На экзамены Женю несли охранники Евгений Самойлов с рождения прикован к инвалидному креслу. В свои 22 года учится на юридическом факультете АмГУ и на мир вокруг смотрит приветливо. Наверное, поэтому у Жени так много добрых знакомых и, конечно, есть настоящие друзья. Положение, в котором он оказался волею судьбы, вызывает глубоко сочувствующие и любопытные взгляды. Только сам себя Евгений жалеть не спешит. Как-то раз Женю очень насмешило замечание, брошенное младшим братом: «То, что ты не ходишь, - еще не повод ничего не делать!» - От него столько поддержки и заботы! - улыбается мама Наталья Викторовна и вздыхает. - Не знаю, был бы мой сын столь же внимательным, если бы ему не пришлось преодолевать так много трудностей. Барьеры колясочникам создают не только широкие ступеньки лестниц и отсутствие пандусов. По трехкомнатной квартире на первом этаже парень передвигается при помощи металлических ходунков или ползком, в зависимости от самочувствия. Однако надежда подняться в полный рост его не покидает. Каждый новый день Женя начинает как спортсмен - с продолжительных тренировок. Полуторачасовую гимнастику продумал сам, оттолкнувшись от поставленных целей: - Раздеться на пляже мне, например, не стыдно! Кроме того, когда есть шанс поправить здоровье, то не воспользоваться им просто глупо. В моем положении без существенных физических нагрузок ничего не переменится. Тренировки - как наркотик: бросить невозможно. Сразу ощущаешь, что их не хватает. Полгода назад Женя поднимал штангу весом в 20 килограммов, а сегодня - уже 40. Еще он подтягивается прямо на ходунках, потому что ноги слишком слабы и при попытках встать предательски подгибаются. Основная нагрузка - на руки. Сегодня Евгений спокойно может спуститься и подняться в подъезде по лестнице просто опираясь на перила. - Все, на чем держусь, называется внутренней волей. В нашем обществе инвалиды вынуждены приспосабливаться к существующим условиям. Это одна из причин, почему болеть сложнее, чем выздоравливать. При этом разве мало людей, добровольно загоняющих себя в гроб? Удивительно, что среди здоровых нередко встречаются иждивенцы. Как-то раз родители пошли в магазин, а я остался ждать в машине. Подошел на вид очень крепенький дядечка: «Мелочи не найдется?» Признаюсь: будь она в кармане, все равно бы не дал! Побираться, имея руки и ноги, стыдно. Взгляды студента-третьекурсника на жизнь отличаются зрелостью. В свои годы он научился видеть и понимать людей. - Жаловаться может каждый! Это вовсе не зависит от физических данных. Каждый живет именно так, как он настроен, - говорит Женя. - Иногда удивляюсь, как часто у абсолютно здоровых молодых людей нет достойных интересов. Сила воли их подводит. И у них не получается двигаться по жизни, преодолевать трудности. За три года заочного обучения будущий юрист в АмГУ побывал несколько раз. Особенно запомнилось поступление, когда охранники подняли его вместе с коляской на второй этаж... - Я думал только о том, чтобы стать студентом. Сдал тестами три экзамена, но долго не верил, что поступил в вуз, пока не прошел первую сессию. Почему выбрал специальность юриста? Зная правовые нормы, легче жить. Строить радужные планы на будущее Евгений Самойлов не берется. Главное, по мнению Жени, в настоящее время делать то, что в твоих силах. - Даже в инвалидной коляске можно жить полноценной жизнью! Сегодня для меня главное - приобрести профессию, а имея знания, не пропадешь, - уверен он. Надежду встать на ноги дарят лошади - В Амурской области у наших детей нет будущего, - разводит руками настрадавшаяся за 19 лет рядом с сыном-колясочником Елена Александрова. - Даже старшая дочь, не имеющая проблем со здоровьем, не сразу нашла место в жизни, а что про инвалида говорить! Способности таких ребят никого не интересуют. На мой взгляд, получить достойное образование и найти хорошую работу таким, как мой Саша, нереально. Сейчас Александр заканчивает 11-й класс. Каждый день к нему приходят учителя. Десять часов занятий в неделю оплачивает управление образования из средств областного бюджета. В программу включены только семь предметов. За ее рамками оказались иностранные языки, черчение, экология, музыка, рисование и, разумеется, физкультура. За два часа в день всего не освоишь, так что преподаватели много задают «на дом». Словно школьник-заочник, Александр просиживает с книжками и тетрадками не меньше шести часов. Заметив интерес сына к языкам, родители стали приглашать уже за свой счет учителей английского и китайского. Несмотря на прилежность и успеваемость, рассчитывать на медаль инвалиду первой группы все же не приходится: - Это из-за недостающих в программе предметов, - объясняет Елена Юрьевна. - Очень обидно, потому что ребенок-колясочник нисколько не глупее тех, кто может ходить! В итоге моего сына лишают возможности преуспеть дальше, как будто намекая: зачем таким, как он, чего-то достигать? И напрашивается неутешительное: в нашем обществе инвалидам попросту нет места. Кроме того, ожидать помощи не от кого. Например, за дополнительные занятия, доступные обычным школярам, мы вынуждены платить по 600 рублей в месяц. Для бюджета семьи со средним доходом это накладно. Однако родители Саши понимают: если он не будет развиваться, то в его жизнь придут более серьезные проблемы, чем те, которые приходится преодолевать. Даже такая мелочь, как прохождение флюорографии, становится подвигом. Ведь сколько усилий нужно, чтобы только выбраться на улицу. Одна Сашина коляска весит 27 килограммов! В новых домах предусматривают специальные пандусы, по которым можно проехать, а в домах старой планировки ступеньки высокие и двери узкие. Когда парень бывает на свежем воздухе, на него оглядываются и осматривают с ног до головы, как диковинку... Человек, замкнутый в четырех стенах, может легко утратить интерес ко всему на свете, потерять смысл жизни и веру в себя. В этом случае предельная занятость и открытие новых горизонтов становятся самым важным условием. - Сейчас главное - школу закончить, - простодушно улыбается будущий выпускник. - Там видно будет. Мама с папой уже сегодня беспокоятся о том, что «будет». Успехи в учебе обнадеживают на поступление в один из вузов-интернатов для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Правда, ехать придется в Москву, Санкт-Петербург или Новосибирск. Конкурс - примерно десять человек на место. Но там колясочник почувствует себя с окружающими на равных, станет больше общаться со сверстниками, а по окончании обучения гарантированно получит работу. Стало быть, путевка в благополучную жизнь обеспечена. А еще Саша знает, что к инвалидному креслу он не приговорен пожизненно. Надежду встать на ноги в этом году ему подарили... лошади. Нет, подкову счастья он не находил. Весной побывал в конно-спортивном центре в Химках, куда дети с ограниченными возможностями съезжаются со всей страны, участвуют в соревнованиях, завоевывают кубки победителей, а главное - восстанавливают здоровье. Конкур, выправка и конная езда творят чудеса. Коллектив коневодов на редкость понимающий и приветливый - все на улыбке, будто очутился где-нибудь в стране Микки Мауса. Уже за месяц ежедневных тренировок у парня из Благовещенска наладилась координация движений, а главное - он познакомился с колясочниками, которые начали ходить! Однако оставить Сашу в центре хотя бы на полгода семье Александровых оказалось не по карману. И приезжать, как хотелось бы, тоже не по деньгам, ведь с января этого года государство лишило льгот и колясочников. За помощью семья Александровых два месяца назад обратилась в мэрию, только ответа все еще нет. С подаренной в Химках книгой «Развивающая лечебная верховая езда» Саша побывал на благовещенском ипподроме в надежде подобрать для тренировок подходящую лошадку. Но все здешние экземпляры оказались как на подбор спортивными - для участия в соревнованиях. Продолжил поиски у частника. Но и у того в конюшне оказались такие же высоченные, длинноногие красавцы для беговой езды, не годные для реабилитации. Это Саша проверил лично. Настоял, чтобы ему помогли сесть верхом, но лошадь резко рванула вперед, и от неожиданности ему только и осталось, что отчаянно вцепиться в гриву. Остановить испуганное животное оказалось непросто даже человеку с табличкой «иппотерапевт». После этого Александровы оставили свои поиски. И это грустно, потому что время движется, но в жизни Саши и таких, как он, ничего не меняется. - Наверное, вы не раз видели, как местные «иппотерапевты» катают детишек на небольшие расстояния по пять минут. Для лечения это ничего не дает, - с знанием дела говорит Александр. - Выходит, что, оставаясь здесь, ты обречен. Дальний Восток с западом России в этом отношении несопоставим. - Зато мы живем в аграрной области, - подхватывает Елена Юрьевна. - Не сомневаюсь, что найдутся подходящие лошадки в каких-нибудь совхозах, где их используют, может быть, для подвоза воды. В судьбе ребенка-инвалида они могут сыграть решающую роль целителя. Для слабослышащих первокурсников Сергей Юрьевич стал папой Сегодня на отделении декоративно-прикладного творчества педколледжа N 2 Сергей Зубанов - единственный преподаватель-лаборант с ограниченными возможностями. Вчерашний студент считает, что ему очень повезло: - Работать в этих стенах я не планировал, но хотел устроиться именно по своей специальности. Только без стажа работы для человека с ограниченными возможностями это трудно. Сергей прирос к колледжу, который буквально вынянчил его и теперь не оставит без куска хлеба. Зубанов преподает рисунок, живопись, керамику, роспись на младших курсах. Студенты хвалят его за понятные и доходчивые объяснения и теплое к ним отношение. - Сам испытал, насколько тяжело в этом мире приходится слабослышащим. Наверное, поэтому я им все-таки ближе, и трудности преодолеваем вместе. Нет, жестами мы не объясняемся. Весь урок пишется на доске, а в конце всегда спрашиваю: «Все ли понятно?» Для своих первокурсников Сергей Юрьевич как папа. Оглядываясь назад, вспоминает, как он сам пришел в эти стены. Колледж перевернул его внутренний мир своим индивидуальным подходом и общей творческой атмосферой. Глядя на незаурядные способности Сергея, учителя в колледже удивлялись: «Неужели не учился в художественной школе?» Первые успехи в творчестве окрылили, Сергей всерьез увлекся резьбой и керамикой, подолгу пропадал в мастерских, работы его участвовали в выставках. Словом, оказался выпускник первого потока парнем одаренным и даже шел на красный диплом. Что значит мыкаться в поисках работы, он познал по окончании обучения, когда обошел множество предприятий и фирм, но повсюду работодатели мягко указывали ему на двери. - К сожалению, у таких ребят невелики шансы устроить свою профессиональную жизнь, - объясняет заведующая отделением слабослышащих Галина Ананенко. - Наше общество не научилось воспринимать их как равных. Поэтому работодатели стараются найти любые отговорки, чтобы отказать им. Однако ребята борются за себя: продолжают учебу в вузах, работают на дому. Им нельзя оставаться с жизнью наедине. Поддержка и дружеское плечо рядом жизненно необходимы. Одним из самых больших шагов в шестилетней истории отделения слабослышащих стал проект Молодежного информационного центра «Мир! Прими меня как равного!», рассчитанный на помощь одаренным слабослышащим молодым людям. Сегодня в колледже создаются специальные творческие мастерские, в которых ребята занимаются декоративно-прикладным искусством. Сергей планирует поступить заочно в БГПУ на факультет «Технология и предпринимательство» по специальности «преподаватель трудового обучения». - Это даст мне возможность получить более высокую категорию, - говорит он. - Но уже сегодня я чувствую, что нашел свое призвание в жизни и добился немало, чтобы состояться как личность.

Возрастная категория материалов: 18+