Фото: Никита ПеченикФото: Никита Печеник

Пародия на «Гарри Поттера» (12+)?

В библиографии у Дмитрия Емца около сотни книг. Но все же наибольшую популярность он приобрел из-за обвинений в плагиате: серия «Таня Гроттер» (12+) действительно изначально задумывалась автором как пародия на «Гарри Поттера»(12+). Правда, громче всех о «несамостоятельности» серии и тогда, и сейчас продолжают говорить те, кто читал в лучшем случае первую книгу о девочке-волшебнице. Напомним, всего их четырнадцать. И уже к третьей книге серия — абсолютно самостоятельная и оригинальная история с героями из славянской мифологии и собственным сюжетом. 

Да, время от времени автор щелкает по носу «Гарри Поттера»(12+). Например, вместо мётел российские волшебники летают на пылесосах. Или на музыкальных инструментах: Таня Гроттер, кстати, на контрабасе. В российской серии волшебники играют в драконобол — здесь мячи на лету нужно закинуть в дракона противника, который вовсе не намерен облегчить работу команде соперника. В русскую школу магии на турнир из английской магической школы приезжает спортивная команда с Гурием Пуппером. Он — со шрамом на лбу, в круглых очках, заклеенных скотчем (причем треснувшие очки — дорогие, это стилизация от лучших дизайнеров магического мира). И парень безответно влюбляется в русскую девочку Гроттер. 

Для тех, кто еще не догадался, кто есть Гурий, Дмитрий Емец вставляет в книги еще несколько не очень прозрачных намеков. Так, Тане рассказывают, что детство Пуппера похоже на ее: «Как, ты не знаешь? Не читала газет? Да ведь история этого Пуппера ужасно похожа на твою. Он тоже сирота и тоже жил у каких-то родственников. Более того, его преследовал злобный хмырь из темных магов, с которым юный Пуппер отважно боролся». И пока сторонники отечественной школы магии смеются над иронией русского фантаста, фанаты Гарри Поттера (12+) пышут негодованием.

20

лет было Дмитрию Емцу, когда он написал свою первую книгу «Дракончик Пыхалка». Издательство, куда обратился автор, сразу согласилось опубликовать произведение

— Дмитрий Александрович, все остальные ваши книги — абсолютно самостоятельные произведения, однако из-за ситуации с «Таней Гроттер» (12+) вас в первую очередь знают как пародиста. Не жалеете сейчас, что цикл о девочке в школе волшебства Тибидохс стартовал как сатира на всемирно известную серию? — задали на встрече вопрос фантасту.

— Честно? Нет. Если бы Таня не отталкивалась от «Гарри Поттера»(12+), она была бы другой. Или, может быть, ее бы вообще не было. Это вопрос из разряда: каким был бы я, если бы моя бабушка и дедушка не встретились, — ответил писатель.

Герои на кастинге

У каждого автора свои взаимоотношения с героями. Участников встречи интересовало, есть ли среди героев книг Емца сам Емец? 

— Ну, чтобы всего себя тащить на страницы — так мало кто из авторов делает. Но периодически у кого-то из героев оказываются твои черты, — поделился опытом Дмитрий Александрович. — Если автор не испытывает жадности, то он и Плюшкина не напишет. Если ты никогда не сплетничал и не суетился — Коробочки у тебя не появится (персонажи поэмы Гоголя «Мертвые души» (12+). — Прим. авт.). Ты ощущаешь, осознаешь эмоцию, раздуваешь ее в герое, и он появляется в произведении. 

Каждый новый мир, по словам Дмитрия Емца, как новая компания. Сначала автор осторожничает с героями, а потом начинает лучше чувствовать персонажей, и они оживают. «Ты как будто наблюдаешь за компанией, они что-то делают, а ты записываешь за ними», — объясняет писатель. 

Дмитрий Емец — отец семерых детей: у него растут 4 дочери и 3 сына. С женой Марией познакомился в МГУ, когда учился в аспирантуре, а девушка — на 3 курсе филологического факультета.

А еще у героев тоже есть свой «кастинг». 

— Оживают не все и не сразу, — добавляет Дмитрий Емец. — Это как работодатель: берет несколько человек и начинает приглядываться. Один стал прогуливать, второй не справляется с обязанностями. А третьего повысили – он хорош. Так и здесь. Второстепенные персонажи выходят на первый план и раскрываются.

Гость встречи признается — делать слишком хороших персонажей не любит. 

— Есть такая проблема в кино и литературе — проблема положительного героя. Если он со всех сторон положительный, читателям с ним скучно, — объясняет фантаст. — Героев нужно любить и наполнять разными чертами. Ведь люди именно такие — разные.

Благодарное фэнтэзи

«Почему вы выбираете фантастику, а не философию, роман, быль?» — старательно перечисляет известные ему жанры один из младшеклассников на встрече. 

— Фэнтэзи — универсальный жанр, он позволяет сочетать фантастику и реальность. Для фантастики, еще и научной, я слишком гуманитарий. Думаю, научную фантастику мне писать не стоит, — серьёзно и обстоятельно отвечает писатель. — Представь себе, ты пишешь книгу. Про мальчика, который похож на тебя. Он живет в похожем дворе, городе, может, даже в Благовещенске. Ты в эту книгу переселяешь своих родственников, друзей, кошек, свой класс. Но в определенный момент происходит фантастическое допущение: ты находишь волшебный меч. Читатель верит этой истории за счет правдивой части и параллельно увлекается частью про меч. Это называется городское фэнтэзи — очень благодарный жанр, который не так сильно зажат правилами. Например, в детективной истории обязательно должно случиться преступление, и затем главный герой его раскрывает. В любовном романе должна быть любовная линия от начала и до конца. Здесь  больше простора для маневра.

Писатель признается, что «Таня Гроттер» — одна из его любимых книжных серий.

— Бывало ли вам за какую-то свою историю неловко, хотелось бы ее переделать? — задали вопрос взрослые читатели. 

— Есть книги, которые я стараюсь не переиздавать, потому что они кажутся мне слабыми. Их немного, но они есть, — честно ответил Дмитрий Емец. 

— Какие именно? — напрямую поинтересовались дети. 

— Например, «НЛО прибывает по расписанию»(12+), — не стал скрывать фантаст. — А бывает, что книга уже дописана и ты теряешь уверенность в себе. На самом деле сначала ты не понимаешь, хорошая твоя книга или нет. Оценивать ее начинаешь спустя какое-то время.

— А вы писали книги на заказ? — интересует еще одного подростка в зале. 

— Нет, никогда не получалось, — признается Дмитрий Александрович. — Пару раз пытался, но это было в таком ключе: «Напиши книгу в стиле секретных материалов». В итоге дотягивал на силе. Домучил, но повторять не хочу.

«Все писатели со временем толстеют, как авторы. Будешь писать рассказы — каждый следующий рассказ будет чуть больше предыдущего. Бывают исключения, в основном — так. Со мной тоже», — признается Дмитрий Емец.

«Писатель — коммерчески невыгодная профессия»

Интересовала участников встречи и сама профессия — писатель. 

— Сколько часов в день вы пишите книги? — задала вопрос молодая благовещенка. 

— Жесткого графика нет. Это, кстати, плохо — график помогает сосредоточиться. Раньше у нас было самое быстрое книгоиздание в мире, а сейчас мы вышли на европейский уровень: на книгу может уходить до полутора лет, — объясняет фантаст. — Обычно писать начинаю утром. Стараюсь работать 3 —3,5 часа. Редко, когда удается больше.  А если утром поездка, какие-то дела, то потом уже у меня нет сил. 

— Насколько сегодня с коммерческой точки зрения выгодно быть писателем? — задает вопрос подросток с последнего ряда.

— С коммерческой — наверное, невыгодно. Но писательство, да и вообще любая творческая деятельность, с коммерческой точки зрения не оценивается. Бывают писатели, которые напишут несколько книг и объезжают с ними всю Россию: выступают, собирают вечера, имеют определенную политическую позицию. В общем, пишут меньше, чем занимаются общественной деятельностью. В этом случае писательство может кормить. Если просто сидеть и писать — зарабатывать этим на жизнь гораздо сложнее, — говорит фантаст.

«Если в тебе нет жадности, Плюшкина ты не создашь», — уверен фантаст.

Мост между взрослыми и детьми

— Моей первой серией была «Тайна «Звездного странника» (12+), это стык блокбастера и фантастики. (До этого автор уже издал и написал несколько книг для детей. — Прим. авт.). К «Страннику» хорошо отнеслись, и я много работал, постоянно выпускал новые книги. Все они были для среднего школьного возраста. А потом я подумал, что, когда мой читатель вырастет, он меня перестанет читать. Решил из детской литературы уходить, паковать чемоданы, — вспоминает писатель. — Ушел в юмористическое фэнтэзи, написал «Вселенского неудачника» (12+). Я писал его долго, это была ломка стиля. И потом подумал: а ведь можно писать универсальные книги. Жанр фэнтэзи похож на мост, он объединяет взрослую и детскую литературу. И стал писать такое фэнтэзи, которое может быть интересно и детям, и взрослым. «Таня Гроттер» (12+) и стала первым таким проектом.

«Герои оживают не все и не сразу. Порой второстепенные персонажи выходят на первый план и раскрываются».

Параллельно автор работал над второй серией — «Мефодий Буслаев»(12+). Причем книги писал поочередно:

— Я обычно пишу две серии сразу: если пишешь без перерыва, книги слипаются, не успеваешь отдохнуть и в итоге вдохновение может потеряться. Когда чередуешь книги — получается смена деятельности, — говорит он.

А еще на тот момент у Дмитрия Емца был незаконченный роман, который в итоге превратился в книгу-донора.

19 книг в самой большой серии Дмитрия Емца о Мефодии Буслаеве

— Я долго с ним возился, менял героев и никак не мог закончить. И в итоге, когда начал писать Мефодия, я стал брать из недописанного романа героев и переселять их в мир Буслаева, — вспоминает автор.

Чуть позже Дмитрий Емец начал работу над еще одной серией — «Школа ныряльщиков» (16+), если короче — «ШНыр».

— Писал довольно долго, последние — по книге в год. И часть читателей Тани и Мефа (серии книг о «Тане Гроттер»(12+)  и «Мефодии Буслаеве» (12+). — Прим. авт.) ее не поняли, — отмечает писатель.

Самая свежая серия фантаста — про Еву (серия книг «Ева и Магические существа» (12+). Целевая аудитория у нее такая же, как у «Гроттер» (12+). Если вам нравится Таня — можете почитать и про Еву.

«Ваш Китай очень настоящий»

Писатель рассказал на встрече, что в Приамурье он приехал впервые.

— Благовещенск мне очень понравился. Я люблю гулять пешком, в первый же вечер пробежал из конца в конец вашу набережную (на берегу Амура. — Прим. авт.). Потом пошел по улицам второго ряда. И понял, как ориентироваться по городу: очень удобная система, — говорит Дмитрий Емец. — А еще у вас классные спортивные площадки.  И ребята выдающиеся: я впечатлился их результатами в отжиманиях и других упражнениях.

Организовали гостю из Москвы и поездку в Хэйхэ.

— Вышел я из здания и начал спускаться по лестнице. Спускаюсь, спускаюсь, спускаюсь. И тут попадаю во дворик как из «стрелялок»: баки, запах, каморки, велосипеды ржавые. Это меня ошеломило. Мне вообще ужасно понравилось, что Китай какой-то настоящий. Запахи сильные повсюду, рынок утренний — много впечатлений.

Два совета Дмитрия Емца писателям-новичкам

1. «Собирайте изюминки правды»

Начинающим писателям фантаст посоветовал «собирать изюминки правды».

— В литературе есть вымысел и есть правда жизни. Вот правда жизни — это изюм. Вымысел — булка. Чем больше изюма, тем дороже стоит ваш хлеб. Где можете — собирайте эти изюминки правды. И тогда вы будете уважать свою книгу ради той правды, которая в ней есть. Это может быть правда деталей, событий: заметили кошку, которая сидит на дереве, и ввели ее в свой рассказ. Все это наполняет ваше произведение.

2. «Нужно любить книгу, которую пишешь»

«Какая книга у вас любимая?» — поинтересовалась пятилетняя девочка. Дмитрий Емец предложил ей попробовать начать с «Дракончика Пыхалки» (6+).

— Ты уже читаешь сама? — спросил он малышку.

— Нет, мне пять лет, — ответила она.

— Тогда давай договоримся. Мама будет читать тебе страничку, а ты — последнее слово. На следующей странице — два последних слова. Обещаешь? — уточнил писатель.

— Да, — важно ответила юная читательница.

— Нужно любить ту книгу, которую ты пишешь сейчас. Потом, постфактум ты ее оценишь и можешь принять решение, нравится она тебе или нет. Но не будешь влюблен в ту историю, над которой работаешь — завалишь произведение, — предостерег фантаст.

«Мы знаем, вы любите динозавров»

В конце встречи библиотекари Благовещенска подарили писателю небольшую брошюру с его фотографиями и отзывами от участников, а также толстовку с надписью «Из города динозавров». «Мы знаем, что вы любите эту одежду и динозавров», — объяснили свой выбор библиотекари. «Я никогда не получал таких подготовленных подарков на встречах, чтобы именно для меня», — искренне поблагодарил писатель.

Возрастная категория материалов: 18+