Также высокий процент жалоб от населения Приморского края и Амурской области (25 и 13% соответственно). Местная исполнительная власть, увы, не всегда и не везде работает хорошо. Люди, безрезультатно обивающие пороги местных чиновников, видят последнюю надежду в обращении к представителю Президента РФ. Анализ вопросов, с которыми обращаются в аппарат полпредства граждане, показывает: больше всего жалоб (23%) приходится на работу судебных органов, прокуратуры, юстиции и милиции. Одна из тем, часто встречающихся в письмах, - получение российского гражданства бывшими гражданами СССР, которые родились и большую часть жизни прожили в РСФСР. По разным причинам они выезжали за пределы Российской советской социалистической республики и, вернувшись после 6 февраля 1992 года уже в Российскую Федерацию, прописались, работали, участвовали в выборах, платили налоги в бюджет, служили в Российской Армии. Однако в ходе обмена паспортов оказались лицами без гражданства. Российской Федерации связана с оформлением разрешений на временное проживание с видом на жительство, различных справок из дипломатических представительств и т. д. Все это влечет неприемлемые для большинства граждан материальные затраты, потерю работы, невозможность получить медицинскую и социальную помощь. Следующими по значимости являются вопросы жилищно-коммунального хозяйства (22%). Людей возмущает рост тарифов на электроэнергию и отопление, они считают политику, проводимую РАО «ЕЭС России», дискриминационной в отношении Дальнего Востока. В середине мая этого года Константин Пуликовский принял решение обратиться к дальневосточным ученым с просьбой рассчитать обоснованность установленных в некоторых краях и областях тарифов за услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также соответствие этих тарифов финансовым возможностям населения. Эти расчеты полпред пообещал представить российскому президенту. Во многих обращениях содержатся просьбы об улучшении жилищных условий. Большинство авторов писем - граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера, бывшие военнослужащие. Решить проблему на региональном уровне невозможно, так как средства должны выделяться из федерального бюджета. Но с 2002 года финансирование президентской программы «Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» прекращено. На третьем месте вопросы труда и заработной платы. Подавляющее большинство писем по этой проблеме о несоблюдении норм трудового законодательства, неправомерном увольнении, несвоевременно выплаченных отпускных и заработной плате. Есть и другие вопросы. Например, о льготном проезде в общественном транспорте. В случае возникновения неразрешимых на местном уровне ситуаций можно и нужно обращаться не только к полномочному представителю Президента, но и к главным федеральным инспекторам. Они есть во всех субъектах округа и регулярно проводят прием граждан. Согласно законодательству срок рассмотрения жалоб - один месяц. После изучения часть отправляется обратно по местным инстанциям, однако исполнительная власть обязана отчитаться о принятом по обращению решении. По вопросам, поднятым в заявлениях, проводятся проверки. В прошлом году выявлено около 200 случаев волокиты либо нарушения прав и законных интересов заявителей. В половине случаев виновные в нарушении прав граждан наказаны. «Постепенно Россия становится правовым государством, где права и свободы граждан - это не просто слова, сказанные с трибуны, а реальность жизни. Для этого мы делаем все возможное», - отмечает полномочный представитель Президента РФ в ДВФО Константин Пуликовский.