Это монашествующие и послушники, то есть те, кто готовится к постригу и испытывает себя. Испытание может продлиться несколько лет и не обязательно закончится произнесением обетов. Духовник братии схииеромонах Феодосий спустился навстречу нам по лестнице. Принявшего великую схиму можно отличить от других по облачению. На голове его куколь в виде островерхого капюшона с двумя длинными, закрывающими грудь и спину полосами материи. На черном фоне изображены кресты, серафимы и текст молитвы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Схииеромонах при постриге дает обет отречения от мира и всего мирского. Отец Феодосий принимает исповедь насельников монастыря, приезжающих священников и прихожан храма. Его порой можно видеть отвечающим на вопросы прихожан. Я поинтересовалась у священника, о чем чаще всего его спрашивают. - Интересуются, как правильно перекреститься. Говорят, мол, мы такие темные, даже этого не знаем. Если раньше из дому, не перекрестившись, не выходили, то теперь все наоборот, - вздыхает отец Феодосий. - Что же делать, раз не научены... Приходится объяснять. На вопрос о том, что главное в жизни, схииеромонах Феодосий ответил кратко: «Спасение души». Для этого принимают подвиг монашества и даже великую схиму. А тем, кто остается в миру, что делать? - В миру? Шесть дней трудитесь, седьмой отдайте Богу, -поразмыслив, ответил отец Феодосий. - Ходите на службу в храм, исповедуйтесь, причащайтесь, просите благословения у священника. Это и есть стяжание Святого Духа. Если в больнице мы лечим тело, то в храм мы идем за исцелением душевных недугов. С тех пор, как храм стал монастырским, здесь кое-что изменилось. Службы стали дольше за счет того, что больше времени отдается чтению Псалтыри и канонов. Три или четыре раза в неделю здесь служат Божественную литургию. В остальные дни - молебны о здравии и панихиды с утра и молебен с акафистом вечером. Не стало здесь венчаний: в монастырских храмах они, как правило, не совершаются. Владыка Гавриил благословил венчать браки в кафедральном соборе. Крещения совершаются три раза в неделю. - Не стало ли в храме меньше народу? - спросила я игумена Серафима. - По праздникам храм полон, - ответил он. - Да и в обычные дни народу хватает. Наши постоянные прихожане остались здесь - они молитвенно привыкли к этому храму. Скорбим только, что ремонт у нас затянулся почти на месяц. Люди видят, что главный вход обнесен строительными лесами, думают, что храм закрыт, и проходят мимо. В притворе храма вовсю кипела работа. Двое послушников с кистями в руках наводили последние штрихи красоты. Знакомимся. Вячеслав перешел в девятый класс. Он из Архары, живет при местном приходе, а на лето батюшка благословил его в монастырь - потрудиться, помолиться вместе с братией. Здесь он проводит уже вторые летние каникулы. - В школе тебя не дразнят, что ты на службы ходишь, в монастыре второе лето проводишь? - Да нет, ребята нормально относятся. Хотя, бывает, ляпнут языком что-нибудь. Но я не обижаюсь. Если уж всерьез кто-то доставать начнет, тогда приходится отпор дать, - добродушно рассуждает Вячеслав. В монастыре парень благословлен ходить в подряснике. А во время богослужения он надевает облачение иподиакона. И надо было видеть, с какой гордостью он говорил о том, что ему доверяют участвовать в архиерейской службе. Я спросила игумена Серафима о том, много ли желающих попасть в монастырь, устроиться послушником. Если раньше, чтобы попробовать свои силы в духовной жизни, нужно было ехать в другой регион, то теперь все гораздо проще. Вот она, обитель, в самом центре города. - Увы, - ответствовал отец Серафим. - Приходят те, кому деваться некуда. Мы, конечно, смотрим, что за человек: или он пришел переночевать и подкормиться, или Богу хочет служить. Таких, чтобы желали совершать духовный подвиг, уже почти и нет. Если и есть, то это женщины. Мы их в Зею, в женский монастырь направляем. Там, слава Богу, всегда в работниках потребность есть, хозяйство большое. У Гавриило-Архангельского монастыря пока нет ни отдаленных скитов, ни сельхозугодий. - Нам бы сначала здесь разрастись, - мечтает игумен Серафим. - Нужен братский корпус, а то братия в приспособленных под кельи комнатах живет. Баньку еще хотелось бы, погреб хороший. И молитвенно укрепиться нужно - монастырю третий год. Конечно, на фоне российских обителей с многовековой историей Гавриило-Архангельский пока - монастырь-младенец. Но здесь теплится неугасимая свеча веры, и ежедневно звучат слова молитвы о спасении души, о милости Божией для всех нас.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии