Фото: ООО «БСК-Взрывпром», из личного архиваФото: ООО «БСК-Взрывпром», из личного архива

«Взрывное дело оказалось ближе»

Михаил Кираль родом из Казахстана. До того как попал на Дальний Восток, он поколесил по городам и весям.

— Первое мое образование — бурильщик нефтяных и газовых скважин. В 1972 году я попал на практику в Актюбинскую геодезическую экспедицию в Казахстане. Там требовались взрывники, и меня определили не в буровую бригаду, а во взрывную, где и работал помощником взрывника, — рассказывает Михаил Мартынович. — В 1976 году меня отправили на курсы взрывников от экспедиции, и, отучившись четыре месяца, я получил свою первую Единую книжку взрывника. В 1980 году женился, со временем супруга заставила учиться дальше. Горное образование получил в Чите, но взрывное дело оказалось ближе — привлекала экстремальная работа. В ней была особая романтика.

Жена Михаила была родом из Грузии — там жили ее родители.

— Мне сделали туда вызов на работу. Взяли взрывником на карьер в Маднеульский горно-обогатительный комбинат, который находится в пгт Казрети, это в 53 километрах от Тбилиси. Затем перевели на предприятие, которое занималось подводными взрывными работами. Ну а затем начались события, связанные с национальным вопросом. И знакомый, который трудился главным инженером в горно-обогатительном комбинате в Забайкалье, предложил мне хорошие условия работы и сделал вызов. Так я попал на Дальний Восток, — вспоминает специалист.

«Я еще застал работу с «огоньком»

На новом месте все обещанные условия выполнили. Коллектив был большой и дружный. Однако в лихие 90-е предприятие остановилось. —

Тогда приходилось браться за разную работу, — говорит Михаил Мартынович, — порой работали за булку хлеба, выживали как могли. Комбинат пытались восстановить, и мне предложили там должность начальника котельной, затем и замначальника управления главного энергетика по теплотехнике. Но хотелось вернуться к взрывной работе. В 2001 году началось строительство железной дороги Улак — Эльга к крупнейшему в России Эльгинскому месторождению углей. Я уволился и уехал в Тынду, чтобы устроиться во «Взрывпром», но не был уверен, что получится. В то время с работой было очень туго. Попал на прием к генеральному директору компании Константину Абрамовичу Рудницкому, и он предложил мне должность мастера буровзрывных работ. Не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы не это замечательное предприятие. Наш руководитель ценит труд людей. Благодарен судьбе за встречу с ним и таким коллективом.

Во «Взрывпроме» Михаил Кираль трудится уже 22 года. С тех пор как пришел на предприятие, изменилось многое. «Я еще застал работу с «огоньком», или, как в народе говорят, «бикфордовым шнуром», — говорит он. — Многие, наверное, видели в старых фильмах, как производили взрывы с помощью такого пиротехнического средства. Сейчас мы эту технологию вообще не применяем, взрыв производим дистанционно, что повысило уровень безопасности работ. Взрывчатые вещества тоже изменились».

«Чувствую себя в своей тарелке»

Что самое сложное в работе взрывника? Михаил Кираль отвечает: — Мы работаем строго по проекту. Взрыв — стихия управляемая, но только на бумаге — то есть до того момента, пока не нажал кнопку. В проекте все расписано и предусмотрено, и когда прогремел взрыв — видишь результат расчетов. Самое сложное для нас — это, пожалуй, физические нагрузки. Бывали объекты, куда приходилось на плечах заносить взрывчатые материалы. К примеру, был у нас участок «Дельбичинда — Дабан» — он находился в Северобайкальском районе на севере Байкала. Там шли в гору примерно 500 метров. Тогда взрывчатый материал был расфасован в коробки по 24 килограмма. Брали груз и несли вверх! Сложностей в работе взрывникам периодически добавляет и стихия. Бывало, разлившаяся река или мощный снегопад отрезали участок от внешнего мира на неделю, а то и больше, груженые машины вязли в болотах, тонули в реках, приходилось тащить их бульдозерами.

— Работали как-то в Джебариках в Якутии, на реке Алдан, — вспоминает Михаил Кираль. — Сейчас это угольный разрез, а раньше была шахта. Чтобы добраться до места, нужно было переехать три речки, и все они в половодье разлились. Нас переправляли на другую сторону на лодках, а отработав, мы около 15 километров шли в тайге по мари к дороге, где ждали машины. Помню сырость, где-то вдалеке выли волки. Сейчас я вспоминаю это с улыбкой, а тогда был момент преодоления себя. Усталость, страх — все это нужно было побороть, чтобы никто из товарищей не подумал, что ты — слабак. Знаете, работа на северах испытывает человека. Сотрудники предприятия — водители, бурильщики, взрывники, слесари и другие специалисты — работают в экстремальных условиях, особенно зимой. Представляете, что такое поменять двигатель на станке на морозе в минус 55 градусов или выполнить другую работу? И никто не стонет. Надо значит надо. Может, для кого-то это прозвучит слишком громко, но у нас настоящее взрывное братство. Здесь есть взаимоуважение, взаимопомощь, открытость и честность, а еще повышенный уровень человечности. Если едешь по северной дороге и идет человек, то не остановиться у нас считается преступлением. Ведь в низкие температуры огромная вероятность того, что прохожий просто замерзнет.

Также если на дороге стоит машина — обязательно спросишь водителя, что случилось, постараешься помочь, говорит взрывник.

— Люди у нас отзывчивые. На вахте вот заходишь в любой вагон, где живут коллеги, и первый вопрос: «Чай будешь?» Еще я вижу, как они любят свое дело — работают с огоньком в глазах, и чувствую себя в своей тарелке, — улыбается Михаил Кираль.

По пробитым в вечной мерзлоте дорогам к объектам добираются люди и техника

В работе взрывника главное — сделать взрыв качественным и безопасным, иначе будет выходить из строя техника, отгружая взорванную горную массу. Важно также не разрушить близлежащие объекты. Это чревато огромными штрафными санкциями. Но главное — авторитет предприятия. Здесь работают профессионалы, которые не должны допускать ошибок, то есть брака в своей работе.

Со временем сложилось так, что на разных объектах — в тайге, в горах и равнинных местностях — «Взрывпром» должен идти на шаг впереди механизированных колонн, чтобы обеспечить их грунтом для отсыпки дорог, по которым в дальнейшем пойдет тяжелая строительная техника.

— Взрывные работы — это опасное производство, — говорит Михаил Мартынович, — и я не раз слышал мнение, что мы, мол, разрушители. Но, разрушая, мы созидаем. По пробитым нашими взрывами в вечной мерзлоте дорогам к объектам могут добраться люди и техника, а после там начинается развитие — строительство и жизнь. К сожалению, многие сотрудники сегодня уже выходят на заслуженный отдых, а вместе с ними уходят профессиональные секреты. Ведь не всё, что дает теория, можно применить на практике. Со временем понимаешь, как ведет себя то или иное взрывчатое вещество по отношению к определенной породе. У каждого взрывника есть свои наработки. Поэтому желаю нашей компании хороших молодых специалистов, которые будут постигать взрывную науку и так же, как и их предшественники, достойно нести трудовую вахту. Еще желаю предприятию потрясающего развития и постоянного движения вперед. Стабильности, надежности, уверенности в завтрашнем дне и великолепных перспектив! Чтобы каждый сотрудник гордился тем, что работает во «Взрывпроме».

Константин Рудницкий, генеральный директор ООО «БСК-Взрывпром»:

— География работ у нас большая — и в Амурской области, и далеко за ее пределами. Сейчас максимально усилия сконцентрированы, конечно же, на важной для страны стройке — БАМ-2. Это колоссальный труд, в котором люди проявляют свои лучшие профессиональные качества, преданность коллективу и общему делу. Свой вклад в него вносят взрывники, бурильщики, водители, сварщики, токари, мастера, прорабы, геодезисты, начальники участков, инженерно-технические работники, инженеры по подготовке производства и производственнотехнических отделов, повара, электрики, подсобные рабочие, бухгалтеры, работники склада и ремонтных мастерских и руководители. Труд каждого очень важен. Всем — крепкого здоровья, веры в свои силы и, конечно же, счастья. Жизнь продолжается, есть работа, востребованность и возможность заниматься любимым делом, обеспечивать семью, достойно растить детей и вести их в будущее. От всей души желаю нашей компании как можно больше денежных, достойно оплачиваемых объектов, чтобы они влекли за собой благополучие предприятия и сотрудников.

Реклама, LdtCKUNPX

Возрастная категория материалов: 18+