечания по отношению к «Интерстеллару» всегда касаются деталей и потому беспомощно разбиваются об общее ощущение мощи, заставляющее зрителя вжиматься в спинку кресла и надеяться, что все обойдется.
Сюжет трехчасовой картины сложно даже приблизительно описать, не раскрыв режиссерских карт. Правда, карт у него на руках хватит на несколько колод, но с каждой из них лучше знакомиться самостоятельно. То, что известно перед просмотром — планета, на которой заканчивается пища, люди, у которых заканчивается время, и бывший пилот NASA, а теперь — фермер Купер, которому предстоит вернуться к рычагам управления «последней надеждой человечества». На самом деле даже вопрос этого спасения Нолан ставит двояко — по одному из сценариев развития событий гибель всего населения Земли во имя доставки оплодотворенных яйцеклеток в другую галактику считается успехом. То есть это главный герой спасает своих детей — на самом деле речь идет о выживании вида как такового.
С учетом того, что оба брата Нолана при работе над сценарием наткнулись на тот же самый парадокс со временем, что и многие их предшественники (один Кэмерон чего стоит), кое-что зрителю предоставляют додумать самостоятельно. Но немного. «Интерстеллар» консультировал эксперт, чье имя не нуждается в особых представлениях — американский физик Кип Торн вместе со Стивеном Хокингом представляют собой эдаких современных Энштейнов, особенно с точки зрения личной прижизненной популярности. Он же выступил и одним из продюсеров картины, так что в сценарии множество научных и околонаучных диалогов, которые призваны не столько объяснить устройство Вселенной, сколько уверить нас, что за спасение homo sapiens берутся не какие-нибудь там лабораторные крысы.
В целом же все это нагромождение непостижимых сложностей напоминает библиотеку в комнате дочери главного героя. Рано или поздно из нее вываливаются нужные книги, чтобы зритель имел представление, сколько лет пройдет на Земле за час на далекой планете и каким именно образом собирается миновать черную дыру корабль с астронавтами на борту. Предъявлять картине претензии с точки зрения современного опыта в освоении космоса решительно нелепо — в конце концов, ориентировавшийся на научную фантастику полувековой давности (главным образом, на «Космическую одиссею») Нолан намеренно оставляет героям вполне известные технические возможности, чтобы подчеркнуть нехватку времени. Дело не в том, как именно случилось то, что случилось — не зря Купер растолковывает закон Мерфи своей дочери задолго до полета.
Режиссер делает ставку на Мэттью Макконахи, способного быть органичным в любых обстоятельствах, и дальше просто помещает его в самые разные декорации и условия, а вместе с ним и весь немногочисленный актерский состав картины. Зритель вспомнит при просмотре и «Солярис», и «Чужого», и книги Стругацких, и всю плеяду зарубежных научных фантастов — здесь переплетено слишком много ниточек, чтобы с первого раза внимательно рассмотреть каждую. Особенно любопытно анализировать «Интерстеллар» после недавних «Гравитации» и «Прометея». С первой фильм Нолана играючи расправляется, превращая ее в некое подобие посещения детского аттракциона, второй же окончательно превращается в личные переживания Ридли Скотта, нисколько не проигрывая при этом по масштабу замысла.
Космическая тема явно возвращается в большое кино, отпустив с благодарностью своих корифеев — Спилберг не стал снимать «Интерстеллар», продолжение «Звездных войн» Лукаса на днях закончил снимать Дж. Дж. Абрамс, главные роли в «Гравитации» исполнили актеры, которых решительно невозможно было представить в роли покорителей пространства и времени. Нолан, как великий мастер визуальных деталей, задает очень высокий уровень всем, кто придет на это поле после него — большое кино про космос теперь в первую очередь означает максимальное ощущение присутствия, от которого даже немного знобит. Заведомо отказавшись от 3D, режиссер наносит ему сокрушительный удар — у него получается больше, а зритель вместо нелепых очков пользуется природными инструментами.
Зритель испытывает боль — настоящую душевную боль, зал затихает на три часа, хотя первые 40 минут ему показывают в основном пыльную кукурузу. Зал обращается в камень, когда в середине фильма наступает одна из сильнейших сцен в кинематографе, казалось бы, основанная на смене выражений лица Макконахи, который смотрит послание Кейси Аффлека на довольно убогом для космического корабля экранчике. Зал верит Мэтту Дэймону, зал переживает за Майкла Кейна, зал понимает, что за довольно небольшой кэш его поместили в совершенно другой мир, в котором нет места обидам даже на то, что все человечество за пределами североамериканского континента (и тот сжался до размеров штата) стерто как пыль со стола. Слишком много пыли для заката человечества, смотреть хочется на небо.
И пафос, который вложен в три специально отведенных для него диалога между Маккконахи и Хэтэуэй, должен бесить, но не бесит. В конце концов, будучи заняты делом, герои высокопарных речей не говорят, а гибельная бесконечность, от которой героев отделяют несколько миллиметров металла, способна выкрутить до предела любые ручки регулирования. Сценарий, у которого заведомо есть как минимум всеобщий хэппи-энд, ведет зрителя дорогой успехов и разочарований туда, где Кристофер Нолан уже никогда не будет «возродителем Бэтмэна». Кино, способное потрясать — здесь и сейчас. Не пропустите.
Добавить комментарий
Комментарии