Без купюр
Первое судебное разбирательство в прямом эфире — и это не популярные постановочные телепрограммы, проходящие по определенному сценарию, а наша действительность. «Мы открыты для общества, — заявляет председатель городского суда Александр Першин. — Нам скрывать нечего. Введение системы прямых трансляций обеспечит новый качественный уровень доступности общества к процессу рассмотрения дела». По словам пресс-секретаря Благовещенского горсуда Александра Воронина, проведение судебных заседаний с трансляцией в режиме реального времени является первым в истории судов общей юрисдикции России. До этого момента подобная практика была в Белгороде. Однако там судебная тяжба была после заседания выложена на местном сайте в урезанном, отредактированном варианте. «У нас же все — без купюр, — считает Александр Воронин, — и это первый российский опыт. Зритель впервые увидел судебный процесс таким, каков он есть. Последнее время постоянно говорят, что приговор вынесен неправильно, обвиняемому много или мало дали, или он вообще ушел от ответственности. Теперь каждый желающий может зайти на сайт Благовещенского городского суда, понаблюдать за судебным процессом и сделать свой вывод, а не тот, который навязывают СМИ».
Умышленное убийство
Напомним, 22 октября 2014 года владелец автосервиса Стас Трамбицкий на территории своего предприятия дважды выстрелил в голову матери из травматического пистолета, а затем три раза ударил ее ножом в область шеи. Через некоторое время несчастная скончалась от острой кровопотери. Поводом для убийства стали нелицеприятные слова свекрови о своей невестке и внуке. Мужчина оставил тело матери в гараже, после чего отправился в садик за ребенком. Затем Трамбицкий вернулся, завернул труп в простыню и вывез в лесополосу, что в 30 километрах от Свободного, присыпав листвой и хвоей. На вопросы подруг Людмилы Трамбицкой, обеспокоенных отсутствием женщины, сын отвечал, что она уехала отдыхать.
И только 5 ноября он, по настоянию близких людей и коллег его матери, обратился в отдел полиции Благовещенска и попал под подозрение. В ходе допросов признал свою вину,показал, где спрятал тело, и активно сотрудничал со следствием. Как показали экспертизы, во время убийства предприниматель осознавал свои действия, состояния аффекта не было. Трамбицкий обвиняется по статье 105, части 1 «Умышленное убийство». Максимальное наказание за содеянное — 15 лет.
Семейная трагедия
О том, что именно это преступление вызвало большой общественный резонанс, свидетельствует масса народа, толпящегося у здания горсуда. Присутствующим не хватает стульев, их приносят из других помещений. Число же онлайн-зрителей уже с первых минут заседания превысило доступный лимит. На оглашение приговора пришли родственники и друзья подсудимого, а также подруги его матери.
— Да нет, меня привело сюда не праздное любопытство, — говорит сидящий рядом молодой человек. — Мы со Стасом учились вместе. Я хорошо знал его мать, часто бывал у них в гостях. Она была хорошей женщиной, одна вырастила сына, отец погиб, когда Стасу было 10 лет. Дала ему образование и всегда помогала. В голове не укладывается, как он мог совершить такое! Сначала мы с друзьями хотели в интернете посмотреть, но потом решили сюда прийти и в глаза ему глянуть.
Обстановка накалена до предела: знакомые, родственники обвиняемого и убитой им матери, свидетели преступления, оказавшиеся по разные стороны баррикады, находятся на соседних местах. Родные и близкие вспоминают несчастную жертву. Подруги Людмилы Трамбицкой ругают ее невестку Анну, с которой не ладила свекровь. Бабушка и дедушка молодой женщины обвиняют погибшую в том, что она разрушила свою жизнь и жизнь молодой семьи.
— Перед смертью Люда была в таком подавленном состоянии, — сетует ее знакомая, известный в городе администратор областной филармонии Зинаида Рыкова. — Мы давно знакомы. Когда-то она в советское время работала товароведом на базе. Я ей артистов столичных привозила, а она им сапоги и прочие дефицитные товары из-под прилавка доставала. Хорошая была женщина, любила театр, яркую жизнь. Потом ей тяжело пришлось. Бизнес прогорел — кредиты, долги. Она осталась без жилья: брат без ее ведома продал родительскую квартиру, где она жила, и оставил сестру без крыши над головой. Мы с ней вместе ходили по разным инстанциям, но женщина ничего не могла доказать. Она была вынуждена жить с сыном и все терпеть. Случались и драки с сыном и невесткой. С последней ей не повезло. Да если бы не подруги Люды, она бы до сих пор считалась без вести пропавшей.
«Столько времени прошло, а я не могу простить матери Стаса все, что она сделала», — говорит жена подсудимого Анна Трамбицкая.
— Мы вырастили Аню, а Людмила ее женщиной легкого поведения называла, девочкой по вызову, — сокрушается бабушка невестки Людмила Крынина. — Всегда оскорбляла, как могла из дома выгоняла, с внуком никогда не сидела, не признавала его. Свекровь сразу Анютку не взлюбила, потому что мы не богатые. Я заслуженный медицинский работник, муж — отличник просвещения. Не торгаши. Говорила, что она сына нагуляла, хотя правнучек как две капли воды похож на Стаса. Анечка отличницей была, мы ее вечерами гулять не пускали, а тут такие обвинения. А Стас — да он таким хорошим был, всегда нам помогал, жили они прекрасно, пока мать к ним не переселилась. Она звонила ему среди ночи — он несся к ней. Как человек очень услужливый, работал день и ночь, чтобы семью содержать и мать. Все ее долги выплатил, хотя у самого бизнес не клеился.
Преступление и наказание
Заглянуть в глаза подсудимому, убившему свою мать, не удалось. После того как его привели в зал суда, он натянул капюшон и низко склонил голову, обхватив ее руками. Так и просидел весь процесс.
Как рассказала старший помощник прокурора Благовещенска Елена Воропаева, обвинительная сторона, учитывая все смягчающие обстоятельства, настаивает на максимальном сроке лишения свободы — десять лет колонии строгого режима.
— Мы склоняемся, что это умышленное убийство, — заявила Елена Геннадьевна. — Подсудимый вину свою не отрицает, хотя заявляет, что в тот момент не мог контролировать свои действия и находился в состоянии аффекта. Однако поражает циничность и последовательность его действий. Убил, пришел домой, взял простыню, завернул тело, вывез в лес, ввел в заблуждение окружающих. В моей практике такое дело рассматривается впервые. Обычно подобные преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Здесь все происходило в здравом рассудке и полной памяти. Убийца не просто нарушил одну из самых главных заповедей — он лишил жизни женщину, которая подарила ему жизнь. И первое слово, которое он произнес, было «мама». Тем не менее виновник глубоко раскаивается в содеянном. За время следствия он очень похудел, изменился внешне. Вначале это был внешне уверенный, крепкий, здоровый парень. Сейчас подавленный, сломленный человек.
В свою очередь защита просила переквалифицировать статью на более мягкую: «Убийство в состоянии аффекта». Адвокат Трамбицкого пытался доказать, что конфликты с матерью у него возникали почти всегда. Очередное оскорбление матери, которая назвала его жену и любимую женщину гулящей дамой, переполнило чашу терпения предпринимателя. В последнее время он и так переживал тяжелый период в бизнесе и личной жизни. Убийство произошло спонтанно, импульсивно.
От дачи показаний и последнего слова подсудимый отказался. В итоге судья признал его виновным в совершении умышленного убийства и огласил приговор: 9 лет и 10 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима. В течение 10 дней приговор можно обжаловать в областном суде.
— Я пришла, чтобы убедиться, что человек, убивший Людмилу, будет наказан, — говорит подруга жертвы Татьяна Иванникова. — В результате преступника, которого я так ненавидела, мне жаль. И без решения приговора он наказан. Сгорбленный, деморализованный, изможденный, постоянно кашляет. Не тот Стас, которого я знала. Ему стыдно, он понимает, что нет оправдания. Он остался один и никому не нужен. Молодая жена ждать из тюрьмы не будет, а матери, которая все простит, уже нет. С каким чувством будет расти маленький мальчик, зная, что его папа убил бабушку. Не надо было устраивать в суде реалити-шоу, не тот случай. Да, Люда была дерзкая, властная, местами эгоистичная, она шла как танк. Главная ее вина в том, что она очень любила сына, проходу ему не давала, и это страшно.
Анна Трамбицкая до сих пор не простила свекровь
Многие винили в произошедшем пресловутый квартирный вопрос, который довел до убийства, и нежелание жены и матери делить одного мужчину. Теперь молодая жена вынуждена скитаться по чужим углам, а новую квартиру бизнесмена, которую, по словам его жены Анны Трамбицкой, он купил для семьи, наследует брат убитой.
— Меня не пускают даже забрать вещи сына, — жалуется супруга подсудимого. — После приговора родственник подаст иск о лишении Стаса его имущества, квартиры, гаража и машины и станет собственником. Я скитаюсь по чужим углам, муж выйдет из мест лишения свободы — куда он пойдет жить? Потенциальный бомж! Столько времени прошло, а все не могу простить матери Стаса все, что она сделала. Меня из дома выгоняла, своего внука игнорировала. Один раз выгнала малыша в носочках на лестницу, а квартира на одиннадцатом этаже. Надо мной издевалась. Я не выдержала, подала на развод. После этого все и случилось. Когда я узнала об убийстве — не поверила. Ведь мать слишком над ним довлела. Он среди ночи мог бежать к ней и выполнять любую просьбу.
Сломала жизнь и себе и сыну.
— Анн (гость)