Не стоит обольщаться: Брэдли Купер в данном случае ведет себя точь-в-точь как его старший товарищ Брэд Питт, снимаясь в не самой главной роли в проекте, который продюсирует. «Парни со стволами» — в первую очередь творение режиссера Тодда Филлипса, который прославился сам (и во многом прославил все того же Купера) франшизой «Мальчишник». Лента основана на реальных событиях и вроде бы должна поднимать сразу несколько крайне животрепещущих тем, но вместо этого ожидаемо скатывается в комедию для тех, кому за 30. Филлипс, казалось бы, устраивает американскому обществу порку еще на уровне слогана, но на самом деле устраняется по всем пунктам. Герои фильма постоянно идут на сомнительные компромиссы с собственной совестью, а некоторые оказываются еще и вознаграждены. И точки в этом произведении нет.
Ставки делаются осознанно, но все-таки странно. Джона Хилл в одной из главных ролей берет на себя ответственность за комедию, и это настолько же ожидаемо, насколько и шаблонно. Все эти вымученные и совершенно ненужные полушуточки про еврейские обычаи, нелепые сцены в духе «чернокожие бандиты разбегаются от парня с лишним весом» и прочие известные ходы в сочетании с нарочитой и регулярной пошлятиной делают свое дело: персонаж по имени Эфраим Дивероли в своей нише хорош. Компанию ему составляет Майлз Теллер, и здесь начинаются проблемы восприятия. Актер, более всего известный как Пит из «Дивергента», в роли начинающего торговца оружием выглядит крайне неуверенно: Дэвид Пакхауз получился феноменальной смесью настоящего мужчины и трусливого нытика. Создатели фильма к тому же наградили героя приторно-счастливой семейной жизнью посреди Майами. Бедняга вынужден подрабатывать массажистом за 75 долларов в час, но когда его девушка (в исполнении Аны де Армас) объявляет о беременности, ему приходится искать способы заработка получше. Такие, чтобы двухэтажная квартира и «Порше». Зрителю все время приходится сочувствовать человеку, который безо всякого принуждения извне ввязывается в опаснейшую авантюру только потому, что его зависть к тем, кого он массажирует, чересчур сильна.
Простота происходящего на экране завораживает поначалу, но разочаровывает очень быстро. Перед нами все-таки фильм про торговлю пушками и амуницией, так что будут вам и албанцы, и Пентагон, и оружейный барон в лице как раз Брэдли Купера — собственно, про этого персонажа хотелось бы увидеть отдельное кино. Тем не менее все это только лишь декорации, в которых развивается повествование о детской дружбе, превратившейся в мужскую вражду. Филлипс постоянно цитирует «Лицо со шрамом» и не только, но ни настоящей дружбы, ни уж тем более похожей на правду вражды у его героев не получается. Зато получается триумф глупости и недальновидности, в которой оба оппонента соревнуются на поистине олимпийском уровне. Ощущение недосказанности не покидает зрителя, и эта недосказанность не от мастерства, а от бессилия: вот вам «Мальчишник» про оборонзаказ, похихикайте и забудьте. Дивероли и Пакхауз попадают в бизнес случайно, развивают его исключительно на пьяном везении и заканчивают по дурости. А то, что под конец с неба падает чемоданчик с золотыми монетками, так того законы хэппи-энда требуют. Даже там, где его по моральным основаниям быть не должно. Зритель, впрочем, получает от этого некоторую выгоду. В конце концов, какая разница, что там и с кем случится, если на экране картонные фигурки, а на дворе — XXI век.
Сценаристы не устают подкидывать аудитории пищу для размышлений, которая на поверку оказывается совершенно их недостойной: в «Парнях со стволами» есть множество сюжетных линий, которые не заканчиваются вообще ничем. Авторы, списывая это на реальность описываемых событий, лукавят. По соседству преспокойно существуют настолько сказочные события и создания, что остается только вздыхать. Странно, что семейную идиллию так и не нарушит ночное вторжение восточноевропейского мужика с пистолетом — Филлипс вместо этого ведет, что называется, Мохаммеда к горе. Но все остальное на уровне: прожженные циники в минобороны США, кухонный антимилитаризм, миллионы патронов к автоматам Калашникова, которые необходимы то ли Пентагону, то ли на нужды стран третьего мира. Мораль и вовсе прост: не будь главные герои придурками из «Мальчишника» с соответствующим поведением, стали бы магнатами мирового уровня. В фильме даже есть пример такого парня, который Америку называет парашей, в мире считается террористом, но смотрит на все сквозь темные очки с леденящим спокойствием. Политический пессимизм этой ленты сильно уступает социальному оптимизму. И хотя, конечно, в овальном кабинете не Обама, а Буш, надежд на положительные изменения создатели «Парней со стволами» не оставляют — будет вам фразочка перед титрами про 2022 год.
Получившееся зрелище представляет собой некую вариацию на хорошо знакомые темы, но в силу того, что главные герои вместе со своей фирмой-одногодкой не способны стать действительно крутыми, быстро теряет шарм. Остается только время от времени хихикать над шуточками, удивляться очередной нелепой роли Кевина Поллака и умиляться перманентному макияжу актрисы де Армас. Картина, ко всему прочему, сильно грешит дефицитом интересных персонажей. Это выглядит даже необычно в наши дни, когда сценаристы нас, наоборот, постоянно мучают их изобилием. Безликие албанцы, безликие иракцы, по совсем уж неизвестным причинам отсутствующие русские — все это остается на уровне страшилок для благополучных жителей побережья. Девушка главного героя, впрочем, не особенно напугана. Известие о том, что ее избранник занялся полулегальной торговлей оружием, она воспринимает довольно спокойно: съезди, милый, в Албанию на месяц-другой, привези пару миллионов на детское питание. Сам Пакхауз выступает еще и в роли закадрового рассказчика, но и этого недостаточно, чтобы разобраться, сделал ли хотя бы какие-то выводы из случившегося этот молодой человек. Помилосердствуйте, он даже не стал пользоваться наработанным опытом — обиделся, расстроился, вернулся к массажу.
В итоге «Парни со стволами» оказываются не способны выступить достойно ни в одном из жанров. От военного боевика здесь потешная погоня и несущий справедливость вертолет, от политического триллера — пролетарии, которым не заплатили за упаковку, от мелодрамы — «я уехала к маме, не звони», а от классической драмы и вовсе почти ничего не остается. Комедийная составляющая неплохо срабатывает до тех пор, пока Джоне Хиллу не приходится играть серьезно. К этому моменту все причастные к картине, включая его самого, окончательно перестают понимать, что у него за персонаж такой. И он, как положено, растворяется в тумане вместе с безымянными агентами ФБР, олицетворяющими абсолютную беспомощность государства пред собственными ошибками. Честно говоря, весь этот фильм о том, что ошибки даже не нужно исправлять. Они либо сделают это за вас, либо таковы, что сделать уже вряд ли что-то получится. В крайнем случае всегда можно вернуться к своей женщине, пообещать, что не будешь ей лгать и жить дальше. Чтобы подкрепить эту позицию, Филлипс вообще не стал изображать последствия этих самых оружейных спекуляций – в глазах смотрящего, как известно, не только красота, но и ужас.
Возрастная категория материалов: 18+