Компания Бекмамбетова «Базелевс Продакшн», явившая миру «Дозоры», «Горько!» и первую полноценную голливудскую заявку «Особо опасен», на ужастик про подростков потратила ровно миллион долларов. При этом солидная часть этой суммы ушла на раскрутку ленты, в которой, как и в «Пиле» и «Паранормальном явлении» Вана и Уоннелла, главное – это идея. А потому нет расходов на знаменитых актеров, спецэффекты и прочий реквизит. Собственно, успех картины в американских кинотеатрах – следствие правильной рекламной кампании, потому что при всей оригинальности смотреть такое кино лучше на домашнем мониторе. Не только из-за отсутствия вышеупомянутых факторов зрелищности, но и потому, что так получается в некотором роде честнее. Сборы фильма явно превзойдут бюджет более, чем в 50 раз – Тимур Бекмамбетов продемонстрировал миру очередной коммерческо-кинематографический феномен.
Саму идею нельзя назвать оригинальной в чистом виде – создатели «Убрать из друзей» скорее переработали и улучшили ее предыдущие проявления. Телефонное общение с духами, маньяками успело побыть частью культовых фильмов ужасов, шагая в ногу со временем, Голливуд попрактиковался и с современными средствами человеческих коммуникаций: были и жуткие сайты, и неприятные собеседники в скайпе, и социальные сети, в которых обновляются страницы почивших пользователей. Совсем недавно в прокате бесславно провалился триллер «Открытые окна», главные роли в котором сыграли перешедший в низшую актерскую лигу «хоббит» Элайджа Вуд и бывшая звезда фильмов для взрослых Саша Грей. Обоим этой испано-американской картиной репутацию подправить не удалось, но подход был все-таки засчитан: режиссер Начо Вигалондо активно использовал веб-камеры, а большую часть действия увел в онлайн. Тем обиднее испанцу наблюдать за успехом коллег из Грузии и Казахстана.
В фильме Габриадзе привычному миру вообще не осталось места – триллер постоянно подчеркивает невозможность просто встать, закрыть все окна и пойти подышать свежим воздухом. Или, как того требуют обстоятельства, вырвать шнур из розетки и побежать спасать приятеля. Главные герои грешат пристрастием к онлайн-общению и до того, как начинают происходить странные вещи: явление покончившей с собой одноклассницы в общей беседе парадоксальным образом не только не пугает ее участников, но и привносит в вялый обмен шуточками и предложениями раздеться любопытную новизну. При этом создатели «Убрать из друзей» предлагают зрителю морализировать насчет этого самостоятельно – все эти напрашивающиеся выводы насчет пагубности пристрастия к социальным сетям и видеозвонкам слишком очевидны, чтобы вносить их в сценарий. Раньше нам советовали «позвонить родителям» – после этого триллера родственников и близких захочется посетить лично, заодно позволив хоть немного остыть выключенным гаджетам.
Ставшие привычными нюансы удаленного общения Бекмамбетов и Габриадзе легко превращают в художественные приемы, в киноязык, на удивление легкий и понятный зрителю. Мы видим, как герои набирают сообщения и тут же их стирают, чтобы написать нечто совершенно иное: явным становится то, что изначально является сугубо личным. «Картинка» трясется, курсор носится по экрану, главная героиня умудряется объяснять нам предысторию, перелистывая собственную переписку в Facebook, открывая старые почтовые сообщения или тематические сайты. О личности человека оказывается возможным судить по списку его аудиозаписей или набору поисковых запросов – собственно, мы и раньше это себе позволяли, однако экстремальная ситуация на экране дает привычным вещам дополнительную резкость. Другое дело, что в итоге никого из подростков, «попавших в Сеть», решительно не жаль – создатели ленты не делают ничего, чтобы показать их хоть сколько-нибудь симпатичными.
Так триллер, которому обязательно должен сопутствовать еще какой-нибудь жанр, остается самим собой в чистом виде, изредка размениваясь на элементы комедии, молодежной или совсем уж черной. Не поддающееся ни объяснению, ни природным законам Зло, которое часто предстает в голливудских лентах именно с таким запасом всемогущества, выбивает подросткам табуретки из-под ног. И публикование компрометирующей фотографии для общего доступа становится страшнее физических травм. Страхи, о которых снят этот фильм, хорошо знакомы аудитории, предпочитающей онлайн-общение любому другому, однако знающего в нем меру зрителя «Убрать из друзей», конечно, не напугает, а изрядно повеселит. Что не отменяет того факта, что любопытно будет всем очевидцам: за основоположником чего-либо в кинематографе всегда интереснее наблюдать, чем за армиями последователей-эпигонов. Хотя и они могут принести определенную пользу в виде вызова массового отвращения к социальным сетям.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии