Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Борщ всухую

Напрашиваясь в гости к чете Савинкиных, мы сразу обозначили кулинарно-гастрономическую цель своего визита — подсмотреть рецепт приготовления борща по‑савинкински и отведать его. «Я виртуозно варю яйца и тыквенную кашу. А в остальном на кухню даже не лезу!» — сразу же очертил скромный круг своих кулинарных достижений Павел Андреевич.

Так вышло, что в жизни он не то что борща не приготовил, а даже не брал в руки поварешку — дома его и троих старших братьев на славу кормила мама, в общежитии была столовая, а сам он в студенчестве прослыл непревзойденным мастером по жарке картошки. В зрелые годы кулинарную эстафету мамы подхватила супруга Людмила Николаевна. Она и рассказала, как в семье Савинкиных готовят борщ, который традиционно появляется на столе как минимум раз в две недели.

— Мы будем готовить борщ всухую, — улыбается она, видя мое недоумение. — Я стараюсь делать не зажарку для супов, так как это не очень полезно, а проваривать овощи. На этот раз мы сварим их без воды, потому что вода забирает витамины, клетчатку. Секрет такой варки — в посуде «Цептер», которой я пользуюсь уже почти 17 лет — с тех пор как начала работать в региональном офисе этой компании. Примерно с этого же времени мы стали стараться питаться правильно, например жарить без масла.

Чтобы борщ был вкуснее, мы все же оставляем немного лука и свеклы для пассеровки. А остальные ингредиенты — свежую капусту, свеклу, картошку, морковь — кладем в кастрюлю. Причем почти все овощи — с огорода Савинкиных. В эту же кастрюлю добавляем половинку свеклы и пару яиц, которые потом пойдут в салаты. В овощи выливаем кружку воды, чтобы они были сочнее, накрываем крышкой и варим «всухую». Параллельно Людмила Николаевна ставит на огонь бульон на телятине.

«У меня нет проблем с подарками — я знаю, что жена очень любит «Рафаэлло» и духи Love in Paris, а с дочкой мы заранее выбираем подарок».

Любовь со второго взгляда

Осенью исполнится 25 лет, как в руках этой хрупкой энергичной голубоглазой брюнетки не только сердце, но и рацион, а значит, жизнь и здоровье Павла Савинкина. Как их — уроженку приморского Артема и коренного благовещенца — свела судьба и как известный на весь север Приморья «шалопай» заполучил руку своей будущей жены, Павел и Людмила наперебой рассказывают, стоя у кипящих кастрюлек.

Они встретились в Тернее — сказочно красивом прибрежном поселке на четыре тысячи человек на самом севере Приморья. Она — 30‑летняя учительница физики и математики, он — 34‑летний журналист. «Это была не любовь с первого взгляда. Взгляд был второй — уже более осмысленный», — улыбается Павел Андреевич. А его жена вспоминает, как он охапками носил ей георгины, опустошая близлежащие огороды с разрешения их хозяек. Он очутился в Тернее случайно — поддавшись порыву, с которым одним движением рвут ворот рубахи, когда становится душно в устоявшейся размеренной рутине жизни.

Его роман с Приморьем, растянувшийся на долгие годы, начался со студенчества. Но окончить владивостокский ДВГУ по специальности «журналистика» с первого раза ему не улыбнулось — Павла Савинкина отчислили за… диссидентство. «А все потому, что на летних каникулах я нашел и прочитал рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и рассказывал о нем однокурсникам», — вспоминает радиоведущий.

Потом он все‑таки получил специальность, отдал годы комсомольской работе на БАМе, в Мазании… И Приморье снова позвало его.

— Я тогда приехал во Владивосток в гости к старым друзьям — посетовал, что Благовещенск уже достал. И друг говорит мне — вот тебе на выбор три района Приморья, но я рекомендую именно север. И я поехал.

Ванна рыбы на свадьбу

За воспоминаниями Людмила Николаевна не забывает о борще — в сваренный бульон она добавляет овощи, заправляет все это поджаркой из лука и свеклы, кладет немного квашеной капусты для кислинки и баночку белой фасоли. Осталось довести блюдо до кипения — и борщ готов. А неутомимая хозяйка уже варит кальмаров «всухую». На соседней конфорке допекается в сковороде яблочная шарлотка. С улыбкой прислушиваясь к нашим разговорам, за час с небольшим Людмила Николаевна без лишних слов приготовила четыре блюда, да еще и домашний майонез, взбив блендером одно яйцо, щепотку сахара и соли, немного виноградного уксуса и полстакана растительного масла. Прибегая к помощи Павла Андреевича лишь для того, чтобы посмотреть на часы на его руке, засекая время приготовления блюда.

— Он очень смешно делал мне предложение, — улыбается она, натирая свеклу для любимого салата мужа — с курагой и орешками. — Я собиралась в поселковый совет — он позвонил и сказал: «Нам по пути» — и мы пошли вместе. Возле здания, на втором этаже которого был поссовет, он говорит: «Давай сначала на первый этаж заглянем», а на первом этаже был загс. Так мы и подали заявление.

На свадьбу молодым привезли целую ванну рыбы, блюда из которой Людмила поставила на праздничный стол. «Море кормило, и у нас все было — и икра ложками, и свежевыловленные крабы», — рассказывает о голодных 90‑х Павел Савинкин.

«Я с армии остался сладкоежкой, — признается Павел Савинкин. — Люблю выпечку, булочки, темный шоколад. Но две недели назад встал на весы и изумился —85 килограммов. Теперь я на диете и полностью отказался от сладостей и хлеба. Результат  — минус два килограмма». 

«Жена мудрая — она решит»

На свадьбу Савинкиным подарили ушастую основу их будущего благосостояния — пушистую испуганную крольчиху.

Благодаря хозяйству, в котором было до 15—20 кроликов, куры и поросенок, семья пережила трудные для страны годы. А в 1997 году все‑таки «сбежала» из Тернея в Благовещенск, снова поддавшись порыву Павла Андреевича.

— В Тернее я организовал с помощью местных предпринимателей радиостанцию — «Студия С», где был единственным ведущим. Но чего‑то не хватало, я маялся, пока вдруг не понял, что творческая жилка никуда не делась и требует выхода — списался с директором «ГТРК Амур», который пообещал мне работу, и мы рванули, — говорит он.

Эту порывистость Павел Андреевич ласково называет охламонством и очень ценит в людях.

— Охламон в моем понимании — это человек, который может махнуть рукой на все и махнуть куда угодно. Я такой с молодости и остаюсь таким, но теперь, разумеется, с благословения супруги, — глядя на нее, смеется он. — Мы очень разные люди. Но сразу поняли, что подходим друг к другу. Я воспринимаю ее мудрость. Она советует мне, как поступить — раньше я мог и психануть, а теперь перестал — знаю, что права будет. Жена мудрая — она решит.

Ни один гороскоп не поручится за последствия их брака — брака между Тельцом и Близнецами.

— Если верить гороскопам, мы несовместимы, — улыбается Людмила Савинкина, разливая по тарелкам свежесваренный борщ. — Но мы понимаем и уважаем друг друга. Почти не ссоримся — даже не помню, когда это было в последний раз. И я горжусь своим мужем.

Снимая пробу с борща, который получился с насыщенным овощным вкусом, она рассказывает, что приближающееся 8 Марта в их семье — чтимый праздник, который начинают отмечать с самого утра. В этот день Павел Андреевич балует своих женщин — жену и дочь — фирменным завтраком: пшенной молочной кашей с сухофруктами или молочной рисовой кашей с тыквой, изюмом и мармеладом.

Стоимость борща «Амурской правды» — см. инфографику

Возрастная категория материалов: 18+