Умный в гору: рецензия на новый фильм «Эверест» со звездным актерским составом

Реальная трагедия на склонах Джомолунгмы, которая легла в основу очередного амбициозного проекта кинокомпании Universal, по возможности изучена, многократно описана очевидцами и даже единожды экранизирована, правда, для ТВ. На момент гибели пяти участников двух экспедиций в мае 1996 года самая высокая гора планеты уже забрала жизни множества смельчаков, решившихся бросить ей вызов. Однако именно этой драме было суждено стать наиболее ярким примером того, что бывает, когда безрассудство со стихией действуют заодно. Исландский режиссер Бальтасар Кормакур сделал из этой истории почти документальное в сюжетном смысле кино, а обозреватель АП посмотрел его за день до российской премьеры.

В первую очередь «Эверест» привлекал зрителя количеством задействованных знаменитостей, которые буквально не помещались на афиши. Главная роль досталась недавно примерившему на себя шкуру Джона Коннора Джейсону Кларку, а уж вокруг него по-содербергски расположились знакомые все лица: Джош Бродин, Кира Найтли, Эмили Уотсон, Джейк Джилленхолл, Сэм Уортингтон, а также совершенно неузнаваемая Робин Райт и Мартин Хендерсон с Майклом Келли в придачу. Это, наверняка, продюсерское решение несколько усложнило жизнь исландскому постановщику. В Голливуде он и раньше работал, но распределить экранное время между бойцами этой сошедшей с красной дорожки армии было очень и очень непросто. Во многом это у него и не вышло: самую главную роль в картине исполняет все-таки Эверест, а дальнейшая иерархия быстро превращается в мелькание знаменитых (и преимущественно поросших шикарными бородами) лиц.

Попавший в безвыходное положение зритель оперативно отбирает для себя тех героев, которых способен разглядеть под лицевой растительностью, капюшонами и лыжными, а затем уже и кислородными масками. Пока нет бури, легче всего узнать Наоко Мори, но больше всех повезло, конечно, Найтли, потому как её героиня в гору на этот раз не идет, лежит на диванчике и ждет возвращения мужа и рождения ребенка. Муж, тот самый главный персонаж по имени Роб Холл, в это время делает свой прибыльный, но опасный бизнес — водит на вершину Эвереста энтузиастов, обладающих солидным счетом в банке. Приветствуется альпинистский опыт и хорошая физическая форма, не приветствуются капризы и непослушание, подготовка занимает полтора месяца, само восхождение на пик и спуск в ближайший лагерь — менее суток. Все поставлено на конвейер, насколько это возможно, есть запасы провизии и кислорода, местные жители-шерпы тянут веревки в помощь туристам, а в затылок сопят конкурирующие структуры.

Известно, что к описываемому моменту Джомолунгма уже начала свое превращение в сознании людей из грозной и непокоримой вершины в спортивный инвентарь и средство для утоления амбиций. При этом суть горы не изменилась, и поднимаясь от лагеря к лагерю, герои фильма видят покалеченных, а затем и погибших людей. Забравшись на высоту, на которой обычно летают «Боинги», человек рискует жизнью ежесекундно: кислородное голодание, обострение хронических болезней, снег и лед под ногами и к тому же связка, которая может и спасти, и погубить. К тому же туда за вами не прилетят на вертолетике местные спасатели, даже если их очень сильно попросить — и в экстренной ситуации, и без нее возвращаться придется ножками. А потому главное — тщательная подготовка, следование правилам и безапелляционный возврат при первых признаках возможной ЧС. Герои «Эвереста» нарушают все, что можно, и даже не знающему реальной подоплеки зрителю становится ясно: добром это не кончится.

Еще более примечательно, что настоящими героями этой истории становятся второстепенные персонажи. Один из них — это турист Бек Уизерс, заблудился в пурге, провел ночь на чудовищной высоте и сам вышел к лагерю, будучи практически слепым. Второй — легенда советской альпинистской школы Анатолий Букреев, который в одиночку несколько раз поднимался из лагеря наверх в поисках участников экспедиции, нес на себе кислород, которым сам не пользовался и в результате нашел и спас от верной смерти троих человек. Через полтора года Букреев погиб при сходе лавины, пытаясь покорить Аннапурну — 12-ю восьмитысячную вершины в своей карьере.

Кормакур при этом не просто следует сюжету, написанному мэтрами сценарного дела Николсоном и Бофоем при хорошем знании материала. Он показывает трагедию настолько отстраненно, что зритель невольно становится почти участником событий, пытаясь самостоятельно разобраться в характерах героев. Отношение к некоторым из них меняется несколько раз за фильм. С учетом того, что сюжету сопутствует достойная всяческих наград, вплоть до «Оскара», визуальная составляющая, а неотвратимость трагедии то и дело подает знаки, аудитории не приходится отвлекаться в течение двух часов. Режиссерская работа подозрительно напоминает подход Альфонсо Куарона к его «Гравитации», хотя и без того понятно, что «Эверест» станет в будущем году сражаться за награды от лица Universal, причем в некоторых номинациях с собратьями по студии. Правда, женские роли тут заведомо не триумфальные — героиням главным образом приходится плакать в ожидании и жать кнопочку на рации.

Со знанием дела создатели «Эвереста» подошли и к главным шокирующим точкам повествования. На отмороженные руки страшно смотреть, рядом с засыпающими на снежном ветру героями хочется прилечь, а самое жуткое в картине Кормакура — это люди, бесшумно падающие в бездонную пропасть. Известно, что тела погибших участников экспедиций «Консультанты по приключениям» и «Горное безумие» так и остались на склонах строптивой горы. Съемки велись на месте реальных событий и частично в Альпах, из этого материала удалось сделать один из самых завораживающих фильмов современности, который обязателен к просмотру именно на большом экране. «Эверест» пробуждает желание тоже стать свидетелем тех самых «красот и чудес», о которых пел Владимир Высоцкий, но и напоминает о высочайшей степени риска — на склонах «Повелительницы ветров» и сегодня гибнут люди. 

Возрастная категория материалов: 18+