Именно эти территории, богатые природными ресурсами, по мнению Леонида Короткова, должны стать локомотивом экономики Амурской области, превратив ее из дотационной в самодостаточную. Положительные сдвиги в этом направлении уже есть. В Тындинском районе начались работы по освоению Березитовского месторождения рудного золота. В этот проект уже вложено 16 млн долларов. Ведется подготовка к разработке Куранахского титанового месторождения близ станции Олекма, а также к строительству титанового комбината в поселке Восточный. В этот проект инвестировано около 20 млн. долларов, а в перспективе область получит самого крупного на своей территории налогоплательщика. Есть серьезные надежды и на начало работ на золотом месторождении у станции Бамовская. В скором времени оно будет выставлено на конкурс, уже сейчас интерес к нему проявляют весьма денежные инвесторы.
Села разные — проблемы одинаковые
В день мы проезжали по три-четыре поселка. Губернатор проводил информационные встречи, на которых рассказывал местным жителям о трудностях и перспективах области и их района, отвечал на вопросы, вручал подарки: книги в библиотеки, музыкальные центры домам культуры, первоклашкам — портфели, почетным жителям — благодарственные письма и ценные вещи. Затем объезжал социальные объекты: котельные, детские сады, школы. Заряд бодрости и хорошего настроения выдавали наши артисты, которые на каждой станции устраивали праздничный концерт: пели русские народные, эстрадные и классические песни, танцевали, показывали цирковые номера. Девять медицинских работников по нескольку часов в день обследовали население. В составе поезда шел вагон-церковь. Каждый желающий мог подняться в храм на колесах, помолиться, поставить свечку или покреститься. Специалисты администрации вели прием граждан. Люди консультировались по интересующим их вопросам.
По словам Людмилы Ковригиной, начальника отдела писем и приема граждан губернатора области, проблем у населения было много. Главная — оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства. Малочисленные народы севера просили оказать финансовую поддержку детям, обучающимся в вузах, родители которых живут в эвенкийских поселках. Но больше всего вопросов к специалистам пенсионного фонда. Люди думают, что их обманывают. Не показывая свои цифры в пенсионном деле, они просили проверить начисления. Специалисты тут же пересчитывали — копейка в копейку. Ошибки не нашли ни разу.
В Стойбе очередь за хлебом занимают в 4 утра
Проезжая по удаленным районам, губернатор смог на месте оценить, а где-то и сразу разобраться в существующих проблемах. Ветхое жилье, отсутствие телефонной связи, проблема трудоустройства, досуга... Общая для всех бамовских поселков беда — непомерно высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Мощные котельные, строившиеся на перспективу для многотысячного населения, обслуживают всего несколько сотен жителей. Жить в трехкомнатной квартире считается роскошью, так как каждый месяц за нее приходится отдавать по 4 — 5 тысяч рублей. Выходов из сложившейся ситуации, по мнению губернатора, два: модернизировать котельные, одновременно снижая их затраты, либо резко увеличить число проживающих там людей. Как вариант — субсидирование граждан. Кстати, работа с субсидиями хорошо поставлена в Тындинском районе, плохо — в Зейском. Туго в маленьких поселках обстоит дело с кредитами. Получить их в банке, расположенном в районном центре, можно только имея там прописку.
— А я живу в Дипкуне, здесь и прописана, — возмущается женщина. — Мне теперь что, помирать? И с этим вопросом губернатор обещал разобраться, уладив дело со Сбербанком. Высокие цены — всегда отдельная тема для разговора даже для горожан. В маленьких поселках, где нет муниципального магазина и вся торговля в частных руках, многие не могут себе позволить покупать даже необходимые продукты. Особенно тяжело живется пенсионерам и многодетным семьям.
— Муниципальный магазин вряд ли удастся открыть, — сказал Леонид Викторович, — но мы уже думали над проблемой. В наших планах — создать конкуренцию.
Открыть во всех поселках по амурскому участку БАМа филиалы крупной торгово-розничной фирмы. Товары в таком случае к вам будут привозить вагонами, и цены станут ниже. А в поселке Стойба Селемджинского района другая проблема. Хлеб выпекают только два предприятия — всего около двухсот булок на тысячу жителей.
— Мы очередь за хлебом занимаем в четыре утра, а потом еще целый день за ним бегаем, — жалуются стойбинцы.
Люди встречали губернаторский поезд со своими бедами, провожали с надеждой. Для жителя поселка Горный Зейского района остановка поезда в Верхнезейске оказалась спасительной. Шурин во время очередного застолья нанес ему девять ножевых ранений. В Горном из медицинских работников только фельдшер. Ситуация усугубилась тем, что дороги из поселка нет. В верхнезейскую больницу его доставили на катере в крайне тяжелом состоянии. В операции были задействованы наши врачи — хирург Валентин Перехода, кардиолог Людмила Музыченко и врач ультразвуковой диагностики Олеся Ступникова. Не окажись они в это время в Верхнезейске, исход был бы плачевным. Сейчас состояние пострадавшего удовлетворительное. Дороги, опасные для жизни Во всех районах дороги находятся в очень плохом состоянии, а кое-где их и вовсе не наблюдается. Случись что, придется ждать очередного поезда. А ведь заболевший до указанных в железнодорожном расписании минут может и не дожить.
В Тындинском районе отсутствует мост через реку Гилюй. В этом году на его строительство было выделено порядка 40 млн рублей, и, как пообещал Леонид Коротков, уже к началу следующего года строители обеспечат рабочий проезд по мостовому переходу. Но острее всего дорожная проблема стоит в Селемджинском районе, который мы преодолевали от села до села на вертолете.
— Запретите ездить по дорогам бензовозам и лесовозам! — кричали жители Стойбы. — Это они разбивают дороги. Но подобным запретом проблему не решить. Дороги нужно ремонтировать. В этом году на строительство трассы Февральск — Экимчан выделено 39 млн рублей. Мы, кстати, смогли лично оценить всю «прелесть» езды по этой «дороге жизни» для селемджинцев. Путь, который можно проехать за три часа, мы преодолевали больше семи. Горные ручьи, избравшие своим руслом проезжую часть, завалы деревьев, размытые мосты — это только цветочки. В некоторых местах дорога ниже кювета, но сильнее всего водителей страшит «путина»: дорога в таких местах полностью размыта, здесь полуметровые ямы и земляные валуны. На нашем пути — три перевала. Дорога струится серпантином, и езда по ней переходит в разряд экстремальной. Практически на наших глазах огромный КамАЗ не вписался в поворот и стремительно рухнул с 30-метровой высоты. К счастью, все остались живы.
— Когда у нас объявили ЧС, мы думали: зачем нужна эта акция? — говорит глава Селемджинского района Александр Былков. — Но пообщавшись с командой, проехав по селам, я убедился в том, что такие акции необходимы. Даются конкретные поручения, задания, устанавливаюся сроки.
Люди очень ждали этого поезда, многие даже приехали из соседних поселков, чтобы встретиться с губернатором, послушать его и задать ему вопросы. Наши артисты не хуже столичных Случались во время пути и маленькие праздники. Наш спутник Сергей Еременко, артист Амурского театра драмы, в первый день отпраздновал свой юбилей. В Тынде мы побывали на первом дне фестиваля авторской песни, побродили по палаточному городку, послушали, как репетируют участники. На станции Тунгала Зейского района наши артисты организовали вечер гитарной песни. Пели все желающие, а затем был зажжен огромный костер. Пребывание в Февральске Селемджинского района совпало с Днем железнодорожника. В этот день поселок «пережил» два концерта: подарочный от участников акции и свой, традиционный.
— Мы — это один из подарков, который привез с собой губернатор, — считает Ирина Зубова, начальник управления культуры администрации области. — Во время бамовской стройки люди привыкли к развлекательным программам, сегодня их проводить нет возможности, и поэтому люди встречали нас с радостью, улыбками, цветами, даже приносили огурцы. Наши артисты — ничуть не хуже столичных, которые приезжают и работают под фонограмму. Здесь живой звук, здесь нельзя схалтурить. Кроме того, мы успевали посещать не только дома культуры, но и библиотеки, музеи, узнавать о их жизни, проблемах и доводить эти сведения до губернатора, чтобы как-то им помочь.
Почти 500 новых книг было передано библиотекам северных поселков области в рамках акции «Губернаторский поезд». По словам ее участницы, заведующей сектором обменно-резервного фонда Амурской областной научной библиотеки Лилии Иваныкиной, при формировании библиотечного фонда акции руководствовались тем, чтобы литература соответствовала потребностям школьного образования. Именно поэтому в помощь учащимся были отобраны большей частью энциклопедические и справочные издания — в такого рода литературе библиотеки испытывают особую необходимость. Также губернаторский поезд привез в северные поселки новинки современной прозы, классическую литературу. Средства на это были выделены из резервного фонда губернатора. Кроме этого, библиотеки получили в подарок от него многотомное издание «Православной энциклопедии».
Амурское отделение Детского фонда выдавало материальную помощь малообеспеченным семьям. Благодаря спонсорам оно обеспечило детей одеждой, обувью, портфелями, канцелярскими товарами, постельными принадлежностями на общую сумму в полмиллиона рублей.
— Мы прежде всего думали о том, чтобы помочь детишкам собраться в школу, — говорит Маина Спицына, заместитель председателя Амурского отделения Детского фонда. — Проводили приемы, выясняли, в чем они нуждаются. Если говорить об общих результатах работы, то мы сумели помочь 841 семье. Кроме того, обслужили 116 семей из эвенкийских сел. Помимо общей работы с семьями мы оказали помощь приютам. Самая популярная жалоба касается безобразно малого содержания. На детское пособие в 90 рублей в этих местах можно разве что две шоколадки купить. Очень тревожит проблема занижения в некоторых районах суммы опекунских пособий.
Губернатор танцевал «йохор-йо»
Особое внимание в ходе акции уделено эвенкийским поселкам. В Приамурье таких пять — Первомайский, Усть-Нюкжа, Усть-Уркима, Бомнак и Ивановское (Улгэн). 25 процентов эвенкийского населения традиционно занимаются оленеводством. Но основной доход — это промысел. Охотятся на соболя. Шкурку можно продать за 1200 рублей. За сезон удачливый охотник добывает 20 — 30 шкурок. Охотой в таких селах живут и русские, и эвенки. Почти у каждой семьи есть лицензия на отстрел пушного зверя. Пропитание также находят в тайге.
Мы побывали во всех эвенкийских селах. И везде нас встречали хлебом-солью и одинаковыми проблемами. Нет работы — нет средств к существованию. То ли от безысходности, то ли по привычке глушат эвенки русскую водку. «Сначала пьют, потом дерутся», — жалуются участковые. Национальные традиции практически не соблюдают, дети не знают родного языка, родных обычаев и поверий, рассказывали нам русские сказки — «Курочку Рябу» и «Теремок».
Конечно, не везде все так плохо. В каждом селе есть инициативные люди. В селе Ивановском Селемджинского района вся культура держится на плечах эвенкийки Лидии Тарской, кстати, матери пятерых детей. Она и худрук, и хореограф, и организатор праздников и концертов. По ее инициативе Леонид Коротков не только по традиции обмазал медвежьим жиром эвенкийского бога, но и исполнил танец «йохор-йо». Сейчас в администрации Амурской области ведется активная работа по сбору всей информации, полученной во время проведения акции. Перед департаментами и управлениями ставятся задачи по решению каждого поступившего обращения.
— Нельзя покрасить районы в разные цвета: сказать, этот район плохой, а это хороший, — сказал в итоговом интервью Леонид Коротков. — Где-то лучше ситуация с ЖКХ, зато хуже в каком-то другом вопросе. Есть свои достижения и свои недостатки.
В скором времени по этим станциям проедет еще одна специализированная бригада из сотрудников ЖКХ, паспортно-визовой службы и других специалистов, которые на местах окажут помощь жителям территорий. Встречали с улыбками и проблемами. Специалисты обладминистрации консультировали всех желающих.
Добавить комментарий
Комментарии