Тимур Бекмамбетов старательно повторил карьеру Люка Бессона, разве что на Милле Йовович не женился. Режиссер, на которого возлагали миссию по спасению отечественного зрелищного кино, превратил это занятие в смесь хобби с дополнительным заработком, время от времени штурмуя не нуждающийся в подобных штурмах Голливуд. Зато словосочетание «продюсер Тимур Бекмамбетов» в последние годы ставится под всем подряд, как будто создатели российского кино суеверно рассчитывают получить таким образом больше прибыли. Чем конкретно занят он сам — не очень понятно, но вот превратившиеся с его подачи в ежегодный ритуал «Ёлки» напоминают: жив, курилка, и может не только обеспечивать, но и по старой памяти руководить съемками.
Бекмамбетову в четвертых по счету приключениях россиян вокруг елочки досталась главная из шести слабо связанных между собой новелл, из которых и составляется этот фильм. Действие, как следует из названия, перенесено на 100 лет назад в Российскую империю — Серебряный век и одновременно полгода с начала одной из самых отвратительных войн в человеческой истории, три года до череды и вовсе губительных для страны катаклизмов; в общем, шуточки. Совершив вполне себе смелый для создателей современного российского развлекательного кино с его привычным вращением вокруг гаджетов, соцсетей и прочих данностей века XXI ход, создатели «Ёлок 1914» этим и ограничились.
Про первую половину прошлого века проще снять «Солнечный удар», чем новогодний сказ про Светлакова с Ургантом. Собственно, это в некотором роде даже свинство в конце 2014 года, когда с настроением в российском обществе складывается довольно трудная ситуация, показывать новогоднее кино о том, что все будет плохо. Редкий случай, когда стремление отойти от стереотипа (созданного, к слову, самим же Бекмамбетовым) идет во вред всему — а плохо написанные сценаристами в силу плохой осведомленности о времени действия сюжеты придают «Ёлкам» какой-то странный лубочный оттенок.
Немного спасают хорошие актеры, которые по традиции попадают сюда вместе с шоуменами. Радует, к примеру, экранное появление Константина Хабенского, до сих пор являвшегося закадровым голосом проекта, но и он является нам что твой Колчак. Видели мы это уже, в общем. Создатели фильма прямо-таки выпрыгивают из штанов, чтобы провести понятные и отчетливые параллели между «веком нынешним и веком минувшим». Здесь тебе и чемпионат по фигурному катанию, и жилищные проблемы, связанные с кредитованием, и конфликт между художником и чиновником, и даже Дума бредит — все на блюдечке. В жанровом смысле тоже кое-что сделано, в том числе из популярного некогда «Сибирского цирюльника» привлечен нестареющий медведь, а также некоторые приемы мэтра Михалкова в изображении эпохи, давно существующей только в словах, картинках и воображении.
Все это, вкупе с монолитным утверждением насчет того, что Рождество там или Новый год — разница несущественна, аккуратно распределено по хронологии картины, чтобы не вызвать у зрителя несварения. Возникший в эпоху весьма похожего на застой (особенно в сравнении с сегодняшним днем) президентства Дмитрия Медведева, проект «Ёлки» в течение трех лет своего существования отличался легкостью, отсутствием художественных претензий и напускным новогодним весельем, которые переходили из картины в картину подобно актеру Александру Головину.
Зритель, пришедший повысить уровень новогоднего настроения, а угодивший в прямо-таки диккенсовский мир, спрашивает себя, где смеяться.
Больше всего «Ёлки» напоминали киновариант новогодней развлекательной программы на любом из российских каналов — с Новым годом, ля-ля-ля, поднимем бокалы, забудем о проблемах. Внезапный поворот оверштаг, проделанный продюсерами, вряд ли отпугнет аудиторию, хотя такой вариант они тоже учли. Скорее, обидно, что попытка снять кино, которого в российской индустрии попросту не бывает, была сделана вот на этой почве и сделана именно так. Неудивительно, что посмеяться на самом деле можно только от силы при просмотре двух из шести новелл, а общая атмосфера картины вызывает скорее тоскливое желание поскорее покинуть зал — не так уж там и страшно, в этом 2014-м. На руку этому желанию играет и очевидная надуманность большинства ситуаций, которым положено быть комедийными: о том, что фальшь мгновенно убивает смех, российскому зрителю слишком уж хорошо известно, особенно если он видел что-нибудь вроде ленты «Что творят мужчины».
Все эти городовые-жандармы-солдатики, половина из которых опережает свое время, а вторая, напротив, с той же скоростью стремится еще на век назад, все эти хихикающие барышни и околомаяковская публика натыканы в сюжетные линии по принципу «персонаж создает время» и натурально бесят. Странно, но вполне себе костюмный фильм радует скорее не костюмами, а декорациями. За них на съемках «Ёлок» отвечал явно человек трудолюбивый и решительный, благодаря чему хотя бы за плечами героев мы видим тот самый 1914 год, который себе представляли. Герои в это время нагнетают и нагнетают драму — не очень понятно, зачем они терпят такое количество бед и лишений, хотя вполне понятно — почему.
Зритель, пришедший повысить уровень новогоднего настроения, а угодивший в прямо-таки диккенсовский мир, спрашивает себя, где смеяться. В качестве ответа из сюжета выглядывают уже упомянутые Светлаков и Ургант, насчет которых создатели фильма прямо заявляют: больше в России вас никто уже не рассмешит. Получается, что возьмись авторы «Ёлок» — к слову, их снимали девять российских режиссеров — за свои эксперименты в какое-нибудь другое время и под другим брендом, можно было при известной работе над сценарием получить настоящее кино.
Новогодний спектакль же получился чересчур громоздким и навевающим тоску. Хотя упомянутый министр культуры наверняка будет приводить его в пример в течение ближайших пары лет, особенно если учесть, что по первоначальным сборам «Ёлки 1914» ни в чем не уступают своим успешным предшественникам. Для тех же, кому все эти штучки с путешествиями во времени совершенно ни к чему, в январе выпустят то, что в большом мире называется спин-оффом — комедию «Ёлки лохматые», куда вернутся телефоны-планшеты-соцсети, а для пущего умиления главным героем сделают песика.
Возрастная категория материалов: 18+
такое уж нагромождение речевых оборотов, что задумалась: автор перепутал рецензию с диссертацией, или лбом на клавиатуре залип, пока писал?
— Анохихихин (гость)