Британский режиссер Гай Ричи продолжает путешествовать назад во времени. После дилогии о Шерлоке Холмсе, действие которой приходится на рубеж XIX и XX веков, он взялся за легенду о короле Артуре. Эксперимент, который с самого начала выглядел довольно сомнительно, в результате скорее удался, чем нет. Раздаваемых в первой трети картины «бонусов» зрителю в принципе хватает, чтобы не сильно мучиться в ожидании финальных титров. Другое дело, что выбранная тема настолько прочно цепляется за сопровождающий ее пафос, что избавиться от него невозможно, будь ты хоть трижды кинематографический гений.
«Меч короля Артура», который, безусловно, рассматривался как начало пусть даже небольшой, но саги, получил неоднозначные отзывы и теперь судьба героев полностью зависит от кассовых сборов.
Если заглянуть в послужной список Ричи, откроется удивительная правда: один из самых известных «молодых» режиссеров современного мейнстрима, автор вполне себе культовых картин «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», до сих пор не получил ни одной весомой награды. На полочке пылится премия телеканала MTV 18-летней давности (тогда британец еще считался дебютантом), а рядом с ней гордо сияет «Золотая малина», выданная постановщику за ленту «Унесенные» — ту самую, где Мадонна играла на правах супруги.
Огромное значение при создании картины придавали саундтреку: иногда он уверенно отбирает главенствующую роль у действия, отчего фильм на время превращается в клип.
Тем временем «Меч короля Артура» стал уже девятым полнометражным фильмом Ричи — и поклонники, которые по-прежнему верят в его возвращение на ниву криминального жанра, получат свой небольшой глоток надежды. Перекроив вдоль и поперек знаменитую книгу Томаса Мэллори, создатели эпической ленты постарались добавить ветхой легенде максимум современности, и это вызвало шквал критики в англоязычных странах. Российскому зрителю, судя по оценкам, этот подход импонирует больше. В конце концов, речь идет о преимущественно авторском кино, само понятие которого плохо уживается с разного рода ханжеством. Балансируя между ранними фильмами самого Ричи, непременной в сегодняшней повестке «Игрой престолов» и шаблонной героикой, фильм оказывается все же достойным внимания.
Премьеру картины переносили не менее четырех раз. Согласно первоначальным планам, «Меч» должен был появиться на экранах еще в прошлом сентябре. Надо думать, что связано это было с некими доработками — в итоге сюжет удалось сделать как минимум логичным и завершенным. Нельзя не отметить, что где-то в середине фильма Ричи выбирает самую что ни на есть проторенную дорожку (вероятно, не без помощи боссов из Warner Bros) — вот герой, вот злодей, вот финальная схватка. Все намеки на новаторство звучат до этого момента: сценарий отправляет Мордреда в другую эпоху, самого Артура делает беспризорником, воспитанным сотрудницами борделя в закоулках Лондиниума и познавшим восточные боевые искусства в процессе взросления — и дальше по списку. Процесс этого взросления, кстати, как будто снимал Гай из конца 90-х: именно поэтому и возникает острое желание пересмотреть этот эпизод несколько раз. Как в старые добрые времена, огромное значение при создании картины придавали саундтреку: иногда он уверенно отбирает главенствующую роль у действия, отчего фильм на время превращается в клип. Двукратный оскаровский номинант, оператор «Гладиатора», «Ганнибала» и недавнего «Логана» Джон Мэтисон (уже работавший с Ричи над «Агентами А.Н.К.Л.»), творит профессиональные чудеса — к картинке не возникает ни малейших претензий.
Распределяя роли, авторы «Меча» следовали модной сегодня тенденции обращаться к телевизионному пространству — настолько повысился статус сериального актера. Главная положительная роль досталась звезде «Сынов анархии» Чарли Ханнэму, которому, впрочем, в ближайшее время явно будет не до многосерийных лент. Претендент на престол в его исполнении получился полностью соответствующим собственному имени — Артур, как известно, означает «медведь». Благородные крови крепко спят в венах широкоплечего и не знающего компромиссов рэкетира, изредка вскипая при наличии вопиющей несправедливости — но только если она случилась с кем-то из «своего» круга.
Ричи щедро добавляет всевозможные фэнтезийные приправы: и если жуткие создания, дающие силу Вортигерну, выглядят удачной находкой, то все эти гигантские змеи и нетопыри, озлобленные грызуны и подводные владычицы выглядят скорее потешно.
Будущему королю нет никакого дела ни до бесчинств узурпаторской власти, ни до отчаянной борьбы местного Сопротивления — почувствовав опасность, он преспокойно передает вторых в руки первых и не очень-то мучается угрызениями совести. Роль «злого короля» Вортигерна Ричи доверил старому товарищу Джуду Лоу, который в этом кастинге предстает главной звездой. Но развернуться актеру (который, как мы хорошо знаем, умеет это делать) не дают. Его сказочный правитель-изверг сделан по железобетонным лекалам, так что Лоу просто бредет в тумане однозначности к заведомо понятному бесславному падению собственного персонажа. Пару раз поплакав, конечно, над особенно милыми сердцу жертвами.
На втором плане бегают, прыгают, сражаются, истекают кровью и при любом раскладе довольно мрачно шутят будущие рыцари Круглого Стола, маги, королевские гвардейцы, наконец, простые ребята с улицы, которым подворотня заменила мораль, любовь и что там еще в таких случаях полагается заменять. Отягощенная знакомством с версией сказания о короле Артуре от «Монти Пайтон» публика все время ждет, что происходящее на экране достигнет необходимого градуса и скатится в абсурд. Но Ричи сюда позвали не для таких фокусов — бюджет в 175 миллионов долларов подразумевает все-таки некоторую ясность режиссерского сознания. Поэтому и наличие в окружении предводителя гордых бриттов представителей разнообразных рас подано с толерантной миной, и противники узурпаторского режима — как на подбор со знаком плюс, и даже любовную линию успели наметить легким движением карандаша: в следующих сериях девушка-маг с изможденным лицом наверняка получит все-знают-какое имя, а заодно и половину королевского ложа. Понимая, что действует слишком прямолинейно, Ричи щедро добавляет в солянку всевозможные фэнтезийные приправы: и если жуткие создания, дающие силу Вортигерну, выглядят удачной находкой, то все эти гигантские змеи и нетопыри, озлобленные грызуны и подводные владычицы (здесь, правда, легенда обязывает) выглядят скорее потешно. Как вывод — вполне можно было уложиться и в полтора часа.
Артур у Ричи, само собой, король поневоле, которого одной волной унесло с вершины, а другой снова на нее притащило. Смотреть, как вчерашние лондонские гопники посвящают друг друга в рыцари волшебным мечом и принимают политические решения, забавно — хотя многих зрителей это по-настоящему разозлило. Контраста добавляет покойный, но постоянно всплывающий в сюжете отец Артура, король Утер — Эрик Бана снова играет троянского Гектора, только слегка набравшегося солидности и с сединою на висках. На его фоне сын смотрится отнюдь не по-королевски, но зато отлично вписывается в картину мира Гая Ричи, явно соскучившегося по большим проблемам маленьких людей как повода для создания очередного кино. Попавшись ему под руку, легендарный владелец Эскалибура остался без привычного лоска, а костюмеры постарались на славу, чтобы придать ему понятный для среднего класса внешний вид. Претензии предъявлять не хочется: для этого в фильме присутствует скромная роль экс-футболиста Дэвида Бэкхема, умудрившегося исполнить ее максимально бездарно. А продолжений, на самом деле, хочется: этих уличных парней, взявших власть с оружием в руках, зритель еще полюбит. В конце концов, в следующий раз им придется спасать мир легитимно.
Смотрите расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».