Потому что при дележке отрасли на холдинги и компании, которая происходила в белокаменной, каждый пытался взять себе наиболее прибыльную часть, и Москву меньше всего интересовал далекий Дальний Восток. Тем более наше провинциальное предприятие, пусть даже единственное в городе. "Свободное плавание" в металлолом Ныне все государственное стало "ничьим", и государевы люди реформируют это "ничье" в открытые акционерные общества, становясь во главе этих ОАО и самостоятельно решая, для кого это АО должно быть открытым. При реформировании Министерства путей сообщения возникло ОАО "Российские железные дороги", президентом которого стал бывший министр МПС Г. Фадеев. Совет директоров решил (еще на стадии формирования акционерного общества), что удаленный от центра Свободненский вагоноремонтный включать в ОАО "РЖД" невыгодно. Более того, железная дорога стала "топить" вдруг ставшее чужим предприятие. Как? Отдавая предпочтение своим предприятиям, устанавливая заниженные цены на ремонт вагонов. А это ведет к разорению. Например, цена на металл за год выросла в 1,5 раза, а на ремонт вагонов - только на 10%. Так образовался на вогоноремонтном (не без содействия бывших руководителей министерства) "должок" в 22 миллиона рублей. Если бы Свободненский ВРЗ включили в ОАО "РЖД", то проблем с ликвидацией этого долга не было бы. Но бывшие руководители министерства решили отпустить свободненцев в "свободное плавание", поставив предприятие на грань выживания. С такой позицией не согласились заводчане, написавшие, в частности, главе правительства следующие строки: "Примеры "свободного плавания" в нашем городе уже имеются - пятитысячный коллектив завода "Автозапчасть", завод высоковольтной аппаратуры, литейно-механический завод, РЭБ флота, завод железобетонных изделий, завод силикатно-стеновых материалов и другие составляют отряды безработных". Потом копии этого письма поступили в адрес министра путей сообщения, председателя российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, главы администрации Амурской области, главного федерального инспектора по Амурской области. Но то был глас вопиющего в пустыне. Впрочем, ответ из МПС пришел: "Приведенный в отношении Свободненского ВРЗ анализ... показал, что завод не является единственным поставщиком продукции для железнодорожного транспорта. Аналогичные виды ремонта могут быть выполнены другими мероприятиями МПС России, а также заводами промышленности". Иначе говоря, выживайте, как знаете. Как хотите, так и покрывайте расходы на транспортировку комплектующих запчастей. Как хотите, так и ищите заказы сами. И вообще, ваша удаленность от центра России - это ваша проблема. Реформаторский каток прошелся и по работникам завода, и членам их семей: они потеряли право на бесплатный проезд по железной дороге. Даже пенсионеры, ушедшие на заслуженный отдых до образования ОАО "РЖД", лишены этого. Правда, долги завода реструктуризированы, то есть выплата растянута на пять лет, что позволило предприятию остаться на плаву. При чем тут вид собственности Директор Свободненского ВРЗ Константин Прохоров считает, что в условиях тотальной приватизации завод нужно акционировать: "Коллектив расхолодился. Отсутствует трудовая дисциплина. А если бы люди чувствовали себя акционерами, тогда каждый рабочий бился бы за этот завод". Спорное, на мой взгляд, мнение. Да, в нашей стране есть высокорентабельные частные предприятия, но не менее рентабельны госзаводы в соседнем Китае. Это лишний раз доказывает: не государственный строй определяет развитие производительных сил страны, а те, кто находится у власти. Главный инженер Свободненского ВРЗ Николай Чубенок побывал на вагоноремонтном заводе, расположенном на юге Китая, и вот его мнение: "Цивилизация!.. Нам до них - как до неба! Чистота! Каждый занимается своим делом. Дисциплина - во всем. Курить на территории завода запрещено, даже в кабинете директора. Если на Западе тщательно оберегают свои высокие технологии, то китайцы ничего не держат в секрете от нас, дают любые документы. Говорят: "Берите ради бога! Учитесь! Мы у вас учились, сейчас вы у нас учитесь". Удивила Николая Андреевича высокая технологичность предприятия в Ухани: - Сварочное оборудование у них японское стоит. Сварщик у телевизора кнопочками управляет: механическая рука сама электрод подводит, сама контакт ищет... Сварочный шов - как лаком покрыт. Отметил он и высокое качество металла (лучше нашего). По химическому составу, указанному в сертификатах на комплектующие запчасти, свободненец определил, что в Китае содержание серы и фосфора в металле (его главных разрушителей) ниже, чем у нас. Возврат к Московии? Китайцы предлагают создавать совместные предприятия, но Россия предпочитает отправлять им наши предприятия в виде металлолома. Вот и получилось, что если 10 лет назад Китаю было до нас очень далеко, то сегодня уже нам до Китая как до неба. Российский Дальний Восток уже "потерял" миллион человек. В нашем регионе необходимо срочно создавать новые рабочие места, но сиюминутная выгода руководства того же "РЖД" превалирует над интересами государства. А наши государственные деятели изо всех сил стремятся вступить во Всемирную торговую организацию. Неужели не понимают, что обанкротят этим многие предприятия России и сделают ее сырьевым придатком развитых стран ВТО? Китай вступил в ВТО потому, что способен выдержать конкуренцию, и доказал это, отобрав у западных монополий сотни тысяч рабочих мест. Вы скажете: "При чем тут Китай, мы и ВТО"? Объясняю: если сегодня наплыв китайских товаров все-таки сдерживается высокими таможенными пошлинами, то после же вступления России в ВТО рынок с Китаем будет общий, и тогда... Разве сможет Свободненский ВРЗ конкурировать с аналогичным китайским заводом в Ухани? Даже если он будет оснащен не менее технологичным оборудованием, все равно китайцы будут иметь преимущество. Их завод расположен на 2,5 тысячи километров южнее. Цехи не нужно отапливать и делать под них фундаменты. Не нужно строить толстые стены заводских помещений... Таким образом, вступление России в ВТО будет катастрофой и для страны, и для нашего Приамурья, и для последнего завода города Свободного. Сегодня ВРЗ нуждается в помощи со стороны властей всех уровней и по большому счету вправе рассчитывать на это. Не может (и не должна!) оставаться равнодушной к его проблемам администрация Свободного, ведь только за 2003 год от 50 миллионов налоговых рублей 20 процентов пошло в бюджет города. А если бы сегодня работала "Автозапчасть", то не просил бы город дотаций от областного центра. Должны были областные и городские власти удержать "Автозапчасть" от уничтожения, поэтому есть и их вина в том, что Приамурье становится сырьевым придатком Китая, куда в виде металлолома "уходят" наши предприятия. - Как деньги получать, то Дальний Восток близко, а как дело делать - далеко. Москвичам только деньги давай, - с горечью говорит директор Свободненского ВРЗ. Разорение предприятий делает все более безлюдным Дальний Восток, в недрах которого находится половина природных ресурсов России. При таком антигосударственном курсе все наше государство станет нерентабельным. Я убежден: если из-за удаленности от Москвы дальневосточные заводы стране не нужны, то скоро от России останется лишь Московское государство. И то нищее.
Еще один свободненский завод в роли пасынка
Единственное предприятие Дальнего Востока и Забайкалья, занимающееся капитальным ремонтом грузовых вагонов, - Свободненский вагоноремонтный завод - впервые за годы реформирования получило прибыль. В прошлом году предприятие успешно переоборудовало универсальные платформы под перевозку крупнотоннажных контейнеров, ремонтировало полувагоны. Но обычный ремонт грузовых вагонов для дальневосточников Москва сделала нерентабельным. Почему?
Фото: Архив
Амурская правда
от 17.06.2004
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии