• Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Пресс-служба правительства Амурской области

3 сентября министр транспорта РФ Максим Соколов и министр транспорта КНР Ян Чуаньтан подписали межправительственное соглашение о строительстве, эксплуатации и содержании канатной дороги через реку Амур между Благовещенском и Хэйхэ. Кроме того, они обновили соглашение между Россией и Китаем о совместном строительстве автомобильного моста через Амур, подписанное еще в 1995 году. Тогда предполагалось, что переход будет построен за счет федеральных средств, но ни в одну из программ проект так и не попал. Поэтому три года назад было принято решение возводить его на основе государственно-частного партнерства.

2012 год — год начала разработки амбициозного проекта строительства канатной дороги между Благовещенском и Хэйхэ, за которую активно взялись две приграничные территории.

— Произошло историческое событие: решен вопрос появления в Приамурье трансграничной канатной дороги и автодорожного моста. Подписание межправительственного соглашения дает нам право начинать строительство. Сегодня мы готовимся перейти в новую фазу: проектирования и непосредственно возведения объектов. Это очень важный момент для Амурской области. К этому решению мы шли 20 лет, — прокомментировал событие и. о. губернатора Приамурья Александр Козлов.

По расчетам зампреда амурского правительства Марины Дедюшко, возведение канатной дороги, включая проектирование, займет порядка трех лет, на мост через Амур потребуется немного больше времени — около четырех лет. Как подчеркнул Александр Козлов, бюджет на строительство денег выделять не будет.

Стоимость автомобильного моста, по данным специалистов, около 16 миллиардов рублей. Его будет строить, а затем обслуживать компания, созданная правительствами Амурской области и провинции Хэйлунцзян. Для этого она возьмет долгосрочный кредит в китайском банке. Возвращать его будут с платы, полученной за проезд по мосту. После того как компания погасит займы, стоимость проезда будет рассчитываться только исходя из расходов на содержание сооружения.

Канатная дорога возводится за счет частных российско-китайских инвестиций. С российской стороны проект реализует компания Z Development. По словам руководства, сейчас заканчивается проектирование объекта. Строительные работы инвестор готов начать в 2016 году, а завершить — в 2018-м.

«Подписание соглашения дает нам право начинать строительство. К этому решению мы шли 20 лет».

— Проект представляет собой два терминала на каждом берегу, на обоих будет действовать международный пункт пропуска. По канатной дороге будут ходить четыре кабинки вместимостью по 100 человек каждая, — рассказал генеральный директор компании Z Development Алексей Зубков.

В Хэйхэ — на личном автомобиле

Строительство канатной дороги и автомобильного моста, как отмечают специалисты, даст мощный стимул и для развития туризма. В прошлом году Хэйхэ посетило четыре миллиона китайских туристов, однако в Благовещенск приехало меньше 10 процентов. Только канатная дорога, по прогнозам, позволит увеличить число въезжающих из КНР в Приамурье до одного миллиона человек в год.

15

минут будет занимать живописное путешествие через Амур по канатной дороге

— Это уникальный проект. Нигде в мире нет такого, чтобы две страны соединялись между собой канатной дорогой. Хотя сначала никто в этот проект не верил, он казался фантастикой, — заметила Марина Дедюшко. — Но это очень удобный вид транспорта. Пересечение границы будет занимать не больше 10—15 минут. Канатная дорога станет некой изюминкой, якорным проектом развития туристического кластера в целом.

Кроме того, туристическую привлекательность Благовещенска и Хэйхэ должно повысить разрешение на проезд по автомобильному мосту на личном транспорте. Над этим сейчас и будет работать амурское правительство, отметила Марина Владимировна.

Экономия денег и времени

Грузопоток между Благовещенском и Хэйхэ, по расчетам специалистов, благодаря международному автомобильному мосту вырастет в девять раз: с 300 тысяч тонн в 2014 году до 2,7 миллиона тонн после завершения строительства. Кроме того, это сократит транспортные расходы бизнеса.

— В первую очередь мост необходим для развития региональной экономики. Это база для совместных инвестиционных проектов, для производственной и промышленной международной кооперации. Через мост мы сможем совместить транспортные системы России и Китая. Благодаря ему более чем в три раза сократится время в пути экспортных и импортных товаров, что уменьшит конечные расходы примерно на 10 процентов, — подчеркнула зампред амурского правительства.

Кроме того, по ее словам, область будет зарабатывать на транзите. В рамках территории опережающего развития «Приамурская» планируется создание международного транспортно-логистического комплекса, который будет заниматься хранением, перегрузкой и перенаправлением грузов в различные субъекты России.

— Надо сказать, что местоположение двух городов само по себе уникально: Благовещенск и Хэйхэ — это, можно сказать, уже единая международная агломерация, — добавила Марина Владимировна.

МНЕНИЕ:

Александр Козлов, и. о. губернатора Амурской области:

— За то время, что прошло с подписания первого соглашения в 1995 году, многое изменилось и в нашей стране, и в Китае, и во всем мире. Перед нами большая задача — выполнить то, что определили руководители двух стран. В строительстве моста заинтересованы сегодня многие: и транспортные компании, и новые предприятия, которые готовы связать свою судьбу с Амурской областью. Его смогут использовать производства, которые создаются на территориях опережающего развития. Это транспортно-логистический центр в районе села Ровного, цементный и нефтеперерабатывающий заводы в Березовке. Это и газоперерабатывающий, и газохимический заводы в Свободненском районе. Все они будут нуждаться в транспортной инфраструктуре.