Последняя миля: для доставки колонны на ГХК в Свободном демонтируют железнодорожный путепровод

«Мы впервые перевозим настолько тяжелый груз, в России такая работа не выполнялась никогда, — говорит руководитель проекта компании Mammoet Алексей Жуган. — Это уникальный опыт, обсуждается возможность заявить о нем в Книгу рекордов Гиннесса». За судьбой баржи с габаритной колонной для Амурского газохимического комплекса (АГКХ), не прошедшей под зейским мостом из-за паводка, следили все жители региона, и не только нашего. После двухнедельного простоя 7 июля судно с оборудованием, наконец, пришвартовалось к временному причалу недалеко от Свободного. За разгрузкой самой большой колонны АГКХ наблюдал корреспондент «Амурской правды» Арина Шевченко.

В плену у воды

Синие, зеленые, красные, оранжевые — разноцветье униформ людей, двигающихся по площадке, наглядно показывает, как много специалистов разного профиля занято в деле. В их числе инженеры, водители, крановщики, супервайзеры.

— Колонна водной промывки пирогаза — самый большой груз, который видел этот причал! Для него и всех нас — это историческое событие, — шутят работники, задействованные в разгрузке оборудования.

Правда, полмесяца назад всем было не до шуток. Габаритное оборудование весом 1 540 тонн и длиной 80,6 метра, которое больше месяца добиралось в Приамурье из Кореи, встало на финишной прямой. Из-за сильного повышения уровня воды в реке Зее, баржа с колонной не прошла под автомобильным мостом в Благовещенске. Команда, обслуживающая груз, вынуждена была дожидаться спада воды в районе поселка Зазейского.

Самые большие краны

Фото: Арина Шевченко

Подобный груз никогда не доставлялся по рекам Дальнего Востока, которые создают много проблем с точки зрения логистики. Основные — это сильное течение, изменчивое русло и мелководность. Для прохождения этого отрезка пути голландской компанией Damen в Китае была спроектирована и изготовлена специальная баржа «Томск». Ее сконструировали так, чтобы при транспортировке тяжеловесных грузов ее осадка составляла всего 1 метр. Год судно строилось и проходило испытания. Кроме того, на реке Зее провели дополнительные дноуглубительные работы.

212

километров по реке Зее — самый сложный отрезок пути грузовой баржи

Преодолев расстояние около 5 тысяч километров через Корейский пролив, Японское море, Татарский пролив, реки Амур и Зея, оборудование прибыло к временному причалу около Свободного. После проведения таможенных операций подрядчики начали готовить колонну к выгрузке. На площадке работают два гусеничных крана грузоподъемностью по 1 350 тонн каждый.

— Это одни из самых больших кранов в мире, в России таких сейчас всего 6 штук: два — в Мурманске, два — у нас, еще два задействованы у Росатома на строительстве атомных реакторов, — удивляет руководитель проекта Mammoet по доставке груза на стройплощадку Алексей Жуган. — Один из этих кранов нам доставили из Италии. Везли 8 тысяч километров по морю, затем по земле.

Ночное движение

Сейчас обе машины работают на пределе грузоподъемности с загрузкой больше 90 процентов, практически без запаса. Поэтому процесс переноса трубы идет очень медленно, плавно и аккуратно. Изменения на площадке можно отследить только по фото, но гораздо нагляднее — по видео в режиме «Таймлапс» (Timelapse).

Рядом с кранами уже стоят модульные самоходные транспортеры с несколькими двигателями. На них разместят и тщательно закрепят колонну. Завтра, 9 июля, груз двинется на финальную точку маршрута — стройплощадку Амурского газохимического комплекса. Отсюда до него еще 14—15 километров. Со скоростью 3—4 километра в час транспортеры доберутся туда за 2 дня. Техникой будут управлять пешие операторы.

Движение будет проходить по региональной дороге ночью, чтобы минимально влиять на местное население. Во время транспортировки груза движение по дороге будет перекрыто. Во избежание аварий временно отключат от питания и линии электропередачи, проходящие по пути следования оборудования.

Рельсы снимут

Еще одна преграда на пути габаритной колонны — железнодорожный путепровод, который проходит над региональной автодорогой. Высота оборудования составляет почти 14 метров, а высота путепровода — около десяти. Его придется демонтировать, а затем вернуть на место после прохода колонны.

Фото: Арина Шевченко

— Такое редко делается, но возможность была заложена еще при проектировании железнодорожной инфраструктуры, — поясняет директор по транспортной и таможенной логистике компании НИПИГАЗ Михаил Пучков. — В августе нам придется повторить это снова, уже для провоза другого оборудования.

Колонну водной промывки пирогаза доставят на стройплощадку в субботу, 10 июля. После подготовительных работ и установки вспомогательных металлоконструкций начнется монтаж оборудования.

Фото: Арина Шевченко

«Подъем колонны с помощью кранов проектировался около двух месяцев, — говорит руководитель проекта Mammoet по доставке груза на стройплощадку Алексей Жуган. — Есть четкий чертеж, какие действия необходимо выполнить, чтобы его выгрузить».

Колонна станет частью технологической установки пиролиза — процесса переработки углеводородного сырья. Оно будет поступать на газохимический комплекс с расположенного поблизости Амурского газоперерабатывающего завода. На строительстве установки пиролиза сейчас выполняется подготовка фундаментов печей пиролиза, завершена подготовка фундамента для монтажа первой колонны, подготовлена подъездная автодорога к зоне монтажа.

Второй — пошел

Фото: Арина Шевченко

На Амурском ГХК будет построена самая большая по единичной мощности этиленового пиролиза установка среди всех действующих и реализуемых нефтегазохимических проектов в мире. В июне прогресс строительства Амурского газохимического комплекса составил 19,46 процента. Мобилизовано 155 единиц техники и 1 096 человек персонала.

Всего в текущем году для объекта будет доставлено порядка 50 единиц негабаритного оборудования, изготовленного в мировых центрах нефтегазохимического машиностроения. Вместе с тем, проект строительства Амурского ГХК предполагает использование российских строительных материалов, комплектующих и оборудования до 100 процентов по целому ряду номенклатуры на участках, не предполагающих закупку уникального лицензируемого оборудования, а также собственное производство бетона и железобетонных конструкций.

В эту навигацию на стройплощадку прибудет еще одна большая колонна для АГХК. Она отправится по тому же маршруту из Кореи со дня на день. Оборудование будет немного меньше по весу, но больше ста метров в длину. «Очень сложный груз в плане транспортировки», — комментируют специалисты.

— Это самый безопасный и экологичный вид транспорта, — предвосхищая вопросы любопытствующих, заверил Михаил Пучков. — Наземной транспортировкой доставить такие грузы на большие расстояния невозможно: приходится переделывать большое количество инфраструктуры.

Возрастная категория материалов: 18+