В него вошли около 2000 кораблей и судов более чем из 50 стран мира. Есть там раздел, относящийся к флоту России, в частности на одной из страниц упоминается наш бронекатер-памятник. Кстати сказать, такой же бронекатер установлен на пьедестале в Хабаровске. Два других отправлены с Амура в Москву, в Центральный музей Вооруженных сил. Стоит такой же «служака» на Днепре в городе Каневе. Предыстория создания военных кораблей этого типа уходит в далекие годы зарождения Амурской военной флотилии, в годы советской власти ставшей Краснознаменной. В 1910 году на Амур с сормовского завода были доставлены по железной дороге десять башенных канлодок. Сильное по тем временам там было вооружение, но осадка в полтора метра не давала возможности заходить в мелководные притоки Амура. Нужны были корабли мелкосидящие, быстроходные и сильно вооруженные. Тогда же, в 1910 году, к нам прибыли десять посыльных катеров (прообразы бронекатеров), но они не могли полностью решить вопросы быстроходности. Интересны названия этих судов: «Пуля», «Палаш», «Пистолет», «Кинжал», «Штык», «Шашка», «Рапира». Перед инженерами стояла задача спроектировать мелкосидящие катера, не только способные по мелководью проникать к вражеским укреплениям, но и скоростные, с мощной артиллерией. В начале 1930 года такие бронекатера были сделаны. Их вооружение - танковые башни с пушками 76 мм и по два спаренных крупнокалиберных пулемета на рулевой рубке и на корме. В скорости с бронекатерами ни один из боевых кораблей не мог сравниться. Это был словно «танк на воде» - такой же скоростной, маневренный, а его пушка могла поразить любую цель. В начале Великой Отечественной войны на вооружении флотилий были два типа бронекатеров: проекта 1124 (кроме пушки и пулеметов, там устанавливались реактивные минометы «Катюша»-130 мм) и проекта 1125. Именно этот стал памятником на благовещенской набережной Амура. Интересная деталь: на бронекатерах проекта 1124 работали два двигателя, «отлетавшие» свой моторесурс на самолетах. На таком ГАМ-24 Валерий Чкалов летал через Северный полюс в США. А на бронекатере проекта 1125 ставили один двигатель, что давало катеру малую осадку. Это было очень важно для захода в небольшие глубины и высадки десанта прямо с борта бронекатера. Оба проекта оказались очень удачными, как подтвердил опыт Великой Отечественной войны. В войне с империалистической Японией в состав Краснознаменной Амурской флотилии, кроме мониторов и канлодок, участвовали 52 бронекатера. Стремительно, с десантами на борту врывались они в акваторию японцев, вызывая среди врагов страх и панику. Мастерство и отвагу проявили многие военные моряки из Зее-Бурейской речной бригады и такие командиры-катерники, как старший лейтенант В. А. Дворянкин, лейтенант А. Г. Извеков и другие. Оба дивизиона этих командиров на полном ходу прошли вдоль набережной Сахаляна (Хэйхэ), обстреляв японцев со всех видов оружия. В ответ захватчики сосредоточили огонь на бронекатерах, однако их стрельба по движущимся целям была неэффективна. Только один катер получил повреждение, которое быстро ликвидировали. Высадив первые десанты, бронекатера вновь и вновь круглые сутки продолжали доставлять на вражеский берег войска и боевую технику 2-й Дальневосточной армии. Совместно с судами Верхне-Амурского пароходства было переправлено 22845 человек, 1574 лошади, 847 повозок, 1459 автомашин, 161 танк, 116 бронемашин, 429 орудий и минометов, свыше четырех тысяч тонн грузов. Именно здесь, на месте переправы в Благовещенске занял свое почетное место корабль-памятник. На постаменте написано: «Бронекатер 1125 построен в годы Великой Отечественной войны. Установлен на месте переправы катеров Зее-Бурейской бригады речных кораблей в память о советских людях, оказавших интернациональную помощь китайскому народу в освобождении от японских захватчиков в августе 1945 года». А на другой табличке: «В память о форсировании реки Амур частями 396-й Хинганской стрелковой дивизии в августе 1945 года. Участники встречи однополчан дивизии, сентябрь 1990 г». Эта дата открытия памятника. Бронекатер N 905 прошел с боями по Днепру, Дунаю, Одеру, Шпрее, громя фашистов. Когда на границе с Китаем в 1966 году складывалась тревожная обстановка, возникла необходимость послать группу бронекатеров на Амур. Из консервации по железной дороге были доставлены в Хабаровск двенадцать бронекатеров проектов 1124 и 1125, которые своим ходом пришли в Благовещенск, чтобы нести службу по охране границы. В их числе был наш БК-905. Пройдя боевой путь с запада на Амур, он заслужил право стать кораблем-памятником.

Возрастная категория материалов: 18+