В первую очередь «Эверест» привлекал зрителя количеством задействованных знаменитостей, которые буквально не помещались на афиши. Главная роль досталась недавно примерившему на себя шкуру Джона Коннора Джейсону Кларку, а уж вокруг него по-содербергски расположились знакомые все лица: Джош Бродин, Кира Найтли, Эмили Уотсон, Джейк Джилленхолл, Сэм Уортингтон, а также совершенно неузнаваемая Робин Райт и Мартин Хендерсон с Майклом Келли в придачу. Это, наверняка, продюсерское решение несколько усложнило жизнь исландскому постановщику. В Голливуде он и раньше работал, но распределить экранное время между бойцами этой сошедшей с красной дорожки армии было очень и очень непросто. Во многом это у него и не вышло: самую главную роль в картине исполняет все-таки Эверест, а дальнейшая иерархия быстро превращается в мелькание знаменитых (и преимущественно поросших шикарными бородами) лиц.
Попавший в безвыходное положение зритель оперативно отбирает для себя тех героев, которых способен разглядеть под лицевой растительностью, капюшонами и лыжными, а затем уже и кислородными масками. Пока нет бури, легче всего узнать Наоко Мори, но больше всех повезло, конечно, Найтли, потому как её героиня в гору на этот раз не идет, лежит на диванчике и ждет возвращения мужа и рождения ребенка. Муж, тот самый главный персонаж по имени Роб Холл, в это время делает свой прибыльный, но опасный бизнес — водит на вершину Эвереста энтузиастов, обладающих солидным счетом в банке. Приветствуется альпинистский опыт и хорошая физическая форма, не приветствуются капризы и непослушание, подготовка занимает полтора месяца, само восхождение на пик и спуск в ближайший лагерь — менее суток. Все поставлено на конвейер, насколько это возможно, есть запасы провизии и кислорода, местные жители-шерпы тянут веревки в помощь туристам, а в затылок сопят конкурирующие структуры.
Известно, что к описываемому моменту Джомолунгма уже начала свое превращение в сознании людей из грозной и непокоримой вершины в спортивный инвентарь и средство для утоления амбиций. При этом суть горы не изменилась, и поднимаясь от лагеря к лагерю, герои фильма видят покалеченных, а затем и погибших людей. Забравшись на высоту, на которой обычно летают «Боинги», человек рискует жизнью ежесекундно: кислородное голодание, обострение хронических болезней, снег и лед под ногами и к тому же связка, которая может и спасти, и погубить. К тому же туда за вами не прилетят на вертолетике местные спасатели, даже если их очень сильно попросить — и в экстренной ситуации, и без нее возвращаться придется ножками. А потому главное — тщательная подготовка, следование правилам и безапелляционный возврат при первых признаках возможной ЧС. Герои «Эвереста» нарушают все, что можно, и даже не знающему реальной подоплеки зрителю становится ясно: добром это не кончится.
Еще более примечательно, что настоящими героями этой истории становятся второстепенные персонажи. Один из них — это турист Бек Уизерс, заблудился в пурге, провел ночь на чудовищной высоте и сам вышел к лагерю, будучи практически слепым. Второй — легенда советской альпинистской школы Анатолий Букреев, который в одиночку несколько раз поднимался из лагеря наверх в поисках участников экспедиции, нес на себе кислород, которым сам не пользовался и в результате нашел и спас от верной смерти троих человек. Через полтора года Букреев погиб при сходе лавины, пытаясь покорить Аннапурну — 12-ю восьмитысячную вершины в своей карьере.
Кормакур при этом не просто следует сюжету, написанному мэтрами сценарного дела Николсоном и Бофоем при хорошем знании материала. Он показывает трагедию настолько отстраненно, что зритель невольно становится почти участником событий, пытаясь самостоятельно разобраться в характерах героев. Отношение к некоторым из них меняется несколько раз за фильм. С учетом того, что сюжету сопутствует достойная всяческих наград, вплоть до «Оскара», визуальная составляющая, а неотвратимость трагедии то и дело подает знаки, аудитории не приходится отвлекаться в течение двух часов. Режиссерская работа подозрительно напоминает подход Альфонсо Куарона к его «Гравитации», хотя и без того понятно, что «Эверест» станет в будущем году сражаться за награды от лица Universal, причем в некоторых номинациях с собратьями по студии. Правда, женские роли тут заведомо не триумфальные — героиням главным образом приходится плакать в ожидании и жать кнопочку на рации.
Со знанием дела создатели «Эвереста» подошли и к главным шокирующим точкам повествования. На отмороженные руки страшно смотреть, рядом с засыпающими на снежном ветру героями хочется прилечь, а самое жуткое в картине Кормакура — это люди, бесшумно падающие в бездонную пропасть. Известно, что тела погибших участников экспедиций «Консультанты по приключениям» и «Горное безумие» так и остались на склонах строптивой горы. Съемки велись на месте реальных событий и частично в Альпах, из этого материала удалось сделать один из самых завораживающих фильмов современности, который обязателен к просмотру именно на большом экране. «Эверест» пробуждает желание тоже стать свидетелем тех самых «красот и чудес», о которых пел Владимир Высоцкий, но и напоминает о высочайшей степени риска — на склонах «Повелительницы ветров» и сегодня гибнут люди.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии