Несмотря на господдержку, полученную проектом в силу тематики и амбициозной задачи, за реализацию взялись не самые известные и уж точно не опытные в области исторических реконструкций персоны. Леонид Пляскин, занявший режиссерское кресло, до сего момента поработал над рядом негромких сериалов и снял спин-офф «Ментовских войн» под названием «Просто Джексон». Исполнителя главной роли в нем, Дмитрия Быковского, постановщик снял и в «Молодой гвардии» в роли начальника краснодонской полиции Соликовского. В других ролях тоже негусто со знаменитостями. Зрителю хорошо знакомы разве что Юрий Чурсин и Катерина Шпица, а также набирающий популярность Юрий Борисов — совсем недавно мы не досмотрели сериал «Выстрел» с его участием на том же Первом канале. Заведомо «телевизионный» подход к сюжету, не очень-то для этого подходящему, дает себя знать с первых же серий.
В своем воссоздании исторических событий авторы сериала явно рассчитывали на зрителя, знакомого с книгой или фильмом, или хотя бы с чем-то одним. Предыстории молодогвардейцев исключены из сюжета — «Гвардия» начинается, как какой-нибудь очередной сезон, сильно затрудняя понимание происходящего. Для этого хорошо бы заранее прочитать книгу «Это было в Краснодоне», изданную в 60-х. Ее автор, журналист Ким Костенко, хоть и отрабатывает пропагандистскую задачу партии, неплохо рисует образы основных персонажей этой истории, и в память они врезаются надолго. Именно поэтому зрителю, хорошо знающему эту историю, не понравится, к примеру, образ Сергея Тюленина, созданный вышеупомянутым Борисовым: крайне романтизированный наравне с Олегом Кошевым персонаж у Пляскина предстает очевидно недалеким и агрессивным гопником, записавшимся в герои.
Но все это в руках создателей. В конце концов, право на собственный взгляд в работе в первую очередь над художественным произведением у них имеется. У нас же есть не менее законное право оценивать получившийся фильм, и как кино он местами просто ужасает. В первые же пятнадцать минут перед нами внезапно является сцена, полностью украденная (сложно подобрать другое слово) из «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. Зачем? Почему? Никакой особенной сюжетной ценности здесь она не несет и нести не может. Дальше начинается стандартный «Васек Трубачев и его товарищи»: немцы — напыщенные кретины, полицаи — пьяные выродки, Третьякевич отправляет нескольких человек на тот свет в первой же серии — никто и не спохватится. Есть основания полагать, что деятельность комсомольского подполья в этом фильме будет сильно искажена в сторону боевика — нельзя же поразить зрителя одним печатанием листовок и водружением флагов на здание комендатуры.
Чтобы не пустить немцев в дом подпольщиков, достаточно повесить на дверь табличку «Осторожно, тиф». Чтобы освободить еврейскую девушку накануне массового истребления ее соплеменников, достаточно принести полицаю сало — практически открыто, на виду у всех. Немецкий офицер передвигается по оккупированной территории на телеге, прихватив молочного поросенка и одного солдатика: авось не убьют, ой, нет, все-таки убили. Главный герой убивает полицая в собственном дворе. Тело исчезает, как в компьютерной игре, а значит и расследовать нечего. Начальник полиции Соликовский — редкой жестокости человек в реальной жизни — ходит в красной рубахе, вывалив брюхо, и вешает партизан на площади, прихлебывая известную мутную жидкость из бутылки. Именно ему предстоит раскрыть подполье. У славящихся своей педантичностью нацистов на территории царит вопиющий бардак, но им не до этого: они пьют и слушают, как Люба Шевцова в красном платье читает им стихи про Deutschland über alles.
Стереотипами и глупостями каждая серия напичкана с выдающимся перебором, зрителю особо некогда даже разглядеть форму и знаки отличия немецких захватчиков. Преимущественно павильонные сцены отличаются небрежной операторской работой, складывается ощущение, что их не переснимали, стараясь успеть к юбилейной дате. Наверное, поэтому войска СС представлены одним и тем же танком, который пускают в кадре несколько раз, чтобы казалось, что их хотя бы четыре. Но больше всего разочаровывают актеры, которым достались не последние роли. На фоне их ужасающей игры даже не самые блестящие Шпица и Чурсин выглядят выдающимися исполнителями. Зрителя ждет еще 10 серий очень и очень сомнительного проекта. Вдвойне жаль, что такое исполнение коснулось имен, навсегда вписанных в историю: Третьякевича, Кошевого, Земнухова, Громовой, Тюленина, Левашова и многих других, не сумевших избежать трагической гибели. Спаслись, как известно, лишь 12 из более чем 100 молодогвардейцев.
Возрастная категория материалов: 18+
Сериал с историческими реалиями полностью расходится.
Гауптмана полевой жандармерии Ренатуса нарядили в китель штандартенфюрера СС, прилепили на фуражку знак СС, хотя у жандармов была совершенно другой знак, но величают его «полковником».
Другого в форме оберштурмфюрера или гауптштурмфюрера СС упорно называют «капитаном». Или же взять концовку фильма, где ребятами занимались только полевая жандармерия и местечковая вспомогательная полиция.
ЗИПО и СД поначалу заинтересовала лишь Л. Шевцова, но они быстро поняли, что она — не их клиент. Ближайшее отделение ЗИПО и СД находилось в Ворошиловграде (Луганск), человек около 15-ти. А в Краснодоне их и в помине не было...
Фильм Герасиомова 1948 намного лучше, а это современная подделка для отмывания денег.
Фильмы о войне стали снимать без консультантов и историков, поэтому и пошли такие ляпы в каждом фильме и сериале.
— Vlad117Какой-то жестокий человек писал эту рецензию, весьма очевидно, воспитанный бессердечным путинским режимом. Что-то я не слышала, как по всем каналам гремело имя Андрея Митрофанова, который снял фильм, отмеченный Оскаром. Надо же, танки он посчитал... Вот так пропаганда и работает (а в случае с автором уже сработала) — вас учат не видеть главного за деталями. Такие «рецензентов» очевидно стоят на службе у возрождающегося фашизма. А я как филолог, добавила бы, что и рецензии он писать не умеет...
— Татьяна77 (гость)