Например, Василию Лысенко, главврачу областной клинической больницы, депутату облсовета. Человек этот, сами понимаете, владеет самой достоверной информацией, касающейся здравоохранения в Приамурье и в России в целом. Но то, что ему довелось узнать во время недавних поездок в Москву, во время парламентских слушаний, на съезде врачей, даже его повергло в шок.
— Не могу молчать! Будущее России под угрозой! Об этом должны знать все — родители, медики, учителя, чиновники. Вот о чем надо говорить с телеэкрана. Это надо показывать всему миру, а не бесконечные шоу, концерты, игры.
За телевидение мы не в ответе, а газетная страница в вашем распоряжении, Василий Анатольевич.
— Масштаб того, что происходит с детством россиян, поражает. Мы знаем свои показатели и как-то привыкли к этому, объясняем ухудшение здоровья юных амурчан нехваткой средств, отдаленностью от медицинских центров России. Но когда в Москве прозвучали итоги прошедшей в 2002 году Всероссийской диспансеризации детей, у участников парламентских слушаний не мог не возникнуть вопрос: что будет с Россией? Есть прогнозы ученых, наших в том числе, что через 50 лет население РФ сократится в два раза. И эта демографическая катастрофа произойдет не в перенаселенном Китае, а на наших и без того обезлюдевших просторах. Не хочется нагнетать ужас, но свято место не бывает пусто. Вот что страшит. Я не думаю, что выступавшие ученые, директора ведущих институтов, известные всему миру врачи драматизировали ситуацию. Напротив, они говорили прямо: итоги Всероссийской детской диспансеризации — только вершина айсберга. На самом деле у нас не 30 и не 20% здоровых детей, а гораздо меньше.
Запомнилось мне выступление директора московского института педиатрии. Оказалось, что его коллектив проводил параллельные с диспансеризацией исследования и у него совершенно иные, еще более убийственные факты: здоровых детей в России ничтожно мало — всего 1 — 2%. Ситуация катастрофическая. Кто придет нам на смену — на производство, в армию, в школы и больницы? Чей труд обеспечит пенсионерам хотя бы сносную пенсию? Кто, если почти у каждого школьника уже сейчас букет болезней, значит, со временем наши дети станут хроническими больными. А это огромные трудопотери, новая армия инвалидов, низкая рождаемость, нехватка рабочих рук, специалистов различного профиля... Когда ученые стали разбираться, на какое звено демографического кризиса лучше повлиять, чтобы кардинально изменить ситуацию (продлить жизнь пенсионеров, заняться здоровьем трудоспособного россиянина или все силы бросить на детство), конечно же, выбрали третье. А как иначе?
Итоги диспансеризации показали, что 20% сегодняшних девочек будут иметь серьезные проблемы, когда захотят стать мамами. А если и родят, то себе подобных, то есть хронически больных детей. А парни? Только 5% выпускников школ признаны здоровыми. Более 70% школьников испытывают трудности в усвоении базовой школьной программы. Каждый третий юноша в 2002 году был освобожден от призыва на военную службу, и более половины тех, кто призван в армию в 2003 году, имеют отклонения в состоянии здоровья. Нужно срочно принимать решительные меры. Если необходимо, то свернуть какие-то крупномасштабные проекты, но нельзя отворачиваться от детей. Это мы, взрослые, виноваты, что дети живут взрослой жизнью, что проституцией, наркоманией занимаются уже не 15 — 16-летние подростки, а те, кому еще нет даже десяти лет. А детский алкоголизм, суицид?
Многие выступающие подчеркивали разрушительную силу телерекламы, видеопродукции, что обрушивается на несозревшие тела и души детей. Остро стоял вопрос о дозированной информации. Сегодня юному поколению позволено все — так оно и есть, его величество рынок диктует свои условия. Дети все видят и слышат, все записывается на их матрицу, потом выливается в агрессию, вызывающее поведение. И мы, взрослые, этому потакаем. Стало правилом хорошего тона гулять по улице с бутылкой пива, а праздники, в том числе и самый святой — 9 Мая, проводить в изрядном подпитии. То, что в ближайшее время будет принят блок федеральных законов, направленных на улучшение здоровья детей и школьников, что будут разработаны федеральные и региональные целевые программы, не вызывает никаких сомнений. Заработают ли эти документы в полном объеме — вот в чем вопрос и, кстати, вполне резонный. Сколько грандиозных замыслов живут лишь на бумаге!
Думаю так: «Единая Россия», победившая на выборах, заняла ключевые посты повсюду. И ей ничего не может помешать. "Единороссы" не просто должны, а обязаны исполнить свой долг перед избирателями. На областном уровне тоже разрабатываются соответствующие законопроекты. К примеру, в ближайшие месяцы будет вынесена на обсуждение целевая программа "Здоровый ребенок", в которой немаловажная роль принадлежит первичному звену — участковому педиатру. Значение этих специалистов трудно переоценить, но каково было наше удивление, когда мы услышали рекомендации Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка реконструкции и развития. И знаете, чему они нас поучали? Надо, дескать, экономить на первичной педиатрической службе. России, мол, нужен не детский врач, а семейный. Как можно такое рекомендовать, когда в России за последние десять лет детское население сократилось на 7 миллионов человек? Нет у нас такого количества семейных врачей и нечего ссылаться на опыт тех же Штатов. У нас создана прекрасная система здравоохранения, нужно только нормальное финансирование. А семейных врачей надо еще подготовить, оснастить — на все это понадобятся годы, которые мы не имеем права терять. Да и наши участковые врачи, в том числе педиатры, оснащены фонендоскопом и тонометром. Известный российский педиатр Рошаль дал отличную и очень точную оценку этим рекомендациям, назвав их вредительством, а горе-советчиков предложил выдворить из страны. Он настаивал, чтобы резолюции с его предложениями были направлены Путину и во Всемирную организацию здравоохранения. Этот талантливый, очень честный и смелый человек призывал не копировать Запад и США, причем его выступления были основаны не на эмоциях, а на разуме, на аргументах.
Я трижды слушал выступления Рошаля — на парламентских слушаниях, на заседании круглого стола и на всероссийском пироговском съезде врачей. Зрелище незабываемое — такое чувство будто его устами говорила совесть тысяч российских медиков, говорила сама Россия: государству надо срочно повернуться к проблеме детства! Хватит экспериментировать над будущим страны! А что происходит в Минздраве? Там до того дореформировались, что ликвидировали самое ключевое управление — по вопросам материнства и детства. Есть управления кадров, финансов, имущества — только не детства. Много неприятного и непонятного происходит сейчас в Москве под знаком реформирования отрасли. В открытую пока о приватизации лечебно-профилактических учреждений не говорят, но в здравоохранение вот-вот придет частный капитал.
На пироговском съезде врачей, известном своими смелыми взглядами (сюда съехались 1400 делегатов), подвергли резкой критике такие нововведения. Рошаль тоже был в числе выступающих. По-моему, все идет к тому, чтобы вместо традиционного разделения людей на здоровых и больных россиян поделят на богатых и бедных. Чем это отразится на здоровье детей, на будущем России, думаю, гадать не приходится. В Москве всерьез взялись за разработку федеральных законопроектов, так или иначе связанных со здоровьем россиян. Запланированы, в частности, парламентские слушания по проблемам реформирования здравоохранения, финансирования программы госгарантий обязательного медицинского обслуживания. Постараюсь принять в них участие, ведь в Амурской области тоже принята подобная программа, но, продекларировав гарантии, депутаты не учли дефицит областного бюджета. Пошли недовольства, судебные иски. Надо либо внести поправки в закон, либо полностью финансировать программу госгарантий. Третьего не дано!
Мне в Москве довелось услышать десятки, если не сотни выступлений, самому участвовать в обсуждении. Я привез массу материалов с собой, но что поразительно — нигде ни одним словом не говорится об Амурской области. Будто нет у нас ничего хорошего, но и плохого тоже. Мы очень редко участвуем в федеральных проектах, хотя есть в Приамурье и интересные наработки, и талантливые ученые, врачи... Амурчане не умеют преподнести себя в столице, войти в подпрограммы, добиться дополнительного финансирования. С таким провинциальным подходом надо проститься раз и навсегда. Я, как депутат облсовета, намерен войти в координационный совет по формированию федерального закона об охране здоровья детей и подростков. А то получается, как в анекдоте. Советники депутатов Госдумы не знают, где находится Амурская область. Я стал объяснять, что у нас эндемичный регион по зобу, а мне в ответ: «Как же так, у вас же море?!» — «Мы не Приморский край, не Владивосток. Мы Приамурье». — «А это где?» Начинаю перечислять: «Бурейская ГЭС. БАМ — помните?» И только тогда лицо московского чиновника проясняется.
Для многих госмужей Сибирь, Дальний Восток, Алтай где-то там, за Уралом. Пока мы дотационная область и зависим от росчерка пера московского чиновника, отсиживаться на задворках России не имеем права. Наши проблемы за нас в Москве никто не будет решать. За здоровье амурчан надо бороться.
Цифры, которые пугают
За десять лет детское население РФ сократилось на 7 миллионов человек. Доля здоровых детей снизилась до 32,1%. Хроническая патология выявлена практически у каждого шестого ребенка. Число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, в старших — 5%. У 80% школьников нарушена социальная адаптация. Каждая пятая девушка при достижении репродуктивного возраста не готова к беременности и деторождению. За время школьного обучения количество детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а в учреждениях с повышенным уровнем образования заболеваемость школьников возрастает почти в два раза. 60% выпускников образовательных учреждений имеют ту или иную патологию. Каждое четвертое учреждение образования не отвечает санитарным нормам по освещенности, в каждой пятой школе ученическая мебель не соответствует возрастным особенностям учеников. Каждое пятое учреждение не канализовано, каждое шестое не имеет централизованного водоснабжения. Лишь 23% учащихся России получают горячую пищу 23 раза в день. 75% школьников страдают гиподинамией. Сильное утомление к концу дня отмечается у 40—55% учащихся, у 63% регистрируется гипертония, у 85% имеют место неврозоподобные реакции. По данным Минздрава, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, а 40% принадлежат к группе риска. Инвалидность среди детей за пять лет возросла вдвое. По оценкам специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье школьников, связано со школой. За десять лет учебы вдвое увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения и слуха. В пять раз растет количество школьников с заболеваниями эндокринной системы, вдвое — туберкулеза.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии