Женитьба бальзамированного: рецензия на новый фильм «Мумия» с Томом Крузом

Велик соблазн — воспринимать новый «фильм ужасов» про восставшую египетскую мумию как отважный памфлет на тему последствий американских военных операций в Ираке. В конце концов, для чего-то же нужен этот нелепый боевик про боевиков в стартовой части картины. Но жанр, неистребимый, как фараоново проклятие, снова вылезает на поверхность, потряхивая истлевшими бинтами, и на этот раз пытается затащить своих жертв на нетрадиционное поле сражений. Проектом «Мумия» компания Universal размашисто кладет начало собственной «комикс-вселенной», где, как уже заявлено, миром будут править боги и монстры. В таких случаях, как известно, хороши все средства, а зритель служит подопытным кроликом, реакция которого будет влиять на дальнейшие правила игры.

«Мумия» — это очередной долгострой, успевший сменить несколько сценариев и режиссеров и провести множество кастингов. В разное время в списке потенциальных исполнителей главных ролей засветились Том Харди, Эдди Редмейн и Хавьер Бардем, но в итоге все эти ребята нашли себе место в других вселенных. Кресло постановщика досталось Алексу Куртцману, для которого фильм стал всего лишь вторым полнометражным в этой роли. Специалист более известен как продюсер и автор сценариев: за синопсис к эпическому «полотну» под названием «Трансформеры: Месть падших» он даже удостоился «Золотой малины». Но когда и кого такие вещи заставляли свернуть с избранного пути? Тем более что участием в перезапуске египетских россказней удалось заинтересовать Тома Круза (в списке продюсеров его по необъяснимым причинам нет), за которым пришли сценаристы его «Невыполнимых миссий» и подогнали всю затею под неувядающего голливудского ветерана. Оставалось найти подходящую дивчину, в которую по ходу действия будет перевоплощаться злобная бальзамированная древность — эту роль взяла на себя София Бутелла. Еще один ветеран по имени Рассел Кроу влез в двойственную шкуру доктора Джекила (а почему бы и нет). Остальных исполнителей перечислять нет смысла, включая блеклую пассию главного героя и его лучшего друга-зомби.

Картина, впрочем, знакомить нас с веселыми ребятами основного плана не спешит: сначала зритель должен выслушать пафосную речь о том, что некоторые тайны никак невозможно упрятать надежно. Фоном показывают, что ничего не бывает случайно — прямо как в старом добром киносериале «Омен». Строители находят захоронение тамплиеров в Британии (с выходами в лондонское метро, а что поделать). Туда немедленно прибывает доктор Джекил, который при помощи конвертика с деньгами сворачивает прокладку туннеля государственного значения (будете рыть севернее) и превращается в закадровый голос. Куртцман как раз вспоминает о той самой «Мумии», которая с Бренданом Фрейзером. И пока Рассел Кроу торжественно бубнит про принцессу Египта, которая так хотела править, что поубивала всех вокруг, на экране разворачивается соответствующее действо.

Создатели этого фильма вообще не сомневаются в том, что публике нужно все повторять по три раза и желательно хором. Ошалевшую девку заживо мумифицировали — пока не наделала делов — и увезли к чертям собачьим, то есть на территорию, где сегодня размещается Ирак. Через пять тысяч лет обаятельный мерзавец по имени Ник Мортон, который совмещает службу в Вооруженных силах США с хищением артефактов, опять же «не случайно» находит гробницу, а в ней темницу, а в темнице — усохшую девицу. В саркофаге, утопленном в ртути — чтоб не вылезла. 

Мумия, впрочем, только и ждала, когда же появятся разухабистые придурки из Нового Света: только они могут как ни в чем ни бывало перебрасываться шутками, когда им прямо на головы льется ртуть. Тут же прибывает необходимая женщина-египтолог, способная и иероглифы читать, и жрецов Амона определять при первом взгляде на мощи, пролежавшие в темной пещере несколько десятков веков. Археологическая возня в данном случае невозможна, отовсюду вот-вот набегут алькаидные террористы, а сбоку заходит непременная песчаная буря — хватаем саркофаг и бежим. Бум, бах, тарарах — и вот уже главный герой, как и обещали в трейлере, просыпается в морге, а костлявая принцесса ловит британцев по окраинам и — как же это оригинально — высасывает из них всю молодую жизнь. Вроде бы опасность грозит всему миру, но как-то не очень очевидно: события слишком быстро принимают сугубо персональный оборот. Мумия желает, чтобы Том Круз, то есть Ник Мортон, стал ее мужем. Это вполне себе естественное желание для девушки, пусть даже и покрытой зловещими некрасивыми татуировками. Избранный-суженый, в свою очередь, всеми силами стремится морганатического брака избежать. Причин предостаточно, например — в ходе женитьбы нужно позволить невесте проткнуть себя ритуальным ножиком, чтобы явился бог Сет и занял приглянувшееся злобной принцессе тело.   

Куртцман и сам не очень понимает, какого курса придерживается: «Мумия» постоянно прикидывается чем-то не тем, чем она должна являться по задумке. Слабенькая, но настойчивая комедийная составляющая плохо уживается с понятием «ужасы», перманентный сумрак, окружающий героев — с их же легкомыслием, небрежность в деталях — с амбициями создателей целой киновселенной. В той, предыдущей «Мумии» физиономия Фрейзера одинаково плохо подходила и к экшен, и к романтике. Все время казалось, что кто-то разрешил провести костюмированную вечеринку в психиатрической лечебнице.

Авторы не прилагают ни малейших усилий, чтобы раскрыть хотя бы главных персонажей. Нет ни размаха, ни претензий.

Теперь же человек с внешностью агента Ханта и повадками другого героя — из «Грани будущего» — пытается на полном серьезе изображать избранника древнего зла, по привычке много бегает в кадре, постоянно подвергается жестоким избиениям, а когда пафос начинает зашкаливать, выкидывает какой-нибудь нехитрый фокус. Ну, например, раздевается догола. Ха-ха, поехали дальше. На периферии ошивается Рассел Кроу, которому и вовсе удалили чувство юмора на время съемок: другим персонажам следовало бы держаться подальше от этого чурбана, даже не зная о том, что он способен превращаться в еще более неприятный чурбан. Действие постоянно посыпают эффектами разного качества, и если авиакатастрофа и дорожно-транспортные происшествия создателям фильма вполне удаются, то все, что касается потусторонних сил, вызывает только смех. Особенно это касается зомби, которые и так-то здесь совершенно не к месту.

Уже к середине картины зритель понимает, что обречен на бесконечные и бессмысленные флэшбеки (флешбэк — художественный прием, временное прекращение повествования сюжетной линии с целью демонстрации зрителю событий прошлого), диалоги в духе «она тобой управляет — да, она мной управляет» и сцены, которые по-хорошему следовало бы беспощадно выбрасывать при монтаже. Авторы не прилагают ни малейших усилий, чтобы раскрыть хотя бы главных персонажей (принцесса-мумия в сторонке, ей положен голливудский стандарт про отягощение властью) — этот процесс захиревает на уровне «я совершил в жизни много ошибок» или «я всю жизнь мечтала найти древний ножик». Никого не жалко, да и погибают здесь исключительно статисты, которым Куртцман щедро выделяет по три-четыре реплики перед ужасной смертью. Нет ни размаха, ни претензий. Если так называемая Dark Universe будет развиваться по тому же лекалу, полноценной вселенной ей ни за какие коврижки не стать. Концовка дает нам понять, что Том Круз не намерен так просто расставаться с очередным своим «образом». Более того, с ним уже как бы происходят важнейшие изменения, но об этом — потом. Картина же не рассказывает ни о чем: мир не заметил, как его безопасность оказалась на волоске, не оценил самопожертвования и героизма отдельных личностей и вообще спал — в мире все время вечер. Самое время для чтения вслух очередной сказки о потерянном времени.