
Что осталось за кадром
Это не первая книга Валентины Кобзарь. В 2023 году свет увидели две работы амурского краеведа: издание об Амурском театре кукол (16+) и «Река и берега»» (16+) — по материалам экспедиции Русского географического общества по верхнему Амуру. А двумя годами раньше, в 2021 году, автор опубликовала сборник «165 историй Благовещенска» (16+), факты для которого были собраны в архивах местных газет.
— В процессе работы над этой книгой накопилось много информации о событиях, происходящих за пределами города — на просторах Амурской области. Вместе с ней появлялись и вопросы: как записывались в казаки, кто такие ходоки, хищники, обратные, как начинался Алексеевск? — рассказывает Валентина Петровна.
Источников, в которых можно было найти ответы, в Благовещенске оказалось крайне мало. И вдруг судьба Валентины Кобзарь делает крутой поворот: она переезжает в Москву и получает доступ к огромному количеству дореволюционной периодической печати, которая выходила в Благовещенске, Зее, Алексеевске. Поэтому следующие два года Валентина Петровна, по существу, стала «внештатным сотрудником» отдела периодических изданий Российской государственной библиотеки, приезжая туда как на работу.
Черновик истории
— Почему в основе книги «100 историй Приамурья», как и в предыдущей, о Благовещенске, так много публикаций из периодических изданий? То, что со временем попадало в учебники и энциклопедии, сначала сообщалось в газетах. На их страницах буквально печатался черновик истории, — поясняет Валентина Кобзарь. — Изучаю газеты с 1894 года, пока дошла до 1915‑го. Когда читаешь подшивки газет, прошлое буквально оживает, потому, что в заметках есть всё: планы, надежды, страсти, тревоги, сплетни, факты, идеи и их воплощение, решения и их последствия, развитие или упадок значительных проектов в разных отраслях, наконец, судьбы людей и государства. Мне интересно составлять из этих частичек мозаику ушедшей жизни.
«1908 год. Начало строительства Амурской железной дороги. 100 миллионов пудов грузов нужно перевести. Заработаем! Строим новые пароходы! Больше десятка пароходов и барж за два года заказали на разных заводах амурские предприятия».
«1909 год. Отмена режима порто-франко. Застопорилась торговля, череда банкротств — настоящих и мнимых. Кризис в золотодобыче».
«В 1913 году заработала Амурская железная дорога. Начал умирать амурский флот — второй по величине в России».
По жанру книга «100 историй Приамурья» (16+) — это документальное повествование на основе газетной информации о разных событиях в Приамурье в конце XIX — начале XX веков.
Это глобальные факты. А сколько интересных деталей из повседневной жизни, которые в учебники не попадают.
«В январе 1912 года было налажено регулярное движение автомобилей между Благовещенском и Суражевкой — они передвигались по льду и по рельсам».
«В ноябре 1913 года в Зее открылся цирк, в котором представления давали и зимой».
Ходоки-разведчики и обратные
В книге «100 историй Приамурья» семь больших глав. В первой, поданной в телеграфном стиле, представлены вехи истории региона XVII века. Она отвечает на вопрос: откуда пошло Приамурье: Поярков, Хабаров, монах Гермоген, Нерчинский договор, граф Муравьев, святитель Иннокентий, граф Игнатьев.
Вторая глава о казаках. О том, как они по‑разному переселялись на Дальний Восток в разное время, о службе, нравах, быте, занятиях и заработках, об их участии в военных событиях 1900 года.
Амурское эхо, 28 июля 1915 г.
Третья, самая большая, — о крестьянах-переселенцах. Как добирались до Амура и укоренялись на целине, какими промыслами и ремеслами занимались. Валентина Кобзарь насчитала четыре потока переселенцев: организованные, неорганизованные, ходоки-разведчики, а их было тысячи, и обратные, те, кто возвращался — таких было в среднем 10 процентов от числа приехавших в Приамурье.
Четвертая глава называется «Города, деревни, села…» — в ней представлены сведения только о 15 населенных пунктах. Автор поясняет, что в газетах того времени нашла более-менее содержательную информацию именно о них. Например, об Алексеевске (ныне Свободный) в свое время регулярно писали все местные издания. Поэтому из книги амурского краеведа можно узнать, что Алексеевск задумывался как город-сад, его застройка разрабатывалась с научной точки зрения, а первым зданием была школа, хотя поселенцы жили еще в землянках.
Хищники и водка-харбинка
Пятая глава — о золотопромышленности — сложилась у Валентины Кобзарь из официальных отчетов и распоряжений, заметок и репортажей амурских журналистов. Это не хронология, а несколько текстов о том, кто работал на приисках, кто уходил в хищники золотодобычи, что такое республики приискателей и как было организовано медицинское обслуживание на золотых промыслах Амурской области.
Как отмечает автор, в середине XIX века прииски воспринимались негативно: хлеба в области мало, а они скупали всю яричную муку, на прииски едут «буйные, золото гребут лопатой», а области ничего не достается. Хотя со временем картина изменилась: золотопромышленники проложили дороги и стали главными работодателями для населения.
«Почему такое название книги? Люблю круглые цифры, и число 100 придает фразе четкий ритм. Историй, конечно, больше», — говорит Валентина Кобзарь.
В шестой главе можно узнать, почему граница с Китаем была определена в 1858 году, а таможня в Благовещенске появилась только через 44 года. Потому, что в 1902‑м отменили режим порто-франко (территория, пользующаяся правом беспошлинного ввоза и вывоза товара). На Дальнем Востоке он действовал от Забайкалья до Владивостока, и таким образом удаленный от центра регион снабжался товарами и продовольствием. Но со временем такой порядок стал угрозой для российской промышленности, и порто-франко отменили, организовав на границе таможенные посты.
Для местных жителей это стало шоком, так как таможня контролировала пребывание иностранцев и боролась с контрабандой. А главным нелегальным товаром, который везли из Китая в Приамурье, была водка, которую назвали «харбинкой».
Амурская колесуха
Многие слышали о дороге от Хабаровска до Благовещенска, но мало кто знает детали ее строительства. Финансирование и контроль за прокладкой осуществлялись через Благовещенск, так как военные губернаторы Приамурья лично курировали процесс. Чтобы удешевить строительство, применяли труд каторжан, которых везли со всей России. Но на месте оказывалось, что к тяжелой работе пригодны только 40 процентов присланных.
Мост через Зею только строится. Фото из открытых источников
Интересный факт: губернаторские отчеты фиксировали все материалы стройки — каждое бревнышко и камни в опорах мостов. Однако когда в 1913 году проводили проверку, на некоторых участках не обнаружили даже следов дороги. Еще один факт: начальник строительства написал губернатору, что мосты надо отремонтировать — по ним трудно проезжать. На что получил ответ: не надо ездить на авто, а то мосты и вовсе поломаются.
Кстати, когда строительство «Амурской колесухи» было закончено, встал вопрос — что делать с каторжанами, которых насчитывалось 2 тысячи человек. Из главного управления ответили, что присылать обратно их не надо: тут своих хватает. И посоветовали занять их работой на месте. Людей отправили строить Амурскую железную дорогу.
Благовещенские дамы желают поставить всемирный конноспортивный рекорд
«В настоящее время ведутся работы по отысканию на реке Зее телеграфного кабеля линии Благовещенск — Хабаровск, опущенного на дно Зеи. Цель — найти спайку кабеля, благодаря которой кабель действует не совсем исправно» («Амурская газета», февраль 1903 г.).
«Кабель через Зею продолжает не даваться в руки чиновников. Песчаную косу изрыли канавой саженей в 50–60 длиной и аршина 2 глубиной, уже хотели махнуть рукой, рассчитали рабочих и запросили округ, надо ли отыскивать или, может, так сойдет, но окружное телеграфное управление осталось непреклонным, так что работы возобновились» («Амурская газета», март 1903 г.).
«26 апреля общество решило дать невиданное зрелище — заезд лошадей, которыми будут управлять дамы. Такой приз будет чуть ли не первым в России. В Петербурге есть единственная женщина-наездница В. В. Костенская. На Кочевом она несколько раз участвовала в заездах мужчин. Но это единичный случай. Здесь же предполагается заезд 6–7 лошадей, и на всех поедут дамы. Таким образом, благовещенские дамы желают поставить всероссийский, а может быть, и всемирный конноспортивный рекорд. На проездках и прикидках наши дамы показывают полнейшее присутствие духа, а некоторые даже умение управлять довольно серьезными лошадьми» («Торгово-промышленный листок объявлений», 23 апреля 1909 г.).
В книге «100 историй Приамурья» при цитировании документов и газетных публикаций автор оставляла максимально много фамилий. Они могут пригодиться историкам, краеведам, родоведам. Возможно, кто‑то из читателей обнаружит в книге своих предков.
«Со станции Магдагачи нам телеграфируют, что 24 июля в 11 ч. 18 м. вечера замечалось сильное колебание почвы, вызвавшее у некоторых жителей панику. Во время землетрясения дома колебались, печи дали трещины» («Эхо», 27 июля 1911 г.).
«Деревня Курилово. Перед грозой был сход. Подвыпившие сельчане ругали погоду (дожди без остановки). Потом была гроза, и молния сожгла четыре жнейки-сноповязалки у тех, кто ругался больше всех. Огнём уничтожены четыре заимки. В соседнем выселке вихрем разрушено семь домов, несколько человек убито» («Амурские отголоски», 20 августа 1908 г.).
120
экземпляров книги «Петербург-на-Амуре» (12+) будут переданы областной детской библиотеке, откуда они разойдутся по детским библиотекам нашего региона
«Жители деревни Шумиловка Завитинской волости постановили приговор, в котором обещали не употреблять никаких бранных слов. Шумиловка существует 2–3 года, жители — выходцы из одной губернии, между собой живут очень мирно. В минувшее лето в Шумиловку причислено порядочное число семей из разных губерний, против которых и направлен приговор. Всякому новому жителю деревни шумиловцы заявляют о существовании приговора» («Благовещенское утро», 30 сентября 1912 г.).
«Некто Чиркин, на глазах многочисленной толпы, прилично одетый господин разбил девять огромных стекол в главном магазине «Чурин и Ко». Стоимость стекол достигает, кажется, 9000 р. Он это сделал сознательно, под влиянием грубого отказа в отпуске ему соли, которую тут же отпустили другому. Мировой суд приговорил Чиркина к штрафу в 1 р.» («Амурская газета», 15 июля 1905 г.). К слову, в то лето соль в Благовещенске была в дефиците: партию, заказанную в Китае, задержали на таможне, вагон, отправленный из Оренбурга, застрял в пути.
Проект «Петербург-на-Амуре» дошел до Благовещенска
Фото: Светлана Митина
В Благовещенске состоялась еще одна презентация интересного проекта, посвященного двум выдающимся личностям, связанным с Приамурьем, — генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и писателю Владимиру Арсеньеву. В рамках историко-просветительского проекта «Петербург-на-Амуре» (12+) создана книга с двумя слоями информации. О ней рассказали генеральный директор московского издательства «Пятый Рим» Дмитрий Щербаков и куратор исторических проектов АНО «ДАРИБ» Алексей Елаш.
Книга в два слоя
Почему «Петербург-на-Амуре»? Потому, что Николай Муравьев и Владимир Арсентьев — уроженцы Петербурга. Граф много сделал для освоения наших земель, а Арсеньев начал свое знакомство с Дальним Востоком именно с Благовещенска, через который добирался до Владивостока и в котором был мобилизован для участия в военных действиях летом 1900 года.
Это книга для семейного чтения, с прекрасной полиграфией и иллюстрациями. Но главная ее фишка в двух слоях. Первый — это текст, написанный на основе дореволюционных и современных источников. Второй слой — интерактивный. Он проступает, если навести камеру своего смартфона на разбросанные по страницам QR-коды. По открывшимся ссылкам читатель попадает на специально созданный портал. Здесь — масса дополнительной информации: тексты, фотографии и даже аудиоподкасты.
Благовещенское утро, 18 февраля 1914 г.
Этот контент привязан к локациям на карте нашей страны, от Санкт-Петербурга до Камчатки, связанным с жизнью Муравьёва -Амурского и Арсеньева: конкретные здания и объекты, где они родились, жили и служили. Это превращает книгу в своего рода в исторический путеводитель.
120 экземпляров книги будут переданы областной детской библиотеке, откуда они разойдутся по детским библиотекам региона. Команда проекта также намерена договориться о поставке части тиража в книжные магазины Благовещенска и книжный киоск при Амурской областной научной библиотеке. Хотя, надо предупредить, стоимость такого издания будет немаленькая.
Экскурсия по QR-указателям
Кроме книги, проект «Петербург-на-Амуре» в городах и селах Дальнего Востока устанавливает QR-указатели, отсканировав которые любым гаджетом можно посмотреть современные и архивные фотографии, прослушать аудиоподкаст и прочитать тексты, посвященные Муравьеву-Амурскому и Арсеньеву. Такие таблички уже установлены в Благовещенске, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Чите, Иркутске, Петропавловске-Камчатском, Николаевске-на-Амуре, Арсеньеве, Владивостоке, Находке, в посёлках Кавалерово и Красный Яр (Приморский край), Корфовский и Шереметьево (Хабаровский край), Николаевка (Еврейская автономная область). Всего в ходе реализации проекта установлено 30 табличек в 15 населенных пунктах восьми субъектов РФ.
«Некто Чиркин, на глазах многочисленной толпы, разбил девять огромных стекол в магазине «Чурин и Ко». Он это сделал сознательно, под влиянием грубого отказа в отпуске ему соли».
В Благовещенске QR-коды установлены на постаменте памятника Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию у храма Благовещения Пресвятой Богородицы по Релочному переулку и на ограждении набережной возле памятника Дружку.
— В Благовещенске мы поставили указатели два дня назад, а сегодня, готовясь к презентации, оказались приятно удивлены: информацию просмотрели уже более 500 раз. С одной стороны, это свидетельствует о том, что мы правильно выбрали точки, где разместить QR-коды. С другой стороны, людям действительно интересно, — сказал куратор исторических проектов Алексей Елаш.
Только в электронном виде
На презентации своей книги Валентина Кобзарь разочаровала любителей бумажных изданий: «100 историй Приамурья» будет только в электронном виде. Так она станет доступна большему кругу читателей, кроме того, будет объемнее и с иллюстрациями. Сегодня, к сожалению, издавать бумажные варианты книг за свой счет — слишком дорого.
— Не верю, что когда‑нибудь за свою работу получу гонорар, смогу оплатить тираж, профессиональный дизайн. Не верю, но надеюсь, — подытожила Валентина Петровна.
А в планах у нее продолжить изучение амурских газет в переломный как для всей России, так и для Приамурья момент — с 1915 по 1917 год.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии