Только вопреки ожиданиям до обсуждения бюджета дело так и не дошло. По закону Амурской области прежде чем рассматривать бюджет, необходимо утвердить методику межбюджетных отношений, то есть механизм распределения средств. Парламентарии на полтора часа "увязли" в методике, много спорили, но в итоге так ее и не приняли. Любопытно, что мнения в зале заседаний разошлись кардинально. Одни депутаты одобряли методику, утверждая, что она идеальна, другие напрочь отвергли ее. Среди последних - глава администрации Сковородинского района депутат Борис Шалимов: - Последнее время происходит постепенная, но ускоряющаяся деградация муниципальных образований. С каждым годом все хуже положение дел на местах. А в свете новых законов ответственность глав резко повышается, вплоть до уголовной, если что-то где-то будет на их территориях неправильно. И если мы сейчас не создадим правильных условий, то просто их всех пересажаем. Но можно посадить одного, второго... пятого, да только и десятый глава не наведет на территории порядок, если изначально не убрать корень зла. А он, по словам депутата, кроется в межбюджетных отношениях. "Их надо выравнять, и тогда будет видно, кто из глав работает нормально, кому надо помочь, а кого отстранить". Кстати, по мнению председателя постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Натальи Пугачевой, если по 2004 году методика межбюджетных отношений решала вопросы покрытия первоочередных расходов, то нынешняя направлена именно на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. В своем выступлении заместитель председателя финдепартамента обладминистрации Ольга Стрельник все разложила по полочкам. С первого января вступают в силу федеральные законы, четко разграничивающие полномочия Федерации, области и местных органов самоуправления. В связи с этим из методики убрали все расходные полномочия, которые не будут исполняться на местном уровне. Это выплата опекунских, средств на книгоиздательскую продукцию для педагогического персонала, обеспечение детей до трех лет молочными смесями, льготы на медикаменты, питание детей в школах, поддержка многодетных семей, содержание военкоматов и призыв на воинскую службу. Часть этих расходов ложится на областной бюджет, а часть - на федеральный. Доходы в методике просчитали только по нормативам, которые тоже установлены Бюджетным кодексом РФ. Вроде бы справедливо. Однако некоторые депутаты с этим не согласились. И вот почему. Закон строго устанавливает порядок распределения средств между местными органами и субъектом с 2006 года. А в 2005-м можно еще варьировать. Поэтому следует увеличить нормативы отчислений в пользу местных самоуправлений, которым сегодня живется очень трудно. Финдепартамент утверждает, что этого сделать нельзя. Расходные полномочия, которые будут исполнять местные органы власти и область, распределились в соотношении 32 на 68. Естественно, и доходы консолидированного бюджета области-2005 разделили в соответствии со структурой расходов: 68 процентов пойдет в областной бюджет, а 32 - в местные (больше по закону нельзя). В областном бюджете есть еще дотации на выравнивание, которые поступают из федерального бюджета в качестве финансовой помощи. Ее обладминистрация предлагает распределить в том же соотношении. Кстати, в предлагаемой методике дефицит бюджетов просчитывается одинаковый и на областном, и на муниципальном уровне - в пределах 31 процента. И все-таки депутаты настаивали, что методика несправедлива. Основной аргумент - предполагаемой финансовой помощи недостаточно, чтобы закрыть расходы муниципалитетов. При этом не все даже осознавали, что, дебатируя, ушли от темы. Ведь методика - это лишь механизм распределения средств, в ней нет никаких цифр. Большинство же парламентариев говорило о необходимости увеличить объем финансовой помощи муниципалитетам, то есть о бюджете. А это, как говорится, уже другая опера. Чтобы увеличить объем финансовой помощи и на 100 процентов сбалансировать местные бюджеты, на чем настаивают депутаты и главы муниципальных образований, необходимо около миллиарда рублей. Возникает вопрос: где взять этот миллиард? Выход один: "перетянуть" средства за счет тех самых 68 процентов, которые остаются в областном бюджете. - Если увеличивать процент доходов муниципалам, придется от чего-то отказаться в областном бюджете, - возразила на это Наталья Пугачева. - Только от чего?! В таком случае надо всем - и администрации, и депутатам - набраться смелости и четко расставить приоритеты: какие программы будем финансировать, а от каких надо отказаться. - Можно еще два часа спорить на эту тему, - заметил собратьям по депутатскому корпусу председатель облсовета Станислав Горянский. - Только денег от этого в бюджете не прибавится. Давайте голосовать. На электронном табло высветилось: решение не принято. А коль не принята методика, то и вопрос о рассмотрении бюджета-2005 в первом чтении был снят с повестки. Его отложили до следующей сессии. Значит, окончательное принятие бюджета затягивается. Это, как говорится, на руку только территориям-донорам. А вот остальные пострадают. И вот почему. С первого января 2005 года за счет средств областного бюджета должно идти финансирование всех переданных регионам полномочий - это адресные жилищные субсидии населению, льготы специалистам на селе, ветеранам труда, труженикам тыла, многодетным семьям, донорам Амурской области и многие другие. Раньше было смешанное финансирование, часть расходов покрывал федеральный бюджет, а теперь все это легло на плечи области. Если бюджет-2005 своевременно не будет принят, значит, и финансирование этих льгот по одной двенадцатой бюджета предыдущего года (как делалось раньше в такой ситуации) не будет осуществляться. Попросят ветераны в январе: "Дайте нам ежемесячную денежную выплату, как прописано в Законе "О ветеранах", а им скажут: "Не можем этого сделать. Потому что в бюджете-2004 этих сумм не было". Многим амурчанам не будут оказаны в полном объеме те меры социальной поддержки, на которые они вправе по законодательству рассчитывать. Непринятие закона об областном бюджете чревато еще тем, что нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов будут использоваться по законодательству 2004 года. Большая часть налогов в начале года уйдет органам местного самоуправления. И в первую очередь самодостаточным территориям, таким как Сковородинский, Магдагачинский районы, города Благовещенск, Тында. А дотационные территории (к примеру, Мазановский, Константиновский и другие районы) пострадают. Потому что у них низкая доходная база и прежние нормативы им не позволят как положено финансировать бюджетную сеть. А область не сможет им и дотацию на выравнивание отдать в большем объеме, как просчитывается в новой методике. Помимо того, что районы-доноры "перетянут" на себя дополнительные доходные источники, увеличится дефицит областного бюджета. А это чревато тем, что своевременно не смогут финансировать областные учреждения. Не хватит денег на медикаменты, топливо, коммунальные услуги и заработную плату. Словом, одним хлеб с маслом, а другим - чай вприглядку.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии