Чего боится космонавт: благовещенские школьники встретились с экипажем «Союза МС-21»

Что сложнее, привыкать к невесомости или гравитации, какая работа на международной космической станции считается самой опасной, и почему новичкам на МКС нужно следить за ложкой — об этом благовещенские школьники узнали от российских космонавтов Олега Артемьева, Дениса Матвеева и Сергея Корсакова. Экипаж космического корабля «Союз МС-21» прилетел в амурскую столицу на «Космофест Восточный». На днях покорители космоса встретились с учениками городских школ в детском технопарке Приамурья.

Сам себе стоматолог

«Каких болезней больше всего боится космонавт?» — первый вопрос прозвучал уже через 10 минут после начала встречи. В здании организатора «Космофеста» — «Кванториуме-28» — собралось около 50 детей и подростков. В основном — обучающиеся в детском технопарке, но были и просто ученики разных школ города, большей частью шестнадцатой (у нее есть профильные аэрокосмические классы).

«Мы даже зубы умеем лечить и пломбы ставить. Единственное, чего космонавт боится, и иностранные тоже — это аппендицит».

Участникам встречи продемонстрировали короткие и ёмкие видеоролики с историей жизни и работы каждого космонавта. И затем сразу предложили перейти к самому интересному — вопросам и ответам.

Фото: Пресс-служба Белогорска

— Чтобы не заразить космонавтов, которые находятся на международной космической станции, у нас есть защитный механизм — обсервация. Раньше — за две недели, с появлением коронавируса — за месяц мы перестаем встречаться с родственниками. Это позволяет не приносить на борт инфекции. На самой МКС, конечно, человек тоже может заболеть, простудой, например. Или получить травму во время ремонта, — рассказал Олег Артемьев. — Но нас учат оказывать помощь друг другу. Мы даже зубы умеем лечить и пломбы ставить. Единственное, чего космонавт боится, и иностранные причем тоже — это аппендицит. Полостные операции в космосе делать пока не удобно: может быть заражение. Поэтому, если аппендицит — срочный спуск. Но надеюсь, когда вы соберетесь лететь в космос, будет искусственная гравитация, и проблема станет не столь актуальной. Хотя лучше все равно там аппендицитом не болеть.

Самая опасная работа

Фото: Екатерина Гвоздовская

365

дней провел в космосе самый опытный член экипажа корабля «Союз МС-21» Олег Артемьев

Еще один вопрос, который интересовал школьников — «Что самое сложное во время полетов в космос?»

— Это выход в открытый космос. Самая захватывающая, но и самая опасная работа. Причем достается она не всем — можно полететь в космос и ни разу не выйти. Такого космонавта сразу видно: он немножко грустный, может бороду отпустить, — Олег Артемьев весело смотрит на Сергея Корсакова — единственного из трех космонавтов с небольшой бородой. Тот смеется в ответ. — К выходу в открытый космос начинают готовиться еще на Земле. И на самой станции — за две недели до выхода. Поскольку работа опасная, надо предусмотреть все. Но и впечатления остаются на всю жизнь. Когда полетите сами, обязательно предусмотрите такой выход в своем графике, — советует космонавт.

«Не хотел быть космонавтом»

Не обошлось на встрече и без традиционного вопроса: «Как вы стали космонавтом?» Ответил на него Денис Матвеев. По его словам, о такой профессии он не мечтал, хотя жил в Звездном городке и ходил в школу с детьми космонавтов.

— У меня и мысли не было связать свою жизнь с этой профессией. Мечтал стать инженером, окончил МГТУ имени Баумана, — рассказал Денис. — Жизненный путь так сложился, что я пришел в Центр по подготовке космонавтов. Я и сейчас живу в Звездном городке. И уже во взрослом возрасте решил стать космонавтом.

— Просто он хотел работу поближе к дому, — добавляет Сергей Корсаков, и школьники смеются вместе с ним.

Космонавт Олег Артемьев уже приезжал в Благовещенск на второй «Космофест Восточный». Тогда он сфотографировался в тематическом фотосалоне «Амурской правды». А в 2020 году Олег Артемьев снял с борта Международной космической станции реку Амур. Свои фотографии с орбиты он размещает в социальных сетях.

Еще один популярный вопрос: «Что нужно сдать, чтобы стать космонавтом?»

— Литры крови. И других анализов, — шутит на этот раз Денис Матвеев. — А если серьезно, то сначала желающий попасть в космос становится кандидатом в космонавты. И первые два года мы очень много времени проводим за партами и учим, учим, учим. А затем сдаем экзамены. И это не билеты и один преподаватель. Перед тобой комиссия, которая задает любые вопросы. Ответить ты должен на все.

Дорогая ложка

Интересовало школьников, когда возобновятся программы по изучению Марса («Не знаем, но надеемся, что однажды возобновятся»), как обстоят дела с водой на МКС («Берем с большим запасом, на несколько месяцев»), ощущения после возвращения на Землю («Восторг, когда ты делаешь первый вздох настоящего, не пропущенного через фильтры воздуха»).

Еще один школьник попросил рассказать, какие привычки появляются после первого полета в космос.

— Самая главная привычка, к которой быстро все приучаются после первого полета — следить за своей ложкой, — рассказал Матвеев. — Она имеет тенденцию улетать, а есть без нее можно, но уж очень неудобно. Поэтому первое, чему учатся «перворазники» — контролировать свои столовые приборы. Запасные тоже есть, хранятся в баночке. Но если и баночку потеряешь, будет совсем грустно. Поэтому после первых потерь все начинают четко понимать ценность своей ложки и запоминать, где ее оставляют.

Тяжесть гравитации

Фото: Екатерина Гвоздовская

У космонавтов спросили, к чему сложнее привыкать: к невесомости или гравитации?

— Мне, наверное, повезло — у меня нет вестибулярных расстройств, меня никогда не тошнит, — признался Сергей Корсаков. — Поэтому в космос я влился как в родную стихию, только приобрел суперспособности: летать, например, или крутить неограниченное количество сальто с одного прыжка. Но обычно поначалу людей тошнит, может даже вывернуть. Потому что мозг получает сигналы от вестибулярного аппарата, который говорит: «Все в норме» — и сравнивает эти сигналы с тем, что он видит глазами. Получает рассогласование и решает, что человек отравился. В течение недели проходит, мозг осознает, что сигналы ложные, и перестает на них реагировать.

В конце встречи нескольким участникам, которые задавали самые интересные вопросы, организаторы вручили «космические» подарки. Затем ребят ждала автограф-сессия и возможность сфотографироваться с космонавтом.

В остальном человеческий организм, по словам космонавта, отсутствие гравитации воспринимает легко: сердцу проще качать кровь — не нужно поднимать ее на высоту тела, мышцы могут работать в расслабленном режиме. И в целом тело расслабляется, если не предпринимать никаких усилий — на Земле затем могут возникнуть серьезные проблемы.

— Поэтому на МКС мы занимаемся профилактикой — ежедневно физкультура, тренажеры. И крупные мышцы можно накачать даже лучше, чем на Земле. Но вот мелкие, например стабилизаторы, прокачать невозможно, — продолжает Сергей. — На Земле в первый день человека поддерживают, ему сложно идти без помощи. Это происходит и из-за вестибулярного аппарата, который не работал в невесомости, а теперь начал подавать сигналы в мозг. И опять же из-за того, что человека заваливает в разные стороны, а мышцы, которые должны помочь тебе выпрямиться — они-то и ослаблены. Но в течение недели это проходит.

Девятый Космофест проходит в Приамурье

Всероссийский молодежный фестиваль «Космофест Восточный» проходит в Амурской области в девятый раз. Он стартовал 23 марта в Благовещенске сразу на нескольких площадках: в филармонии, Амурском государственном университете, Благовещенском педагогическом университете, Дальневосточном аграрном университете, политехническом колледже, колледже культуры и ДВОКУ.

***

Космонавт Сергей Корсаков на МКС спел песню Uma2rman

Возрастная категория материалов: 18+