Из тех, что ближе нам по времени, особенно запомнились ваучеризация всей страны с последующей приватизацией. Последнее новое слово "монетизация", или замена льгот денежными знаками. Оказалось, найдена важнейшая причина жалкого существования нашего народа. Льготы - именно это абстрактное "чудовище", мол, душило нашу экономику... Истинное положение дел прояснилось сразу после опубликования в СМИ постановления Конституционного суда РФ (от 23 апреля 2004 года N 9-П) "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о бюджете на 2002, 2003, 2004 годы и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А. В. Жмаковского". Данное постановление прекращало вольное обращение с федеральными законами, заключавшееся в том, что в законы РФ о бюджете на 2002, 2003, 2004 гг. вписывались статьи, приостанавливающие действия статей других законов. Какие же льготы, касающиеся военнослужащих и ветеранов, были исключены вообще или не нашли равноценной замены? Закон "О статусе военнослужащих" По этому документу отменяется ряд социально значимых льгот, непосредственно влияющих на жизненный уровень военнослужащих и ставящих их в положение, далеко не адекватное положению государственных служащих, как это предписано законом. Отменяется выдача продовольственного пайка военнослужащим, проходившим службу по контракту, за исключением тех, кто проходит службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Вместо него планируется выплата денежной компенсации. Но не в размере полной стоимости пайка, а в порядке, установленном правительством РФ. (Справка: в течение пяти лет, после принятия Закона "О статусе военнослужащих", денежная компенсация взамен продпайка составляет 20 рублей в день. Реальная его стоимость возросла до 80 рублей.) Исключен пункт, предусматривающий торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, через предприятия военной торговли, дававший право приобретать по льготным ценам продовольственные и промышленные товары. Взамен военторгов ничего не предусмотрено. Отмена этого пункта закрепляет право различного рода коммерческих структур, нередко сомнительного происхождения, устанавливать свои нормы и порядки при организации торговли в военных гарнизонах. Наиболее чувствительной для военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, окажется новая система обеспечения их жильем - особенно тем, кто встал на квартирную очередь до 1 января 2005 года. Закон в новой редакции предусматривает: обеспечение жильем граждан, подлежащих увольнению в запас после 1 января 2005 года, федеральными органами государства за счет федерального бюджета, а стоящих в очереди на улучшение жилищных условий в муниципальных образованиях - за счет федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов (ГЖС) органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет (справка: при нынешних темпах обеспечения ГЖС для получения жилья вставшим в очередь до 1 января 2005 года понадобится более 50 лет); отмену субсидий на строительство жилья и приобретение домов (ранее закон предусматривал такие субсидии военнослужащим, прослужившим 10 - 25 лет, в размере не менее 75%, а 25 лет и более - 100% от стоимости жилых помещений). Исключена норма, дающая право военнослужащему за три года до увольнения в запас (или в течение одного года в случае увольнения по болезни) становиться на учет на получение жилья по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, а также обязывающая местные органы власти информировать об этом как военнослужащего, вставшего в очередь, так и командование части, давшее ему это право. Отныне военнослужащие полностью лишаются права собственности и льгот по налогообложению (ст. 17 закона). В новой редакции вводится положение о выплате денежных компенсаций гражданам, уволенным с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущества физических лиц в порядке и в размерах, установленных правительством РФ. Справка: эти льготы обрекают ветеранов военной службы на "стояние" в многочисленных очередях по нескольку месяцев для получения соответствующих документов. Трудно представить, как в этих условиях можно будет добиться получения денежных компенсаций за уплаченные налоги. Отменяется бесплатный проезд военнослужащих на всех видах общественного транспорта - городского, пригородного и местного сообщений. Это приведет к дополнительным расходам офицеров на 1100 - 1500 рублей. Вряд ли повышение размера ежемесячной надбавки военнослужащим, проходящим службу по контракту, за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 70% (по предыдущему закону) до 120% оклада по воинской должности компенсирует те дополнительные расходы, которые лягут бременем на семейные бюджеты военнослужащих после отмены гарантированных льгот. Более того, размер и регулярность выплат этих надбавок зависит от многих объективных и субъективных факторов, включая местность прохождения службы, состав военнослужащих, а также настроение соответствующего командира и степень его порядочности. Члены семей военнослужащих лишаются права бесплатного медицинского обслуживания в военно-медицинских учреждениях. Это в условиях перевода медицины на платную (коммерческую) основу, по сути, лишает их бесплатной медицинской помощи полностью. Отменяются льготы для военнослужащих, проходящих службу по призыву, в том числе на бесплатный проезд на общественном транспорте. На эти цели им будут выделяться средства в размере и в порядке, определяемом правительством РФ. Сохраняя право на бесплатную пересылку простых писем военнослужащим срочной службы, закон обязывает осуществлять их в маркированных конвертах. На эти цели предусматривается выделение средств федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным органом предусмотрена военная служба. Порядок осуществления расходов военнослужащих, проходящих службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, касающимся прохождения военной службы, устанавливается правительством (ранее все это осуществлялось бесплатно). Правительство также будет определять порядок оказания юридической помощи военнослужащим, проходящим службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы (до настоящего времени это делалось на безвозмездной основе). Отмена льгот, предусмотренных семьям военнослужащих, потерявшим кормильца, заметно ухудшит их положение. Их лишают: преимущественного права на получение земельных участков на жилищное строительство, на прием в садово-товарищеские кооперативы; предоставления кредитных льгот и других выплат; 50-процентной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, установке квартирных телефонов, за пользование радиотрансляционными точками и т. д. Теперь они должны платить налоги на имущество с физических лиц, с транспортных средств, переходящих в их собственность по наследству. Это очевидно - внесенные в Закон "О статусе военнослужащих" изменения снижают в целом уровень социальных гарантий и государственной поддержки военнослужащих и членов их семей. Закон "О ветеранах" Он тоже претерпел наибольшие изменения. В результате ветераны лишились более 40% социально значимых, фиксированных, независимых от социальных передряг в обществе льгот, заслуженно предоставляемых им государством. Ст. 55 Конституции РФ гласит: "В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или изменяющие права и свободы человека и граждан". Но из Закона "О ветеранах" исключены положения, согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Исключено также положение о том, что "федеральные законы и иные нормативные акты, законы и правовые акты субъектов РФ, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим федеральным законом, являются недействительными". Фактически убирается такая категория ветеранов, как ветеран военной службы (ст. 23 Федерального закона "О ветеранах"). Все без исключения ветераны лишены: - льготного налогообложения; - получения бесплатных ссуд, бесплатного выделения земельных участков под строительство жилья; - первоочередного бесплатного получения жилья. Жилье большинству ветеранов будет выделяться в соответствии с требованиями нового Жилищного кодекса субъектами РФ (у последних на это своих денег нет, они будут получать так называемые субвенции из федерального бюджета исходя из стоимости жилья, которая из опыта прошлых лет снижалась в 1,5 - 2 раза); - бесплатного гарантированного пользования при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены во время работы: порядок предоставления этих льгот будет определять правительство РФ с учетом государственной системы (пока неизвестной) оказания бесплатной медицинской помощи; - бесплатного обучения новым профессиям по месту работы (эти вопросы будут решать работодатели); - бесплатного проезда на всех видах транспорта и льгот на транспорте пригородного сообщения; - бесплатного обеспечения лекарствами (заменены социальным пакетом). Денежные выплаты взамен "натуральных" льгот оказались далеко не такими, как их преподносили сторонники монетизации, что неоспоримо подтверждает следующее. Первое: выплаты касаются далеко не всех категорий ветеранов. Не будут получать выплаты: - ветераны боевых действий (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР и РФ за участие в обеспечении, указанных боевых действий; а также лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам; - ветераны, проработавшие в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая время работы на временно оккупированных территориях СССР, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны; - ветераны труда - самая многочисленная категория льготников. Забота об этих категориях передана субъектам РФ, у которых реально денег нет. Указанные ежемесячные выплаты будут устанавливать и выплачиваться территориальными органами Пенсионного фонда РФ. Вследствие чего все эти выплаты неминуемо повлияют на пенсионное обеспечение тех, кто создает Пенсионный фонд. Что касается так называемых расходных обязательств федеральной власти по социальной защите и социальной поддержке ветеранов, то гарантий какой-либо регулярности и обязательности их выполнения закон не дает. Равно как нет гарантий и на компенсацию из федерального бюджета соответствующих выплат, возложенных на субъекты Российской Федерации. Восьмилетний опыт действия Закона "О ветеранах" показал, что он не выполнялся, в первую очередь, из-за отсутствия средств в регионах и отказа федеральных властей выделять соответствующие средства на эти цели. Гарантий о том, что подобная практика не повторится - нет. По материалам общероссийского общественного движения "В поддержку армии, обороной промышленности и военной науки".
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии