Разграничение полномочий поставило перед властями краев и областей, а также муниципальных образований немало вопросов. Ответы на некоторые из них надеются получить организаторы семинара «Совершенствование механизмов управления региональными и муниципальными финансами», который пройдет в Благовещенске 1 - 2 июня. Столь представительного десанта финансистов из Москвы и других регионов страны наш город ранее не знал. Достаточно сказать, что в его составе - директор департамента бюджетной политики Министерства финансов России Алексей Лавров, директор института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, руководители финансовых департаментов субъектов Дальневосточного федерального округа. В преддверии семинара корреспондент «АП» попросил прокомментировать ход бюджетной реформы в Приамурье заместителя начальника финансового департамента администрации Амурской области Ольгу Стрельник: - Амурская область, как и другие субъекты РФ, активно включилась в процесс реформирования. Установлены границы муниципальных образований, сегодня на территории области действует 272 бюджета сельских поселений и 48 бюджетов муниципальных районов и городских округов. В соответствии с федеральным законодательством каждому органу госвласти и местного самоуправления определены расходные полномочия, а также доходные источники в виде нормативов отчисления от собранных на территории налогов. Кроме того, законодательством оговорены схемы финансовой помощи, так называемых межбюджетных трансфертов, передаваемых с уровня на уровень. То есть сегодня есть четко очерченные рамки, в пределах которых каждый уровень бюджета и каждый уровень власти должен исполнять свои полномочия. Мы подготовили проект закона о межбюджетных трансфертах муниципалитетам, который будет вынесен на областной Совет в августе. В работе проект Бюджетного кодекса Амурской области, в котором постарались учесть специфику и особенности бюджетного процесса нашего региона, связав с формированием федерального бюджета, поскольку у нас бюджет высокодотационный - около 40 процентов. Поэтому нам необходимо проводить реформирование региональных и муниципальных финансов, прежде всего в части оптимизации бюджетных расходов. То есть жить в пределах тех средств, которые поступают в бюджетную систему. На уровне области законы о расходных полномочиях сформированы. Но такие же нормативные документы должны принять и муниципальные органы, правда, не в виде законов, а в виде постановлений и решений представительного органа, где должно быть оговорено, как и за счет чего эти полномочия исполняются на уровне муниципалитета. - Ольга Андреевна, не раз приходилось слышать тревожные высказывания представителей муниципальной власти, что полномочий на их уровне осталось много, а вот финансовых поступлений мало. - К сожалению, наш налоговый потенциал невысок. Область длительный период развивалась как приграничная и сельскохозяйственная. Мы получаем финансовой помощи из федерации больше, чем отдаем налогов в федеральный бюджет. Поэтому выход один - наращивать потенциал, а также оптимизировать бюджетную сеть, которая функционирует не всегда эффективно. Например, на некоторых территориях больничная койка занята не 300 дней в году, а 230, наполняемость классов не 25 человек, как положено, а лишь 15. Где-то так сложилось в силу объективных условий: между населенными пунктами более 100 км, школу не закроешь, возить детей - слишком далеко. Но в некоторых муниципальных образованиях потребуется оптимизация. Финансовое состояние муниципалитетов осложняется еще и тем, что военные, железнодорожники и иные ведомства передали местным органам учреждения социальной сферы - детские сады, школы, больницы. Но дополнительных налогов муниципалитеты не получили. Ситуацию усугубляет и то, что налоговая база предприятий на территории многих районов очень незначительна. Сельскохозяйственные предприятия ничего, кроме налога на доходы физических лиц, не платят. Причем с заработной платой у них тоже сложности: и задолженности, и укрытия есть - чего греха таить! Сегодня 21 бюджет городов и районов области имеет дотационность более 70 процентов. К сожалению, российское законодательство устанавливает очень маленький перечень налогов, которые закрепляются за местными бюджетами. Это земельный налог, налог на имущество физических лиц, единый сельскохозяйственный налог и единый налог на вмененный доход. Кроме того, в соответствии с законодательством из бюджета области должно перечисляться в местные органы 30 процентов от налога на доходы физических лиц. Из них 20 - в бюджеты районов и городов областного значения и 10 - в бюджеты поселений. Сегодня пока трудно сделать прогноз по земельному налогу, поскольку он будет зависеть от кадастровой оценки земли, которая окончательно не завершена. Но, по мнению руководителей некоторых муниципалитетов, бюджеты много теряют. Муниципалы сетуют, что налогов у них практически не остается. Что такое налог на имущество физических лиц в деревне? У них облагаемого налогом имущества нет! Поэтому есть предложения, которые сейчас обсуждаются на уровне федерации, - передать муниципальным образованиям часть транспортного налога (в их полномочия, кстати, входят ремонт и содержание дорог), а также часть налога на добавленную стоимость. Но это лишь предложения. Пока же, по предварительным подсчетам, планируемых доходов на осуществление полномочий не хватает. По тем же самым причинам не балансируется и бюджет субъекта. - То есть налоговые поступления в областной бюджет в ходе реформы тоже сокращаются? - Субъекты «потеряли» водный налог, часть налога на прибыль. В то время как на региональные бюджеты переданы дополнительные полномочия. Раньше, например, детские пособия выплачивал федеральный бюджет, средние профессиональные училища финансировались оттуда же. Сегодня это легло на плечи областного бюджета, как и выплаты репрессированным и реабилитированным. Кроме того, в соответствии с законодательством большой объем полномочий передан на областной бюджет из местных: вся социальная поддержка населения, образовательный процесс в школах должны исполняться за счет средств субъекта. Предоставление адресных жилищных субсидий - тоже полномочие областного бюджета, как и медицинское страхование неработающего населения. Реформа межбюджетных отношений - дело нужное, об этом говорилось давно. То, что теперь четко разграничены полномочия различных уровней управления, определены критерии предоставления финансовой помощи каждому уровню бюджета, это правильно. Но вопрос в том, что налогов, оставленных муниципалитетам и региональным бюджетам, сегодня недостаточно. И если уж передавать полномочия на уровень субъекта, то вместе с налогами! Этого не сделали. - Раньше в Бюджетном кодексе присутствовало понятие минимальных социальных стандартов, которые должны были выдерживаться в различных регионах страны. Сохраняется ли это понятие в современном законодательстве? - Сегодня поправками в Бюджетный кодекс это понятие вообще исключено. Такая норма введена на уровень субъекта и муниципального образования. Но если федерация не смогла обеспечить минимальный уровень расходов в целом по стране, то на уровне субъекта это тем более проблематично. Значит, у каждого муниципального образования будут свои минимальные социальные нормативы. Это неправильно! Чем отличается ученик в Москве или Ставрополе от ученика в Благовещенске? Почему он должен получать меньше на свое содержание и обучение? Лишь потому, что живет на другом конце страны! Но такая несправедливость теперь узаконена. - В общем, на семинаре будут звучать острые вопросы? - Будут. Впрочем, уверена и в том, что многие руководители муниципальных образований получат аргументированные ответы. Ведь один из наших гостей, Алексей Лавров, стоял у истоков реформирования межбюджетных отношений. Вообще, как показали результаты пилотного проекта, осуществленного в Краснодарском крае, объем финансовой помощи муниципалитетам в целом в ходе реформы финансов возрастает.
Чем наполним муниципальный карман
ЭкономикаПродолжается реформа местного самоуправления. Чуть более полугода осталось до вступления в силу федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Параллельно этому процессу идет реформирование финансовой системы страны, уже с 1 января 2006 года по-новому будут функционировать региональные и муниципальные бюджеты.
Фото: Архив
Амурская правда
от 30.06.2005
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии