• Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Андрей Ильинский

Час пик продаж

С 12 апреля в Амурской области начали действовать новые тарифы на рынке автострахования. Полис ОСАГО для амурских автомобилистов подорожал на 60—80 процентов. Ожидая удорожания, многие автовладельцы Благовещенска бросились переоформлять полисы по старым ценам. За неделю до «даты икс» страховщики отметили двукратный, а где-то и трехкратный рост количества автовладельцев, желающих приобрести полис автогражданки.

Рост очередей в филиалах компаний СОГАЗ и «РЕСО-Гарантия» объяснили иначе, чем желание купить полис по низким тарифам. «В Благовещенске большинство страховщиков ОСАГО фактически свернули продажи, — пояснили АП специалисты страховых компаний. — Соответственно, весь поток автовладельцев, который раньше обслуживали по ОСАГО десятки страховщиков, автоматически был перенаправлен к нам».

Офисы закрываются и переезжают

Число игроков на рынке автострахования начало сокращаться еще в прошлом году. Первой негативные последствия убыточности ОСАГО в Приамурье ощутила компания «МСК», следом деятельность в Благовещенске под разными предлогами свернули еще несколько компаний: «УралСиб», «Ингосстрах», «Альянс» и другие. Ингосстрах перевел офис по оформлению ОСАГО в Архару за 250 километров от областного центра. Что касается «Альянса», то здесь действие лицензии компании приостановил Банк Росси, выступающий регулятором страхового рынка. Произошло это аккурат перед Новым годом.

«РЕСО-Гарантия» также закрывала в прошлом году свой филиал в амурской столице, но в 2015 году возобновила работу. Сегодня дамоклов меч навис и над благовещенским офисом компании «МАКС». Как отмечают амурские страховщики, держаться на плаву в условиях, когда рубль подешевел относительно мировых валют, а львиная доля автозапчастей — импортные, стало сложно. Ситуацию не способны изменить даже новые тарифы ОСАГО.

— Предсказать, изменится ли ситуация на рынке, очень сложно. Сейчас она такая, что компаниям действительно экономически невыгодно заниматься в Амурской области ОСАГО, — подчеркнули в компании «АльфаСтрахование». — И многие даже добровольно отдают лицензии. Это связано не столько с повышением цен, сколько с текущей экономической ситуацией в стране.

Компании терпят убытки

По данным Банка России, в 2014 году при оформлении полисов ОСАГО страховщики области заработали более 595 миллионов рублей. 80 процентов от этой суммы, или 486 миллионов рублей, было выплачено амурским автомобилистам в качестве возмещения убытков. Оформлено почти 191 тысяча договоров автогражданской ответственности. Несмотря на общую прибыльность рынка страхования девять из 17 компаний, осуществляющих в Приамурье страхование по ОСАГО, понесли многомилионные убытки.

Лидерами по убыточности стали страховая группа «МСК» и «Ингосстрах». В минусе также оказались компании: «Альянс», «ВСК», «ВТБ Страхование», «МАКС», «РЕСО-Гарантия», «Согласие» и «УралСиб». Большинству из них не помогло даже дополнительное страхование жизни и имущества, которое предлагалось в нагрузку к полису автогражданки.

Дифференцированный портфель помог выйти в плюс компании «ВСК». Восемь миллионов рублей убытков по ОСАГО страховщики покрыли за счет прибыли от других видов страхования. В результате этот филиал закончил 2014 год с доходом почти в 90 миллионов рублей. Подушка безопасности в виде классических видов страхования (жизни, имущества и т. д.) помогла покрыть убытки автогражданки и в компании «МАКС». Региональный филиал компании заработал на страховании 62,7 миллиона рублей, а выплаты за год составили только 47,1 миллиона. В результате прибыль страховщиков составила почти 20 против 1,2 миллиона рублей потерь по ОСАГО. На плаву также остались «Согласие» и «ВТБ Страхование».

Номера за отсутствие полиса не снимают с 2014 года. В то же время инспекторы ГИБДД могут отогнать машину на штрафстоянку и не возвращать без предъявления полиса.

Росгосстрах оказался в плюсе

Самый крупный игрок рынка Росгосстрах (РГС) от всех видов страхования — как добровольного, так и обязательного — получил прибыль в сумме около 300 миллионов рублей. По сравнению с 2013 годом доходы компании на рынке страхования увеличились втрое. В позапрошлом году прибыль амурского филиала РГС едва превысила 100 миллионов рублей. Вместе с тем ОСАГО для Росгосстраха в 2013—2014 годах осталось прибыльным бизнесом. В 2014-м страховые сборы от продажи полисов автогражданки почти на 120 миллионов рублей превысили выплаты по ущербу. Годом ранее на разнице сборов и выплат по автогражданке филиал заработал чуть менее 9 миллионов рублей.

— Если брать статистику нашей компании, то в Амурской области вероятность наступления страхового события существенно не изменилась. Примерно каждый 20—25-й автомобилист попадает в аварию, — отметила директор амурского филиала Росгосстраха Галина Базутко в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Благовещенске». — За 11 лет с момента принятия в России закона об автогражданской ответственности (ОСАГО) объем обязательств страховщиков постоянно рос. Заметно вырос размер минимальной выплаты по страховке. За счет повышения стоимости запчастей и других комплектующих выросла стоимость ремонтных работ. Кроме того, выросли судебные издержки компании из-за так называемых автоюристов, которые активно работают на рынке.

На вопрос о навязывании дополнительных услуг при оформлении полисов ОСАГО в офисах компании Галина Базутко отметила, что компания заинтересована, чтобы развивались классические виды страхования, такие как страхование от несчастного случая, страхование квартиры, имущество и прочие. Многие менеджеры настроены на повышение продаж, однако существует тонкая грань между навязыванием услуги и ее активным предложением, подчеркнула руководитель. Тем не менее сотрудники, которых поймали за навязывании дополнительных услуг, были наказаны.

Бизнес пойдет в тень

По мнению экспертов, сокращение игроков на рыке ОСАГО Приамурья может привести к очередному дефициту полисов и невозможности застраховать автомобиль: поток автомобилистов ринется к оставшимся страховым компаниям, те в свою очередь не смогут удовлетворить обвалившийся на них спрос. Это спровоцирует и активизацию теневого рынка страхования.

Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников считает, что негативные последствия повышения тарифов будут видны не сразу. «Многие автовладельцы воспринимают рост цен умозрительно или в теории, пока это не коснулось их лично, — сказал Николай Тюрников в интервью СМИ. — Эффект проявится через полгода, когда с подорожанием столкнется большинство граждан. Вот тогда часть водителей просто откажутся от ОСАГО — будут покупать бланки полисов без заключения договоров или вообще ездить без страховки».

Между тем в Госдуму внесен законопроект, смягчающий наказание за управление автомобилем без полиса ОСАГО. Предлагается, если страховка оформлена, но водитель полис забыл, штраф в 500 рублей отменить, обойдясь предупреждением. В случае если страховки нет, депутаты предлагают снизить санкцию за нарушение с 800 до 500 рублей.

Итоги рынка страхования в Амурской области в 2014 году (тыс. руб.) — см. инфографику

***

ОБСУЖДАЙТЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ В СОЦСЕТЯХ

Мы есть в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках» — группа «Новости Амурской области» и группа «Здоровый образ жизни» и в Instagram.