Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №19 (29114) от 15 мая 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
20 мая 2024,
понедельник

Как в азербайджанской Ивановке веру спасали

Как в азербайджанской Ивановке веру спасали / Ивановка — русское сердце Закавказья. До нее от Баку три часа автомобильного хода. Сюда больше двух веков назад пешком пришли люди русские: духоборы, спасавшие свою веру и душу. Сегодня в Ивановке работает единственный на весь Азербайджан колхоз. Село словно сошло с открытки: дома — загляденье, дороги — хоть боком катись. Россию здесь называют Рассеей и большой Родиной.


Ивановка — русское сердце Закавказья. До нее от Баку три часа автомобильного хода. Сюда больше двух веков назад пешком пришли люди русские: духоборы, спасавшие свою веру и душу. Сегодня в Ивановке работает единственный на весь Азербайджан колхоз. Село словно сошло с открытки: дома — загляденье, дороги — хоть боком катись. Россию здесь называют Рассеей и большой Родиной.

«За Россию переживаю»

Фото: Александр Ярошенко

Зной тяжелыми волнами опускался с пронзительно синих небес. Полдень. На улицах Ивановки ни души. Высокие ворота, крепкие дома, зеленые виноградники. У магазина помахивал пакетом мужик лет пятидесяти. Подхожу, здороваюсь, представляюсь.

Андрей Половинкин приехал в Ивановку пару недель назад из Украины.

— Мать у меня здесь живет, ей 84 года, надо помочь по дому, ремонт сделать. Сам я родился в недалеко отсюда в селе Чухурюрд, — попахивая «свежачком», поясняет Андрей.

Он чернобылец, один из 28 пожарных, которые первыми в апреле 1986 года ринулись на смертоносное дыхание ядерного реактора. Много лет болеет лучевой болезнью.

— То, что я жив — чудо. Кто со мной был, все поумирали. Живу, потому что меня мама вымолила. Она у меня молоканка, очень набожная, — поделился переживаниями Андрей.

На малую родину он ехал через Россию, специально выбирал проселочные дорогие, чтобы посмотреть жизнь глубинного народа.

— Порядок у вас. Белгородчина, Дагестан — очень красивые места. А на Украине по телевизору показывают, что Россия умирает, — говорит Андрей Половинкин.

Здание правления колхоза напоминает о Советах. Фото: Александр Ярошенко

Двухэтажное советского пафоса здание правления колхоза имени Никитина стоит в самом центре Ивановки.

Перед ним на площади памятник Гейдару Алиеву, неподалеку — Доска почета с рядами цветных фотографий. Островок советского колорита. В конторе тихо и гулко.

— Все на обеде. А мне что с вами разговаривать, я журналистов не люблю, — режет тетка.

Потом помягчела, разговорилась. Лариса, через полгода пойдет на пенсию. Ждет ее не дождется. Вся жизнь — Азербайджан. Родилась в Баку, потом вышла замуж за ивановца и переехала жить в село.

Двое взрослых сыновей, дом, огород, виноградник. День начинает с молитвы и российских теленовостей.

— У меня душа уже черная: за Россию переживаю. Бога молю, чтобы быстрей уже все у вас там закончилось, — всплескивает руками Лариса.

Живой бог и «бесовское зелье»

Пресвитер Сергей Казаков и его жена Ольга — молокане в шестом колене. Фото: Александр Ярошенко

За высоким забором светлеет крыша крепкого дома. На лужайке мирно кулдыкают индюки. Кряжистый мужик с окладистой бородой цвета соли с перцем крепко жмет руку.

Сергей Васильевич Казаков, бывший скотник колхоза, сегодня живет тем, что выращивает индеек. Пару лет назад его избрали пресвитером местной молоканской общины.

Широкая кровать с белоснежной пирамидой пузатых подушек, кипенно-белые накидки, цветное покрывало. Настоящая горница! Широкие половицы, русская печка, много цветов. Во всем подчеркнут деревенский колер.

Жена пресвитера Ольга — крепко сбитая, белозубая, улыбчивая. Рассматривает меня с интересом.

— Голодные, поди?! Щас стол накрою чем бог послал, — чуть нараспев говорит хозяйка.

Бог в тот день послал яичницу, белый хлеб, жареную курицу и душистый чай.

Сергей и Ольга — молокане в шестом колене, их предки бежали сюда в девятнадцатом веке из Тамбовской и Воронежской губерний.

— Наших заставляли православие принимать да иконам поклоняться. А мы поклоняемся только живому богу. Когда шли на Кавказ, многие старики помирали по дороге. Перед смертью просили их хоронить, а самим идти дальше, веру спасать, — говорит Сергей Казаков.

«Думали, что Советский Союз всегда будет», — вздыхают старики.

Он окончил Ивановскую десятилетку, два года отслужил в армии. Признается, что там научился табак курить, а «бесовское зелье» бросил на второй день после свадьбы. Молодой жене слово дал.

Ольга родом из Ивановки, где живет практически неотлучно. Несколько раз ездила в гости к родне на Ставрополье и все.

— В России жизнь другая. Народ там более жесткий, детям во многом потакают. А как там бабы матерятся — меня ужас берет! У нас все строже, — говорит она.

У Казаковых родились четверо детей, двое умерли в младенчестве, смерть одного сынка они называют своим грехом. Мальчик по недогляду выпил солярку, которая была налита в банку из-под сока…

Старший сын Василий говорит на четырех языках, отслужил в азербайджанской армии, сейчас учится в Стамбульском университете. Жизнь свою видит в Турции.

Младшая дочь в этом году получила диплом филолога Северо-Кавказского федерального университета. Поступила туда бесплатно по квоте посольства России в Азербайджане.

У дочки с учебой в Ставрополе слез были пролиты реки. Девочка окончила русский сектор Ивановской школы, где программа совсем не сходится с российскими стандартами.

— Ее спрашивают, кто такой поэт Лермонтов, а она не знает. Не учили его стихи в школе. Ее ругают: «Ты, мол, будущий филолог, как можешь Лермонтова не знать?» Она ревьмя ревет, ничего доказать не может. Все улеглось, когда она преподавателю показала азербайджанский паспорт, — вспоминает Ольга Казакова.

Своей жизнью в азербайджанской Ивановке они довольны. Говорят, что их здесь за века никто никогда не обидел, словом плохим не назвал. Многие русские, прожив здесь свой век, так и не научились азербайджанскому языку.

«Думали, что Советский Союз всегда будет», — вздыхают они.

Русская молодежь, как правило, местный язык знает хорошо, особенно парни, которые служили в национальной армии.

Молоканская община в Ивановке сегодня насчитывает несколько сот человек, а костяк духовных христиан составляет примерно сотня. Молитвенные собрания проводятся каждое воскресенье и по праздникам. В здешнем колхозе не начнут уборку или посевную, пока в поле не проведут молебен.

Молитвенный дом, где не признают икон и креста и не крестятся. Фото: Александр Ярошенко

Молитвенный дом крепкий, построен в атеистическом 1983 году из камня. Внутри похож на чистую горницу: лавки, белые стены, крашенный пол.

На столе лежит святыня — Библия 1904 года издания.

— Строим новую столовую на общинные деньги. Чтобы было где свадьбу отпраздновать или поминки отвести, да и так пообщаться за чашкой чая с пирогами, — говорит пресвитер Сергей Казаков.

Денежным грантом помогла общине жена президента Азербайджана Мехрибам Алиева. На эти средства купли новый автобус.

Скажи, председатель…

Фото: Александр Ярошенко

Ивановка процветала в советские годы, здесь был легендарный председатель колхоза Никитин Николай Васильевич, фронтовик, Герой Социалистического труда. Колхоз тогда носил имя Михаила Калинина и ходил в миллионерах. Никитин стоял у колхозного штурвала с 1953 по 1994 год, до самой своей кончины.

— Мы в день собирали по тысяче тонн винограда, сегодня дай бог чтобы за сезон столько собрали. Дела в колхозе давно идут под горочку, шесть председателей после Никитина сменилось, — вздыхает Казаков.

Николай Васильевич дружил с национальным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым, который не раз бывал в Ивановке. А супруга его любила тут жить летом, спасаясь от Бакинского зноя. Колхоз получал ордена и преходящие знамена, село строилось и хорошело.

А как Никитин боролся с выпивохами! Об этом в Ивановке до сих пор ходят легенды.

— Он обязательно пьяницу вызывал на ковер вместе с родителями и женой. И так чихвостил, что земля из-под ног уходила. А если кто по пьянке обижал семью, то потом по местному радио просил у семьи прощения. Страшнее наказания придумать было нельзя, — вспоминает Надежда Васильевна Жабина.

После смерти легендарного председателя колхозом рулит уже шестой руководитель и жизнь там, по признанию ивановцев, уже не та.

«Здесь зависти меньше»

Фото: Александр Ярошенко

Местный Дом культуры похож на дворец — красивый, с классическими колоннами. Зрительный зал напоминает партер столичного театра. Под потолком роскошная люстра весом в две тонны. Это все наследие былой жизни. Несколько лет назад государство здесь сделало капитальный ремонт.

Надежда Васильевна Жабина больше 50 лет проработала в Ивановской школе учителем истории и завучем. По-азербайджански говорит так же хорошо, как и по-русски. Россию называет Рассеей и большой родиной.

Ее трое взрослых детей давно перебрались в Москву и Подмосковье, сама она решила из Ивановки — никуда.

— Здесь все мое. Меня тут люди знают и уважают. И я всех знаю. Пенсия более пятисот манатов. Куда мне ехать? — восклицает Надежда Васильевна.

Каждое воскресенье она ходит на молитвенные собрания, говорит, мама перед смертью взяла с нее слово веру не бросать.

Светлана Васильевна Жабина — историк и завуч в школе Ивановки. Фото: Александр Ярошенко

— Тут зависти меньше, и нет такого расслоения, как в России. Там сразу все вылепят в глаза, а здесь народ более сдержанный, — историк Жабина перечисляет разницу между здешним и российским менталитетом.

Но Россию любит и тоскует по ней, если раз в году не слетает к детям в гости.

— Это зов крови, — поясняет она.

Перед отъездом из села заехал на местное кладбище. Оно — точный измеритель нравственности.

Фото: Александр Ярошенко

Погост похож на парк. Сосны, аллеи. Ухоженно и тихо. Знаменитый председатель Никитин лежит рядом с супругой. Достойные памятники, букетики ярких цветов.

Фото: Александр Ярошенко

Почти нет оград и дорогих памятников. Надгробия без роскоши, с фотографий смотрят крестьянские лица, мудрые и заветренные жизнью. Лица тружеников.

Взгляд споткнулся о скромный обелиск, под которым лежит солдат Николай Кулагин. Парень погиб в 1950 году в автокатастрофе рядом с Ивановкой.

— Родные у него жили далеко, в России, похоронили мальчишку здесь. Старики дали нам завет следить за его могилкой. Слово их держим, — сдержанно пояснил пресвитер Сергей Васильевич.

Фото: Александр Ярошенко

Здесь слово по-прежнему крепко. Божье и людское. На нем и держится жизнь. Жизнь, в которой почти нет разводов, много труда, порядочности, неспешности и любви.

К Богу, к ближним и двум родинам. Большой и малой.

Справка АП

Село Ивановка Исмаиллинского района Республики Азербайджан. Основано в 1840 году крестьянами-молоканами из центральной России. Названо в честь одного из первопоселенцев Ивана Першего. В селе есть средняя школа, в которой обучается более 400 детей. Школа делится на два сектора: обучение проходит на русском и азербайджанском языках.

Детский сад посещает более ста детей. Население села больше 3 000 человек, 1 200 из которых — русские молокане. Они называют себя духовными христианами.

Не признают икон и креста, не совершают крестные знамения. Им возбраняется есть свинину, сквернословить, употреблять алкоголь и курить табак. В Ивановке самый низкий процент разводов в Азербайджане.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

1
15.08.2023, 18:26

Познавательно. Образно. Безусловно, плюс.

— Nifashev Sergey
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Жители Чигирей внесли свои предложение к проекту будущего паркаОбщество
Спички детям — не игрушка: в Приамурье выявили 12 несовершеннолетних виновников паловОбщество
Ко Дню города в Благовещенске разрисуют еще 7 технических шкафовОбщество
11 природных пожаров бушуют в лесах ПриамурьяОбщество
Амурские пейнтболисты отличились на первенстве Сахалинской областиСпорт
Амурчанин втайне от знакомого продал его квартиру и на 4,5 года отправился в колониюОбщество

Читать все новости

Общество

Жители Чигирей внесли свои предложение к проекту будущего парка Жители Чигирей внесли свои предложение к проекту будущего парка
С начала года в Амурской области процедуру ЭКО прошли более 100 женщин
Спички детям — не игрушка: в Приамурье выявили 12 несовершеннолетних виновников палов
Ко Дню города в Благовещенске разрисуют еще 7 технических шкафов
Пункт пропуска «Каникурган» в Благовещенске отстроили наполовину
Система Orphus