Обратное переселение

70

процентов составляет ветхость дома по результату экспертизы от 2006-го года

– В новую квартиру мы переехали в начале января, — с дрожью в голосе рассказывает Любовь Смущенко. — Потратили деньги на ремонт и мебель, а теперь нам говорят, что нас могут вернуть обратно из-за того, что соседи воспротивились переселению и намерены обратиться в суд, чтобы признать наш дом пригодным для проживания.

Любовь Смущенко одна из первых жильцов одноэтажного барака на берегу Зеи по улице Пограничной, 15/5, которая получила квартиру в новостройке по программе переселения. В 2006 году дом был признан аварийным. В этом году власти планировали расселить всех остальных собственников в новостройку в 800-м квартале города, возведенную как раз для этих людей. Следом за Любовью Смущенко сертификат в канун нового года должна была получить и ее соседка, пожилая пенсионерка Нина Павлова. Однако когда женщина пришла в администрацию поинтересоваться о дате переезда, ей сообщили, что ее переселение под вопросом. «Мне объяснили, что из первой квартиры поступают жалобы, что их переселяют насильно», — поделилась с АП Нина Павлова.

В списках переселяемых из аварийного дома жильцов оказались двое людей, умерших более 20 лет назад 

Аварийные жуки

В конце января вокруг одноэтажного барака на улице Пограничной, 15/5 в Благовещенске вспыхнули нешуточные страсти. Собственники двух из пяти квартир барака оказались не согласны с решением благовещенских властей. Они утверждают — дом не аварийный. В достоверность решения комиссии от 2006 года люди не верят. В нем прописано, что ветхость конструкций дома превышает 70 процентов.  По словам жильцов, в техническом заключении сказано, что деревянные конструкции повреждены жуками-точильщиками, хотя стены и перегородки здания выполнены из железобетонных панелей. Кроме того, в списках переселяемых из аварийного дома жильцов оказались двое людей, умерших более 20 лет назад.

«Анализируя документы по улице Пограничной, просматривается определенная заинтересованность в освобождении земельных участков на берегу реки Зеи», — написали свои подозрения жильцы в центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». К решению проблемы обиженных граждан подключились и представители регионального штаба общероссийского Народного фронта, и Общественная палата Амурской области. Общественники вместе с жильцами направили жалобу прокурору города. Собственники квартир «дома под снос» добиваются в суде признания своего жилья пригодным для проживания. В качестве аргумента жильцы намерены представить решение независимой экспертизы, где указано, что дом аварийный лишь на 35 процентов.

Взгляд изнутри

С виду одноэтажный панельный дом на Пограничной не выглядит аварийным. Скорее, он похож на здание, которому требуется капитальный ремонт. Мнение, основанное на беглом взгляде, в корне меняется, когда смотришь на дом изнутри. Чтобы попасть в квартиру Любовь Смущенко, приходится орудовать топором. Из-за просадки основания дома дверь постоянно клинит, поэтому орудие дровосека здесь используют в качестве рычага.

Одни соседи не желают переезжать потому, что недавно сделали евроремонт, другие — не хотят расставаться с курочками и собачками

— Когда на спиртзаводе произошел взрыв, дом серьезно тряхануло, и, по всей видимости, треснул фундамент, потому что стена в квартире последние 10 лет постоянно оседает, осыпается погреб, — проводит экскурсию по покинутой чуть меньше месяца назад квартире дочь Любови Михайловы Светлана. — В подполе у нас постоянно вода — из-за этого нам пришлось его засыпать до самого верха. В квартире из-за сырости постоянно образуется плесень на стенах. Сколько мы ни делали ремонт — вывести ее не получается. 

В чем интерес?

Собственники, согласные на переезд, считают, что их соседи саботируют программу переселения, преследуя меркантильные интересы. Пенсионерка Нина Павлова говорит, что протестующие попросту не хотят терять прибыль от сдачи квартиры внаем. Квартира Нины Михайловны в доме на Пограничной, 15/5 находится в плачевном состоянии. Из-за сырости прогнила, а единственная лампочка работает только на кухне. По квартире членам семьи приходится ходить с фонариком. Одна из стен накренилась и вот-вот завалится совсем. Чего не скажешь о ее соседях, которые не хотят съезжать с насиженного места.

«Обрадовалась, что хоть под старость лет перееду, но не тут-то было, — сетует Нина Михайловна. — Соседи не хотят переезжать потому, что недавно сделали евроремонт, поставили забор и сделали пристройку к своей квартире. Плюс в коммунальной квартире у них не будет земельного участка возле дома. Поэтому и не желают терять нажитое. В другой квартире живет бабушка. Она не хочет переезжать, потому что у нее курочки и собачки. У нас же в квартире жить невозможно — как только идет дождь, крыша течет, а зимой стены вымерзают. Денег привести в порядок жилище у меня нет.

Техническая ошибка

В мэрии Благовещенска АП рассказали, что переговоры и переписку с недовольными жильцами барака в Астрахановке власти ведут уже не первый год. Ситуацию с жуками-точильщиками здесь объясняют технической ошибкой. Как пояснил заместитель мэра Благовещенска Владимир Константинов, когда жильцам предоставляли документы, на их дом вместе с бумагами в папку попало техническое заключение, относящееся к совершенно другому дому. «Мы неоднократно встречались с жильцами этого дома по этому вопросу, объясняли, извинялись, что случайно к ним попал этот документ. По этим фактам нас и прокуратура проверяла, однако жильцы, похоже, ничего не хотят слушать», — комментирует Владимир Константинов.

Насчет умерших переселенцев в администрации Благовещенска говорят, что на процесс переселения этот факт никак не повлияет, так как согласно ФЦП жильем население бараков обеспечивается по принципу «квадрат в квадрат», а не по количеству собственников. К тому же обязанность представлять в Росреестр сведения о количестве проживающих лежит полностью на гражданах. То, что в переселенцах оказались двое умерших,  вина собственников квартиры. 

Расселение по закону

Также чиновник опроверг слухи, что участок под домом приглянулся застройщикам. «Никаких планов на этот участок нет. Я думаю, что для застройщиков он никакого интереса не представляет — слишком мал. Да и в городе у нас достаточно более выгодных участков», — отметил Константинов.

Дальнейшая судьба дома по улице Пограничная, 15/5 будет решаться только по закону. «Отказники» могут предоставить заключение независимой экспертизы в мэрию, для того, чтобы на их основании межведомственная комиссия изменила свое первоначальное решение. Также собственники вправе оспорить решение комиссии в суде. Если дом признают пригодным для жилья, расселение дома отменят. В старую квартиру придется вернуться семье Любови Сумщенко, которая уже переехала в новое жилье.

Порочная практика

Практически аналогичная ситуация возникла и с аварийным домом по ул. Фрунзе, 76А (76/2). Это строение было также признано аварийным в 2006 году. Жильцы уверены, что техническое состояние дома соответствует всем требованиям жилых помещений, здание не имеет признаков разрушений и повреждений. Дом вошел в программу капитального ремонта в 2007—2012 годах, и в нем провели капремонт — за счет бюджетных средств в нем заменили кровлю, перекрытия, трубы, печи и завалинки. В рамках закона вопрос будет решаться и здесь.

Владимир Константинов говорит, что практика, когда суд признает аварийный дом пригодным для жилья по заявлению жильцов, порочна. Ведь личные интересы отдельных собственников угрожают жизни остальных проживающих в доме. Так произошло с бараком по Ленина,14. Дому больше семидесяти лет. В 2006 году его признали ветхим и аварийным. Должны были снести, а людей в порядке очереди расселить. Все квартиры на тот момент были муниципальными. Но в 2011-м  жильцы узнали, что из очереди они выбыли, так как по заявлению одной из собственниц жильцов суд признал дом пригодным. Реабилитировать развалюху женщина задумала только ради продажи квартиры. Приватизировать квартиры в аварийном и подлежащем сносу жилье действительно нельзя. Однако теперь остальные проживающие в бараке остались наедине со своими проблемами. В 2012 году программа по переселению закончилась, и внести этот дом в список расселения администрация Благовещенска уже не может.

КОМПЕТЕНТНО

Владимир Константинов, заместитель мэра Благовещенска: «Отменить решение мы не имеем права»

— Я считаю, что решение в 2006 году было принято правомерно, и не доверять комиссии повода нет. Под расселение мы построили за бюджетные деньги дома в 800-м квартале Благовещенска. Квартиры в этих домах мы предоставляем собственникам ветхого и аварийного жилья. Впоследствии у собственников есть право приватизировать жилые помещения. Если жильцы считают, что решение комиссии было принято неправильно, то от них нужны правоустанавливающие документы, заявления и заключение экспертной организации, которая напишет, что дом пригоден для жилья. Межведомственная комиссия выезжает на дом и принимает решение, вопрос закрывается. Пока же мы не имеем права исключать этот дом из реестра ветхого и аварийного. Если что-то сломается и упадет и, не дай бог, приведет к трагедии, отвечать придется мне, как руководителю этого направления в городе. За то, что я не предпринял меры. Поэтому пока нет такого заключения, жильцы будут расселены, нежелающих переезжать придется переселять через суд. У нас достаточно аварийного жилья, которое находится в еще более плачевном состоянии, но до этих домов не дошла очередь. Если дом реабилитируют, то нам это будет только на руку.

Справка

Пятиквартирный дом по улице Пограничной, 15/5 в Благовещенске строился в 80-х годах прошлого века силами спиртзавода. Он был предназначен для многодетных семей работников завода. Дом изначально был проблемным, так как возводился с нарушением технологий. В итоге семьи, въехавшие в квартиры в 1982 году, в течение трех лет не могли получить прописку, так как дом не принимали в эксплуатацию. В 2006 году по заявлению одного из жильцов межведомственная комиссия администрации Благовещенска признала дом аварийным и включила его в Федеральную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда. 

Возрастная категория материалов: 18+