С 1 апреля 2016 года в России и странах Евразийского экономического союза вводится обязанность маркировать предметы одежды из любого натурального меха — норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота, овчины.
Новшество коснется всех участников «цепочки» — производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Не избегут обязанности даже комиссионки.
«Серая» норка не пройдет
Производители, независимо от объема товара, должны зачипировать изделия при вводе их в оборот, а участники внешнеэкономической деятельности — маркировать продукцию до прохождения таможенных процедур. Спецзнаками придется пометить и остатки товара, который бизнесмены закупили ранее. Ответственность за чипирование шуб возложили на налоговиков. О новых полномочиях руководитель регионального УФНС рассказала членам Общественного совета при налоговой, в который входят представители бизнеса, СМИ и общественности.
15
рублей — минимальная стоимость одного знака с чипом для меховых изделий — вшивных и клеевых, для навесных — 22 рубля
— Служба теперь будет отвечать за маркировку товаров. Для нас это знакомо — в недавнем прошлом мы маркировали алкогольную продукцию акцизными марками, вносили в систему, — напомнила руководитель управления ФНС России по Амурской области Наталья Гончарова. — Хочу заметить, это не выдумка Правительства РФ. Еще 28 апреля 2014 года было решение совета Евразийской экономической комиссии, которая признала целесообразным маркировку отдельных видов продукции легкой промышленности. С 1 апреля 2016 года на территории государств членов Таможенного союза и Единого экономического пространства все предметы одежды из натурального меха подлежат маркировке контрольными идентификационными знаками. На официальном сайте ФНС России уже создан раздел, посвященный вопросам маркировки.
По словам Натальи Тимофеевны, реализация будет поэтапной. До 1 октября 2016 года будет действовать переходный период. Эти полгода даются на то, чтобы продавцы смогли прочипировать приобретенный до 1 апреля товар. С 1 октября за отсутствие чипов немаркированную продукцию будут изымать.
Чипирование меховых изделий станет пилотным проектом. В дальнейшем планируется внедрение маркировки для других товаров легкой промышленности, лекарств и продуктов питания.
Как это будет
Каждое «пушистое» изделие получит контрольный идентификационный знак (КиЗ). В него будет встроена радиочастотная метка (RFID) — микрочип с передающей антенной. КиЗ изготовят на фабрике Гознак, предприниматели сами могут их вшить, наклеить или навесить на изделия. Российские шубы и дубленки пометят знаком зеленого цвета, импортные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, — красного. Использование чипов позволит проследить «жизненный цикл» товара. Все операции с изделиями попадут в Государственную информационную систему маркировки. Участники должны будут внести данные о продукции через сайт, который заработает по адресу markirovka.nalog.ru. Информация будет поступать в эту базу из нескольких независимых источников: от таможенников, Гознака, импортеров, производителей, продавцов.
Суть нововведения в использовании чипов, которые полностью исключают возможность подделки и позволяют проследить весь «жизненный путь» мехового товара.
— Таким образом, ни одно меховое изделие не сможет появиться «ниоткуда» и исчезнуть «в никуда». Можно будет отследить путь любого изделия и выявить наличие в этой цепочке фирм-однодневок. Такой сквозной контроль практически исключает возможность «оптимизации» налогов и повышает персональную ответственность предпринимателей за работу с сомнительными контрагентами, — подчеркнули в Амурском УФНС.
В будущем предполагается проводить «налоговый хронометраж», в ходе которого будут подсчитывать количество продаж в торговых точках. В случае если результаты будут сильно отличаться от отчетов организации, то им будет предложено скорректировать суммы уплаченных налогов на прибыль и НДС. Отказ повлечет за собой проверки по всем направлениям работы.
Меховщики: «Нужно указать столько данных, словно это не шуба, а бомба»
Представители меховой индустрии инициативой оказались сильно возмущены. Главная проблема — как маркировать остатки товара, который был закуплен ранее. Как сообщается, для меховых изделий, которые были введены в оборот до 1 апреля 2016 года, маркировка осуществляется по упрощенной схеме. Однако как именно — пока непонятно. Нововведение принесет бизнесу только головную боль, уверен меховщик с 40‑летним стажем.
— Никто не знает, как это будет практически, выписываем специализированные журналы, и там ответа на этот вопрос нет, — сетует благовещенский предприниматель Валерий Скрипченков. — Борются с мелкими предпринимателями, а почему никто не борется с таможенниками, через которых идет теневой товар? Во всем мире подобного чипирования нет, лишь необязательное в Белоруссии. Нелегальные шубы все равно будут попадать через Казахстан и ту же Белоруссию. Государству не хватает денег, а оно хочет закрутить гайки, как всегда, мелкому бизнесу.
Большинство собеседников по традиции оказались не словоохотливыми. «Мы уже два месяца назад были в курсе, готовимся», — лаконично заверили в магазине Fabiani. Однако подробности рассказывать отказались, сославшись на внутреннюю политику магазина.
Те же, кто давал откровенные комментарии, просили не указывать имена и название магазинов.
330,2
миллиона рублей — на такую сумму продано в 2015 году в Приамурье изделий из меха, по данным Амурстата, в 2014-м — на 330,1 млн рублей. Однако разграничения, натуральный ли это мех или нет, не ведется
— 10 марта в Москве была конференция, я общаюсь с коллегами, и никто до сих пор не знает, каким образом будет идти маркировка. Непонятно, как нам сейчас легализовать товар, который находится на руках. У многих предпринимателей тысячи меховых изделий, которые завезены год-два-три назад. Большая часть наших товаров из‑за рубежа, и вся страна знает, как они оказываются в России — те же санкционные продукты — сейчас, — рассказал владелец одного из крупных магазинов Благовещенска. — Предприниматели приобретали продукцию у поставщиков, в той же Москве, на Черкизовском рынке, меховом салоне, и это было все легально — никто же тогда не требовал ни декларации, ни растаможку. Говорят, сейчас же нужно будет обратиться на таможню и взять декларацию, а откуда она, если мы товар в России купили? Получается, законно купленная продукция станет контрабандной. Мы стали крайними. Может, это 1 апреля — злая первоапрельская шутка?!
По оценке самих представителей бизнеса, в Благовещенске около 50 официальных магазинов по продаже меховых изделий, также частники стоят на рынке, продают шубы и китайцы в ТЦ «XL» и «Три кита».
Как поделился мнением один из предпринимателей, идея маркировки пролоббирована двумя крупнейшими компаниями. «Я когда попытался посмотреть, какие данные нужно указывать, — такое впечатление, что я ядерную бомбу зарегистрировать пытаюсь», — сыронизировал один из бизнесменов. — Нам сначала приходили электронные письма, где всячески запугивали, что с 1 апреля начнутся конфискация товара, штрафы и прочее. И тут же предложение услуг посредников по чипированию, растаможиванию, разумеется — за солидные деньги».
Слегка успокаивает предпринимателей лишь то, что первые шаги на пути к чипированию они будут делать в весенне-летний период, когда идет сезонный спад спроса. Впрочем, покупательская способность амурчан сильно упала. Сейчас меховщиков спасают туристы из Поднебесной, которые могут себе позволить качественные шубы.
Нововведение защитит добросовестных продавцов и покупателя — он сможет приобрести качественную шубку, которая не расползется через пару месяцев.
Маркировать нужно:
- все предметы одежды, изготовленные из любого натурального меха и имеющие подкладку из него, включая муфты, жилетки, отдельные воротники
- одежду из дубленой кожи (дубленки) или выделанной вместе с волосяным или шерстным покровом
- изделия, в которых натуральный мех придает им основное свойство: ковры, покрывала, чемоданы, дамские сумки
Маркировать не нужно:
- головные уборы, обувь, игрушки из натурального меха
- изделия из кожи, входящие в товарную позицию 4202: саквояжи, чемоданы, сумки
- перчатки, рукавицы и митенки из кожи и натурального меха
уже не знают какую гадость предпринимателям придумать...Сейчас эти чипы будут стоить словно золотые с бриллиантами... Как и ЭКЛЗ для кассовых аппаратов. Обычная флешка с ценой по 100 рублей в базарный день, продаётся предпринимателям по 9-10 тысяч рублей....Видимо кто-то организовал себе бизнес по продаже ЭКЛЗ , а теперь и чипов... А в конечном итоге за всё заплатит покупатель!
— ГалГош