Бережет, любуясь произведением искусства. Мастер Кутуков в Завитинске на слуху. Сергей Сергеевич, педагог высшего разряда, два десятилетия обучает детей труду и ведет в школе N 218 кружок резьбы по дереву. Сотни его воспитанников овладели секретами древнего мастерства. Одного Кощея подарили москвичам Вхожу в мастерскую Кутукова. Здесь терпко пахнет древесными стружками, смолой, клеем. Помещение большое, есть куда поставить поделки уже готовые и те, что в производстве. Рукопожатие у мастера крепкое. Человек, который привык все делать своими руками, не может иметь хилое здоровье. - Если нахожу в лесу хорошее бревно, - рассказывает он, - несу на себе. Он бы и ночевал, наверное, в мастерской, если бы не сын. Впрочем, и дома часто появляется желание поработать: «Руки зудят». Тогда Сергей Сергеевич хватается за резец, а брусок дерева в доме всегда найдется. Кутуков вообще не представляет себя без резьбы. - Это у меня от деда, - говорит он. - Семен Фаддеевич для всей деревни изготавливал лодки, плотничал, столярничал, сапожничал. До сих пор осталось в моей памяти: шли к нам люди не только из нашей деревни, но и из других тоже. Просили деда что-нибудь починить, обувь например. У меня остался его сапожный инструмент. Тачал обувку и я. Мои сыновья до школьного возраста не знали, что такое магазинная обувь. Кутуков в последнее время все чаще приезжает в родные места - в Большую Сазанку Серышевского района. Привозит с собой младшего сына Максима, показывает пятистенок, срубленный дедом, и говорит: «Запоминай, сынок, если я вдруг что забуду, всю эту конструкцию, стиль работы. Хочу такой же дом нам построить». Отец Сергея Сергеевича был человеком сурового нрава, во всем требовал порядка. «Заходил сегодня, Серега, ко мне в мастерскую? - грозно спрашивал он сына. - Почему ножовку на место не положил?!» Страсть родителя к строгой дисциплине передалась и Кутукову-младшему, но, по его выражению, не в достаточной степени. Хотя в работе с учениками старается сам быть обязательным, чего требует и от них. - Он никогда не кричит на нас, - признались ребята из десятого «А» в беседе со мной. - Если что-то не получается - тут же поможет, разъяснит. Веселый, жизнерадостный. Мы никогда не ведем себя плохо на его уроках. - Недавно мне помог смастерить красивую рамку для картины, - добавляет Владик Фомин. - Я подарил ее маме на день рождения... Очень хочется научиться тому, что умеет Сергей Сергеевич. Он с восхищением кивает на панно, стоящее на верстаке: «Посмотрите, как здорово сделано!» И вправду, словно настоящий, только в сотни раз уменьшенный царский дворец. А на троне важно восседает... Кощей Бессмертный. Вокруг угодливые слуги. Все сделано тонко, изящно, в традициях русской сказки. Так и хочется потрогать изделие, убедиться, что оно реальное. Обычно подобное ощущение появляется в музее, но там останавливает предупреждающая табличка: «Руками не трогать!» - Это уже третий Кощей, - видя мой восторг, улыбается Кутуков. - Одного продали. А самого первого подарили москвичам. На Всероссийских фестивалях творчества детей железнодорожников мы четыре раза занимали первые места. В 2003 году представляли Дальний Восток - одни от Хабаровска до Читы. Московские чиновники долго ходили вокруг нашей композиции, а потом попросили: «Не увозите домой. Подарите нам!» Мы согласились: «Ладно, себе еще сделаем». - Кто бы мог подумать, - продолжает учитель,- что такого успеха добьемся, когда десять лет назад я здесь открывал кружок резьбы по дереву... Цена за обучение — чай и водка После политехнического техникума Сергея Кутукова определили в Селемджинский район на должность начальника районного управления службы быта. Не слишком обрадовался назначению молодой специалист, но деваться некуда - поехал. На месте говорят: подавай документы в Дальневосточный технологический институт во Владивостоке, расходы на учебу берем на себя. А Кутуков поначалу заупрямился: «Надоело сидеть с учебниками. Работать хочу». Но учиться стал, и не только в вузе. Как человек любопытный, Сергей расхаживал по цехам службы быта не только в качестве проверяющего, но и в качестве... ученика. Видит искусного сапожника, тут же садится рядом, наблюдает трудовой процесс, а потом под строгим взором мастера пробует вспомнить дедово ремесло. Заглянет к фотографу - и тоже задержится: «Научите меня вашему делу». Потом загорелся идеей изготовления чучел. Уволился с работы, махнул в Кузнецк к тамошним мастерам. Вернулся домой неплохим таксидермистом. Таким же образом увлекся резьбой по дереву. Увидел в хабаровском художественном салоне объемную резьбу «Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-мурзой» и ахнул. Он такого не умеет! Нашел автора, члена Союза художников СССР, попросил дать уроки. Приходил к нему в мастерскую. Когда художник был трезвым, удавалось кое-чему подучиться... После службы быта Сергей стал преподавать труд в школе, а вечером занимался своим трудом дома - резал по дереву. Однажды кто-то из односельчан сказал ему: «У тебя появился конкурент. Приехал к нам бывший зэк. До тюрьмы окончил художественное училище под Москвой. Большой специалист по поделкам из дерева. Народ берет его работы не торгуясь». - Никакой я ему не конкурент, - вздохнул Кутуков. Хабаровских уроков ему было явно маловато. А тут такая удача - неожиданно профессионал появился в их северной глуши! Сергей тут же побежал знакомиться. Однако коллега наотрез отказался помочь начинающему художнику. Рванул Сергей в магазин, купил водки, пакет чаю для чифира. Но художник - ни в какую. Весь дар красноречия применил Кутуков, и мастер не устоял - показал поначалу, как затачиваются резцы. Эта процедура стала для Сергея открытием. Он понял, что именно тут была загвоздка. Оказывается, он работал плохим инструментом... Дальше можно было не объяснять. До всего остального додумался сам. Когда Кутуков перебрался в Завитинск, предложил, недолго раздумывая, школьной администрации организовать кружок. Те сперва засомневались: пойдут ли подростки? Обычные уроки с трудом высиживают. Ничего подобного ни здесь, ни в соседних школах не было отродясь. Лучший ученик — младший сын Счастливый, наверное, человек Сергей Сергеевич Кутуков. Изо дня в день оставляет он свой след в чьих-то домах, частных коллекциях, в музеях. Дерево живет долго. Дольше своего создателя. Произведения завитинского мастера лишены конъюнктуры. На московской выставке, представляя одну из своих работ, дальневосточный посланец заявил: «Помимо традиционных трех богатырей, я включил еще одного - Ерофея Хабарова. Считаю, что он достоин этого высокого звания. Разве это не мужество - освоить таежные просторы четыре века назад?!» Кутуков не сильно разжился за счет своего дарования. В основном свои поделки он раздаривает. Кое-что, разумеется, продает, на вырученные деньги приобретает инструменты, дерево, клей, лак, морилку, краску. Для нужд школы. - Когда приходит приглашение в Москву, как готовите изделие? - интересуюсь у Кутукова. - Садимся в кружок и высказываем пожелания. Потом я набрасываю эскиз. Обработка деталей ведется индивидуально, но, конечно, под моим наблюдением. Сейчас работаем над моделью судна, на котором плавали викинги. Прочли массу исторической литературы. Корпус лодки уже выдолбили. Осталось вылепить из глины членов экипажа. - У вас есть талантливые ученики? - Может, прозвучит нескромно, но один из самых способных воспитанников - мой младший сын. Дома займемся резьбой, я говорю: «Устал я, Максим, убирать не будем. Утром проснемся - тогда...» И засыпаю. Рано-рано поднимаюсь, а сын уже режет, клеит или красит. Он в большей степени художник, чем я. Тонировка, например, ему лучше удается. - Может ли родиться талант на чистом месте? - Думаю, нет. Если талант не развивать, он гибнет. Ваня Жук совсем не Ванька Жуков Был в учениках у Кутукова паренек, у которого имя и фамилия почти совпадали со знаменитым чеховским персонажем. Но в отличие от того Ване Жуку письмо с просьбой на деревню дедушке писать повода не было. Наоборот, когда командир воинской части увидел поделки новобранца из Завитинска, он немедленно дал мастерскую и обеспечил всем необходимым. Хотя иногда журил по-отечески: «Ой, не ври мне, Ванька, что ты художественное училище не кончал. Не мог ты своему искусству научиться только в школе!» Но был не прав. Кутуков однажды побывал у своего воспитанника в его мастерской. «Сергей Сергеевич, - цокал языком молоденький солдат, - я тут столько денег заработал. На гражданке такую сумму не отхватишь». Еще учитель гордится студентом БГПУ Максимом Трофимовичем. Его мама рассказала такую историю: «Приехала я к нему в общежитие, а вахтерша, когда узнала мою фамилию, за комендантом послала. Я сижу ни жива ни мертва: что, думаю, мой сын натворил? А комендантша прибегает, руки мне жмет: «Давно хотела маму Максима увидеть, чтобы поблагодарить за ее чудесного сына. Золотые руки у парня! Железные койки повыкидывал, взамен сделал деревянные полати. Терем настоящий получился. Резьба красивая. Молодец, ваш сын!» Приятно слышать педагогу подобные истории, но не все так гладко: - Не хотят ребята идти на худ-граф. Если уйду из школы (есть предложение переехать в Хабаровск, условия выгодные) - все рухнет, что было организовано за десять лет. Чем школьники будут заниматься в свободное время? К наркоте ведь потянутся, к водке... - печалится завитинец. И опять о насущном: - Очень в мастерскую нужна хорошая циркулярная пила. Или токарный станок. В Верхнеильиновке такой бездействует восемь лет. Обращаюсь в районо - дайте, чуть не на коленях прошу. Бесполезно, не слышат. А наш станок изготовлен в 1939 (!) году. Я сам боюсь к нему подойти, а уж учеников за три метра не допускаю. Еще мечтаю в следующем году организовать персональную выставку своих работ в выставочном зале областного центра и подать заявление о приеме в Союз художников России.

Возрастная категория материалов: 18+