Как обычно, за ошибки власти расплачиваются самые слабые и незащищенные - наши старики. По "льготному" пути пошли 18 регионов, оставив для своих граждан привычные источники обеспечения. В их числе - Амурская область. Наши пенсионеры не пикетируют центральные магистрали, однако поводы для недовольства есть не только у льготников. Подсчеты специалистов свидетельствуют, что в Амурской области к льготной категории граждан относится каждый шестой житель. В федеральный регистр включено более 69 тысяч человек. Для них льготы с нового года стали выражаться в денежном эквиваленте - от 50 до 1550 рублей в месяц. В течение января инвалидам войны, бывшим узникам фашизма-инвалидам, ветеранам боевых действий, чернобыльцам (всего 23 категории) будет выплачено 45 млн. рублей. Часть граждан, чьи пенсии начисляются до 10 января, получила деньги еще в конце прошлого года. Скромные "новогодние подарки" кое-кто уже успел потратить. В областном регистре почти 72,5 тысячи фамилий амурчан. Бюджетом области на 2005 год на реализацию льгот для этих людей определено порядка 576 млн. рублей. Несмотря на четкое разделение льготников на два "лагеря", кое-кто умудрился примкнуть к обоим. Неразберихой вокруг нового законодательства успели воспользоваться некоторые "федералы": включенные в федеральный регистр инвалиды при проезде в муниципальном городском транспорте предъявляют кондуктору вместо оплаты за проезд удостоверение ветерана труда - льготника областного регистра. Как рассказал председатель постоянной комиссии по вопросам социальной политики областного Совета Виктор Зайцев, проблему планируется решить на местах с помощью новых вкладышей к удостоверениям. Шимановский и Архаринский районы уже прорабатывают этот вопрос. На решение депутатов о сохранении натуральных выплат, по словам Виктора Георгиевича, повлияли многочисленные обращения граждан в Совет и просьбы, прозвучавшие во время встреч с депутатами. Компенсации устанавливаются раз в год, а тарифы на транспорт, услуги связи, цены на лекарства растут постоянно. Кроме того, транспортные услуги, абонентская плата за пользование телефоном в разных районах различные. Таким образом, наша область попала в меньшинство, сохранив натуральные льготы. Кстати, проблемы с решением "транспортного вопроса" начались еще в прошлом году. Принятый депутатами областного Совета закон "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Амурской области" вышел в свет в последний день старого года. В связи с этим вовремя не был разработан новый порядок предоставления услуг связи и транспортных услуг для льготников, а соответственно и не заключены договоры с предприятиями связи и транспорта на 2005 год. Льготники, выезжающие встречать новый год за пределы территории проживания, купить обратный билет со скидкой, как прежде, не могли. По словам начальника департамента социальной защиты населения администрации области Александра Гальцева, в течение праздничных дней специалисты все же успели подготовить необходимую документацию о порядке реализации принятого в конце года закона. Осталось дождаться ее утверждения губернатором, после чего пакеты документов будут направлены в местные администрации. И тогда областные льготники - ветераны труда, почетные доноры, участники трудового фронта и репрессированные смогут, как и раньше, пользоваться натуральными льготами. Водители частных автобусов уверяют, что пассажиров с нового года больше перевозить не стали, а следовательно, на снижение стоимости проезда в "маршрутках" можно вообще не надеяться. Пенсионеры и инвалиды по-прежнему мерзнут на остановках, дожидаясь своего, муниципального автобуса. - "Десятку" за три остановки выложить рука не поднимается, - сокрушается бабушка, кутаясь в старенькую шаль. - Вот-вот, скоро вообще ездить перестанем. Летом сады начнутся - 12 рублей за раз выложи, - вторят ей товарищи по несчастью. В автобусе кондуктор громогласно взывает пассажиров оплачивать проезд. Кто-то смиренно достает "мелочь", кто-то возмущается, проклиная и кондуктора, и реформы власти. Размещенные в транспорте объявления с перечислением четырех категорий "счастливчиков", для которых сохранены льготы в натуральном виде, немым укором служат тем, кто не хочет раскошеливаться. Говорят, кое-кто из "сборщиков податей" уже пострадал от рук федеральных льготников, не желающих платить за дорогу. Вслед за монетизацией тянется длинная вереница других проблем. Например, с нового года школьники и студенты областного центра лишились возможности экономить на проезде к месту учебы. Автоколонна-1275 в декабре прошлого года не реализовывала проездные билеты - теперь невыгодно, говорят. Чтобы не работать себе в убыток, транспортное предприятие должно продавать проездные билеты стоимостью более 700 рублей. В среднем по Благовещенску горожане покупали около 13 тысяч проездных ежегодно. 150 рублей стоил школьный билет, 200 - студенческий. Отныне родителям учащихся придется тратить на проезд своих чад минимум в два раза больше. Но тяжелее всего реформы ударили по жителям отдаленных районов областного центра. До поселка Аэропорт, например, можно добраться автобусами N 10 и N 101. Стоимость проезда в первом, согласно городскому тарифу, - семь рублей, в другом - почти пятнадцать. По десятому маршруту транспорт ходит с интервалом примерно в час, так что к моменту прибытия долгожданного автобуса на остановке скапливается внушительная группа уезжающих. Утром "десятка" трещит по швам от наплыва пассажиров: двойной тариф - удовольствие дорогое. А теперь, когда за проезд платят все, добраться до работы или школы стало настоящей проблемой. Жители поселка с прошлого года обивают пороги городской администрации в надежде на справедливость. Пока положительно решить вопрос им не удалось. Говорить о результатах нововведений, безусловно, еще рано. Госдума планирует подвести первые итоги претворения в жизнь закона о монетизации весной. Но уже сейчас ясно: с уверенностью назвать изменения благоприятными сложно.

Возрастная категория материалов: 18+