К слову, о трейлерах. За пару недель до премьеры в кинотеатрах принялись крутить ролик, который был прямой противоположностью предыдущим. Вместо того чтобы усилить интригу, продюсеры зачем-то полностью раскрыли сюжет фильма, не оставив за кадром практически ничего существенного. Счастлив тот зритель, который сумел избежать этого подвоха, остальных ждет двухчасовая история, суть которой заранее известна. Впрочем, сюжет — явно не самая сильная сторона «Дуэлянта», о чем начинаешь догадываться уже на первой его трети. Сценарий писал сам постановщик и незамедлительно угодил в ловушку, которую вообще сложно обойти, погружаясь в реалии ушедших эпох. Мизгирев сумел изобразить Петербург середины XIX века внешне (и здесь очень хорошо видны финансовые вложения), но при создании характеров уперся в старые добрые стереотипы. Казалось бы — пересмотреть «Шерлока Холмса» от Гая Ричи и быть смелее в решениях, но этот самый то ли Лермонтов, то ли Куприн неумолимо овладевает сюжетной линией, превращая героев в воспоминание из школьного учебника, а не в живых людей. Тот же персонаж Сергея Гармаша — ну что это, простите? Такому актеру развернуться не дали. Та же беда с другими звездами, от Юрия Колокольникова до специально приглашенной немецкой актрисы Франциски Петри.
Лента предусмотрительно начинается с выдержек из дуэльного кодекса, чтобы мы могли понять, какого черта мрачный капитан в исполнении Петра Федорова стреляется со всеми незнакомцами подряд. Такая уж у него работа — отстреливать посторонних людей, и хотя сценарист постоянно намекает нам, что это и не люди-то были по большому счету, а так, дрянь, убийца от этого не перестает быть убийцей. Вокруг, что характерно, царят весьма вольные нравы, палить друг в друга можно по любому поводу и в любых обстоятельствах: если рядом кучкуется высший свет — извольте, отойдем вон к тому шкафчику. Один вышибает из разнообразных граждан мозговое вещество (пули, знаете ли, в этих дуэльных пистолетах, страшные), другой ему за это исправно платит. Потом выясняется, что бизнес сложился между, так сказать, Гамлетом и Полонием. Вторая половина фильма вообще посвящена тому, что персонажа Владимира Машкова всем миром тащат к барьеру, а он упирается свободными от бокала с шампанским конечностями. Дуэлянт в это время все больше мрачнеет, сверх меры увлекается коньяком (оный употребляется прямо из бутылок) и спит в старой лодке под проливным петербургским дождем, который, вопреки известной аксиоме, все-таки может идти вечно.
В «Дуэлянте», собственно, мало что можно найти кроме стрельбы и скупых диалогов. Со стрельбой у Мизгирева все в порядке, он явно любит все эти лепажи и фанатично добивается, чтобы в кадре они выглядели идеально. Пистолеты громкие и точные, сцена с выступлением дуэлянта в цирке сделана лаконично и красиво, остается только ждать, когда же на пути сферического куска свинца окажется голова главного негодяя. С диалогами сложнее: поначалу кажется, что это такая фишка — делать огромные паузы между короткими фразами, по три раза обращаться к задумавшемуся собеседнику и так далее. Впоследствии окажется, что мы имеем дело с дефицитом. Особенно это бросается в глаза, когда главные герои по третьему разу повторяют что-нибудь эдакое вроде «я в чародеев не верю» или «я никогда не искал денег, только любви». Чтобы не страдать над воссозданием благородной речи, Мизгирев постоянно задвигает персонажей в тень, откуда они появляются строго в нужный момент. Таким образом, зритель вынужден вместе с камерой оператора Максима Осадчего неотрывно следовать за дуэлянтом: вот он садится в карету, вот лежит на ковре, вот из него с отвратительной реалистичностью вынимают очередную пулю. Даже флешбэк с алеутскими аборигенами снят так, чтобы артиста Федорова было очень много, а всего остального — предельно мало.
И когда понимаешь, что никакого второго дна создатели картины не заготовили, ее становится потрясающе скучно смотреть. Машков играет подлеца-злодея лениво и вальяжно, из-за чего главный антагонист выглядит обычным разорившимся дворянином, склонным к конспирологии и нехорошим поступкам. Чего стоит пристрелить его по пути с очередного бала у «великой княгини» — решительно непонятно. Герой Федорова возится со своим врагом с мазохистическим усердием, потом даже поднимает лапки кверху, невзирая на всю неизбывную боль, но тут на сцену из длиннющей тени выходит старый слуга и вправляет хозяину одурманенные коньяком и кровью мозги. «Сумасшедший, но дворянин», — констатируют господа офицеры. Возня затягивается, превращается в бесконечную и, самое главное, бесцельную. Ближе к титрам герои даже перестают обращать внимание на то, сколько погибло не самых плохих людей. Любовная линия призвана показать нам человека в душегубе, но выглядит она так, будто мы попали в другой фильм с тем же Федоровым: сначала рыдания на плече, потом задранные юбки в карете. И «Научи меня стрелять», — эту фразу Мизгирев успевает применить неоднократно и всякий раз совершенно неуместно. Концовка же картины такова, что хочется поставить себя на место продюсеров и отправить «Дуэлянта» на доработку. Но мы по-прежнему сидим в зале.
Итак, мы получили сильный в визуальном отношении проект, который неминуемо наскучит зрителю. Это роднит его с каким-нибудь «Парфюмером» Тыквера, только там нам усердно демонстрировали грязь и тухлую рыбу, а здесь — дождь и свиные головы. В Петербург 1860 года веришь, равно как и в ряд жестоких сцен, которые Мизгирев снял вполне себе на мировом уровне, что называется — без соплей. Создателям «Дуэлянта» даже удалось обойтись без slomo, в том числе и в тех моментах, где этот прием прямо-таки напрашивался, за что Мизгиреву отдельное зрительское спасибо. Подкачала сама история, которая была бы совсем уж рядовой, кабы не вздымающийся в специальных моментах пафос, напоминающий нам о том, почему в начале следующего века от этого самого дворянского общества остался ноль без палочки. В такие бы руки да акунинский сюжет — наверное, получилось бы лучше, чем все существующие фандоринские экранизации вместе взятые. Ну а нам остается лишь пожелать создателям «Дуэлянта» крепких нервов. Есть все основания полагать, что бюджет, превышающий 700 миллионов рублей, будет очень и очень непросто отбить. Что ж, «петербургские тайны» позади, теперь дело за бенефисом Хабенского и приключениями Козловского среди бородатых мужиков с мечами.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии