Само присоединение было преимущественно мирным, хотя использовались и военные методы. Прекратились междоусобные столкновения среди аборигенного населения, и был дан толчок к социально-экономическому развитию. Этому процессу способствовала активность православных священников, находящихся среди землепроходцев. Их пребывание было необходимым для отправления духовных нужд. Первые священнослужители прибыли на Дальний Восток в 1639 г. вместе с воеводами новообразованного якутского уезда. Через десять лет Е. Хабаров приступил к освоению Приамурья и заложил крепость Албазин. В 1671 году иеромонах Гермоген основал в Албазине и Кумарском остроге два монастыря, а позже, в 1681-м, создал Селенгинский, Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский монастыри - центры развития русского православия и русской культуры на востоке России. В это время происходит эпизодическое крещение отдельных представителей коренного населения и даже родов, племен. Христианизация населения предполагала необходимость общения, а учить элементам русского языка в XVII веке можно было только по церковным книгам, которые Сибирский приказ специально закупал для дальневосточных экспедиций. Кроме того, часть книг была привезена на Дальний Восток и самими священнослужителями. Приобщение к христианству местного населения было прервано подписанием в 1689 г. Нерчинского договора, по условиям которого большая часть Приамурья передана Китаю и Россия покинула Амур на 170 лет. Во время этой вынужденной паузы объектами внимания российских землепроходцев становятся «ничейные» земли - Камчатка, Сахалин, «Русская Америка». По мере продвижения на восток первыми священниками основывались монастыри и храмы, которые становились центрами миссионерской деятельности среди абоместного населения. Активное приобщение к основам русской православной культуры начинается с работы Камчатской духовной миссии в 1754 г. Она состояла из специально подобранных служителей церкви, и уже к 1762 г. основная масса местных жителей Камчатки была обращена в христианство. Следующая миссия была назначена на 1793 год в «Русскую Америку» для крещения алеутов и индейцев. В конце XVIII векa задачи христианизации населения и его обучения были возложены на Российско-американскую компанию, действовавшую в «Русской Америке». Создаются не только школы для обучения эскимосов и индейцев, но и отправляются группы молодых алеутов и индейцев для обучения в Россию. Предварительным условием было, конечно, принятие ими крещения. Несколько раньше отец Иннокентий (Кульчитский) переводит в Селенгинске Священное Писание и Литургию на языки народов Восточной Сибири и Забайкалья, облегчая тем самым миссионерскую работу. В дальнейшем православная миссия Восточной Сибири и Центральной Азии становится главной опорой в христианизации не только этих регионов, но и духовной опорой святителя Иннокентия, «апостола Америки и Сибири», проповедавшего православие на Чукотке, Аляске, Алеутских, Командорских и Курильских островах, на Камчатке, а также в Маньчжурии. Церковное строительство на Дальнем Востоке и в «Русской Америке» имело большое культурное значение. Монастыри, церкви, часовни и молельные дома приобщали население к основам русского православного христианства, тем самым к основам русской культуры. Этому способствовали и приходские школы, открытые церковью в «Русской Америке», на Камчатке, в Якутии как для русских, так и для детей аборигенов. Свою деятельность миссионеры Камчатской епархии во второй половине ХIХ в. начали с Приамурья - наиболее доступного в территориальном отношении. В 1871 г. сюда приехало более двух десятков-миссионеров с предписанием развернуть обучение инородческого населения. С этой целью в 1881-м создан Благовещенский комитет православного миссионерского общества. Просвещение коренных народностей Дальнего Востока осуществлялось как через строительство церквей, так и через открытие миссионерских школ. Одной из первых официально зарегистрированных в 1873 году миссионерских школ была Хабаровская. По данным училищного совета Камчатской епархии, к концу XIX в. только в Приамурье функционировало 18 школ для так называемых «инородцев» с 389 учащимися. Именно священнослужители способствовали распространению книжной культуры среди населения Дальнего Востока, в том числе и через сеть церковно-приходских библиотек. Они занимались просветительской деятельностью среди прихожан, организовывали воскресные и праздничные чтения с показом «туманных картин». Ими пересматривались учебные программы и планы школ, делались рекомендации о включении в них спецкурсов по истории Приамурья и географии Дальнего Востока.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии