Фото: «Амурская правда»Фото: «Амурская правда»

«Будущее страны зависит от воспитания детей»

— Мы сейчас живем в очень сложных условиях, и будущее страны зависит от воспитания наших детей. Поэтому воспитание выходит на первые строчки повестки нашей педагогической работы, — уверена Светлана Яковлева.

Готовить советников директоров по воспитанию начали еще два года назад — в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Кандидатов отбирали на федеральном уровне с помощью дистанционного конкурса «Навигаторы детства».

Посредники между детьми и взрослыми

По словам Светланы Вячеславовны, изначально школа была местом, где дети получают знания. Но современный мир изменился, он переполнен разной информацией, дети живут в эпоху всевозможных гаджетов. Не всегда льющийся инфопоток может пойти на пользу ребятам, иногда он может и дезориентировать их, навредить некрепкой юной психике. Отдельным вопросом стоит безопасность детей в интернете. И одного учителя, чтобы уберечь детские умы и разъяснить сложные моменты, порой недостаточно. В школе должен быть человек, который не занят уроками и тетрадками, а всецело погружен в воспитательную деятельность.

— В какой-то мере советники директоров по воспитанию чем-то похожи на вожатых, которые в советское время были в школах. Это посредники между детьми и взрослыми. И ребенок, придя в школу с какой-то идеей: а давайте реализуем такой-то проект, может напрямую обратиться к советнику. А тот в свою очередь поможет сориентироваться, где взять информацию по теме, как оформить проект и куда потом его направить. Советник всецело будет занят идеями детей, которые находятся за пределами уроков, — объясняет Светлана Яковлева.

Советник, по мнению педагогов, — это тот навигатор детства, который поможет ребенку социализировать и реализовать себя при помощи взрослых. Должность советника относится к педагогической деятельности, но этот сотрудник школы не обязан вести уроки. Да, ему разрешается в случае крайне производственной необходимости преподавать, но это не основная его деятельность.

Медики и инженеры пошли в школу

Деятельность советников координируется через федеральный «Росдетцентр». Большинство советников, которые сейчас работают в школах, — это все-таки педагоги, которые прежде вели уроки. Но были среди кандидатов и те, кто решил сменить сферу деятельности — например, врачи и инженеры. И сейчас они проходят переобучение или курсы переквалификации.

А сначала претенденты на должность советников должны были пройти тестирование на федеральном портале и доказать, что владеют повесткой, то есть знают, для чего нужна такая должность, как взаимодействовать с детьми и зачем они, собственно, идут работать в школу. Затем их ждало дистанционное обучение, после которого кандидатов внесли в федеральный реестр. После чего уже школы на местах приглашали приглянувшихся персон на собеседование и трудоустраивали.

«В школе должен быть человек, который не занят уроками и тетрадками, а всецело погружен в воспитательную деятельность. Одного учителя, чтобы уберечь детские умы и разъяснить сложные моменты, порой недостаточно».

Новая философия воспитания

— Когда мы проводили собеседование лично с каждым кандидатом, то видели их волнение и переживание: а вдруг я не смогу найти тот подход к ребенку, который необходим. И мы объясняли педагогам, что эта ваша новая деятельность — похожа на то, что они уже делали, просто нужно немного приспособиться к современным технологиям, к новой философии воспитания, — говорит эксперт ФГБУ «Росдетцентр» Екатерина Куприенко.

Амурский министр образования считает, что у советников директора по воспитанию работа даже сложнее, чем у педагога, который стоит у доски. Потому что дети любят задавать непредсказуемые вопросы и выдвигают необычные идеи. В отличие от классного руководителя, который формирует классный коллектив (чтобы не было между детьми противостояния), задача советника — это удовлетворение особых интересов и мотиваций школьников.

— Советник, к примеру, может привлечь ребенка из неблагополучной семьи к участию в каком-то проекте, где тот даже сможет заработать денег, получить премию или бесплатную путевку в «Артек» или «Орлёнок». Впоследствии такой ребенок никогда не уйдет на улицу хулиганить, он захочет дальше развиваться. Правильно воспитанный человек никогда не позволит себе быть необразованным, — убеждена Светлана Яковлева.

«Не всегда льющийся поток информации может пойти на пользу детям, иногда он может дезориентировать и навредить некрепкой юной психике». 

Не услуга, а взаимодействие  

Специалисты разъясняют, что деятельность советников в школе — это не оказание каких-либо услуг, и тем более платных. Советники взаимодействует с родителями, педагогами, классными руководителями, детьми, общественными организациями и объединениями.

— На самом деле цели у родителей, школы и советника одинаковые: ребенок должен выйти в жизнь успешным и уверенным в себе человеком, — отмечает глава минобра. — А когда родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок участвовал в каких-то проектах, достигал цели, реализовывал себя, то он одним из первых обратится к советнику. Например, подойдет и расскажет, что его сын космосом увлечен. И советник подскажет, что существует движение «Первых», есть грантовая поддержка талантливых ребят и как можно реализовать космический проект. На самом деле именно с этого и начинается первый шаг ребенка в профессию. И советник — его первый помощник, а дальше, если нужно, он привлечет учителя, найдет единомышленников, и будет уже группа талантливых ребят.

Но результата не получится, если советник не будет информировать ребят и родителей, рассказывать о новых проектах, мероприятиях, движениях, возможностях для детей.

— Есть много грантовых проектов, где ребята реализуют себя в качестве того инициатора, который хотел бы сделать этот мир лучше, добрее. И понимаем, что дальше ребята уже переходят в профессию, обладая какими-то навыками. То есть взаимодействие между всеми участниками воспитательного процесса очень важно. И конечно, это все для них бесплатно. Зарплата платится советнику, никаких дополнительных средств вносить не нужно, — поясняет Екатерина Куприенко.

Станут ли советники контролерами детей?

Светлана Яковлева, министр образования и науки Амурской области:

— Вопрос, конечно, интересный. И я сейчас отключу чиновника и включу педагога с 20-летним стажем. Знаете, когда ребенок приходит в школу, учитель в первую очередь несет ответственность за его жизнь и здоровье — с первого до последнего урока. И на переменах иногда бывают всякие разные вещи: ребенок упал, ударился, подрался с кем-то… И не контролировать поведение детей на территории учебного заведения невозможно в принципе, потому что мы отвечаем за него.

Если имеется в виду контролер того, что в головах наших детей, то тут можем развернуть ситуацию по-другому. Я часто вспоминаю поговорку: «Хочешь победить врага — воспитай его детей». И думаю, никто из родителей не хотел бы, чтобы в голову наших детей вкладывались иные ценности — те, которые сейчас пропагандируются в разных местах нашей планеты и не всегда совпадают с традициями воспитания, издревле принятыми в России. Чтобы такого кавардака в голове у наших детей не было, нужен советник, которому они смогут доверять и который сможет все доступно разъяснить школьникам.

Воспитательные функции советника директора школы

  •  Напрямую взаимодействует с активом ученического самоуправления: самая инициативная молодежь школы может предлагать различные проекты, мероприятия, чтобы школьная жизнь стала яркой и интересной.
  •  Проводит дни единых действий, к которым привлекает детей, приглашает людей интересных профессий.
  •  Взаимодействует с общественными организациями, Российским движением детей и молодежи «Движением Первых» (в каждой школе должно быть открыто первичное отделение РДДМ).
  •  Информирует о том, какие мероприятия будут проходить в регионе, городе, школе, выступает в качестве проводника между ребенком и внеурочной деятельностью.
  •  Взаимодействует с родителями.
  •  Берет на себя часть функций завуча по воспитательной работе и педагога-организатора. 

Возрастная категория материалов: 18+