В «Джоне Уике» было не меньше недостатков, нежели достоинств: однообразность схваток, прямолинейность сюжета, карикатурные татуированные русские в качестве отрицательных героев — глядя на них, решительно невозможно было испытывать хоть какие-то эмоции. К началу работы над продолжением от дуэта режиссеров Чад Стахелски — Дэвид Литч осталась только первая половина (Литча, к слову, назначили постановщиком второго «Дэдпула», так что здесь он ограничился продюсированием). Сценарий Дерека Кольстадта сильно встряхивает созданную им же мини-вселенную: первыми из нее вываливаются все те же русские мафиози, причем боссу по имени Абрам Тарасов (в исполнении Петера Стормаре, чтоб неповадно было) даже удается выжить. Создатели «Джона Уика 2» в самом начале позволяют себе скромный раунд в кошки-мышки со зрителем, демонстрируя нам бесконечно уставшего героя, который готов выпить мировую хоть с самим дьяволом, лишь бы просто побыть одному. В дальнейшем фильм себе подобного не позволяет: набирает обороты такая мясорубка, что даже показательно зарытый в начале топор войны извлекать некогда — приходится бить врага его же оружием или тем, что подвернется под руку. С этим, впрочем, все в порядке: такой уж мир вокруг, что щелкни пальцами – и попадешь в очередной арсенал.
Стахелски не забывает, что управляет локомотивом, и с рельсов ему сойти не дает: но любой пассажир без труда может разглядеть из окошка удивительные вещи — даже с учетом того, что непрекращающийся мордобой, круто перемешанный с применением огнестрельного оружия, отвлекает. Показанный в первой части отель «Континенталь» оказывается лишь верхушкой айсберга — вернее, одной из его верхушек. Преступники создали скрытое (не очень умело, но все же) государство, в котором все подчиняется строгим правилам, буквально написанным кровью — настолько мощное, что правоохранительным органам остается только время от времени вежливо интересоваться, а что же происходит. Суровые парни в стильных пуленепробиваемых костюмах заваливают улицы и помещения трупами, устраивают перестрелки в заполненных обывателями переходах метро, а в вагонах схватываются на ножах. Жить в этом мире — по крайней мере, в Нью-Йорке и Риме — совсем не безопасно, даже если ты не связан клятвами с одним из главенствующих кланов. Кому, как не Джону Уику, чувствовать себя крупной рыбой в столь опасном аквариуме — но он и сам понятия не имеет, чего действительно хочет. Во второй части его, к тому же, окончательно избавляют от фетишей, за которые он сражался раньше: остаются только человек, его собака и недружелюбный мир вокруг.
Расставив приоритеты, постановщик разыгрывает старую, как мир, криминальную историю: киллер, который не хочет, чтобы его устранили после дела, за которое он не хотел браться. Профессионал из Джона так себе — даже в тех случаях, когда ему приходит в голову не брать крепости штурмом, а использовать хитрость, все заканчивается стандартным побоищем. Киану Ривза зритель любит вовсе не за выдающиеся актерские возможности, но в данном случае он как никогда к месту. Прямолинейность его персонажа постоянно находится на пике, а все попытки нарушить установленные правила приводят лишь к тому, что приходится соблюсти еще больше чужих предписаний. Управляющий нью-йоркским «Континенталем» Уинстон к концу сюжета устает закатывать глаза: Джон Уик всякий раз приходит к нему спросить, что ему светит за очередную сделанную глупость. Лишенный терпения, рассудительности и умения заглянуть в будущее хотя бы на пару дней персонаж вынужден убивать, получать ранения и, прихрамывая, вновь возвращаться к истреблению безликих противников. Неудивительно, что в какой-то момент это пробивание стен с использованием собственной головы превращается в индивидуальный и неповторимый стиль. О котором, кстати, наслышаны все участники преступной игры — тем непонятнее, зачем они с такой готовностью целыми пачками подставляются под удар.
Не особенно-то испытывая желание философствовать, создатели фильма строят сюжет вокруг темы выбора — и даже позволяют себе в качестве хорошей шутки свести в кадре героев Киану Ривза и Лоуренса Фишберна. До синей и красной таблеток, конечно, не доходит, зато герои говорят исключительно о выборе — даже когда говорят о пушках. Стахелски легко и непринужденно наращивает удельный вес потенциальных противников Уика — в заключительной части трилогии ему явно придется отправить на тот свет на порядок больше плохих и по большей части абсолютно безмозглых парней. В 90-х режиссер картины часто снимался в боевиках, из которых «Кровавый спорт 2» — едва ли не самый приличный. В 2010-х он создает актуальный жанр сам, испытывая неподдельный, хоть и хорошо скрываемый восторг от того, что явно нащупал правильное направление. Зритель начал осознавать, что массовая киноиндустрия лихо стрижет всех сидящих в креслах под одну подростковую гребенку, а если уж дело доходит до крутого боевика, то публике обязательно подсовывают щедро приправленное ностальгией блюдо. Зубодробительное кино про Джона Уика — это то, что нужно, чтобы почувствовать себя действительно 18+, но при этом не «тем, кому за...». Его значимые герои не ведут пространных диалогов а-ля Тарантино, но и совсем тупыми их не назовешь.
Убедившись, что его действительно не водят за нос, зритель расслабляется и отдается течению: его даже не утомляют противники главного героя, бегущие под пули, будто в устаревшей компьютерной игре. Стахелски находит местечко и для Джона Легуизамо, и для Руби Роуз — мол, не сомневайтесь, в этой вселенной комфортно, даже если у тебя небольшой эпизод. При этом коммерческие успехи «Джона Уика» пока таковы, что он остается на позициях эксперимента — значит, в ближайшее время массового явления подражателей ждать не стоит. И это прекрасно: трилогии светит действительно счастливая судьба, которая редко выпадает на голливудском сукне — до самого конца оставаться любимым делом, а не суетливым бизнесом для создателей. Подкупает и тот факт, что Стахелски и его соратники смогли пройти как минимум две трети пути, не заставляя главного героя изменять себе, не подсовывая ему симпатичных киллерш, мафиозных дочурок или жертв насилия, которых следовало бы спасти от жестокой реальности. За собакой, в случае чего, будет кому присмотреть, а больше в округе, собственно, жалеть и некого. К финальной битве Джон Уик придет, не имея за спиной ничего такого, на что действительно следовало бы оглянуться. И оттого превосходящие силы противника ждет особенно печальная судьба.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии