
- Итак, мы прожили по новому закону первый месяц... - Чуть меньше, если говорить о финансовой деятельности, ведь движение финансов пошло фактически во второй половине января. И первая проблема, с которой столкнулись, - это финансовое обеспечение тех полномочий, которые с первого января переданы на уровень поселений. Вторая проблема - ЖКХ, и особенно тарифы в этой сфере. Сегодня полномочия установления тарифов переданы на местный уровень. Но в некоторых территориях новая власть оказалась заложником решений по сдерживанию тарифов, принимаемых раньше, в различных, в том числе политических целях. Теперь, когда приходится значительно повышать тарифы, многим это не по карману, что вызывает в обществе негативную реакцию. Так было в последнее время в Благовещенске. Если говорить об организационной структуре, то мы с первого января практически везде имеем выборных должностных лиц - глав администраций и депутатов. Местные органы власти сформированы и в полной мере могут вершить судьбу своих территорий в рамках тех полномочий, которые им переданы. Кое-где не решены проблемы имущественного комплекса - не завершена передача имущества и земли в соответствии с полномочиями, но работы должны быть проведены в кратчайшее время, поскольку это дополнительные источники для муниципальных образований и сельских поселений. Сегодня у нас существует 319 муниципальных образований, в том числе 20 муниципальных районов, девять городских округов, 19 городских и 271 сельское поселение. В период подготовки к реализации закона образовано муниципальное образование «Городской округ Прогресс», со всеми его проблемами и бедами. Наше предложение - все-таки не отделяться от Райчихинска, к сожалению, услышано не было. Возможно, сказались давние исторически не сложившиеся отношения. Был вариант вхождения Прогресса в состав Бурейского района, но население поселка решило быть самостоятельным. Тогда звучали громкие голоса: «Мы готовы, сможем, сделаем!..» Сегодня я получаю массу писем из Прогресса совсем с другими словами: «Нас обманули! Нам обещали, что мы будем жить по-другому, но ничего нового на себе не ощущаем...» Но и ощутить-то было некогда. Еще и не жили по новому закону. Поэтому я убежден, что власти Прогресса в кратчайшие сроки закончат организационную работу и приступят к конкретной реализации своих полномочий. Чтобы жители убедились, что они в состоянии управлять своей территорией. - То есть нет пути назад? А ведь некоторые считают, что в этот сложный период необходимо как раз объединяться? - Почему нет? Никто не говорит, что административно-территориальное деление будет именно таким, как сегодня. Когда мы формировали сельские поселения, состоялось объединение нескольких сельсоветов, например в Серышевском районе. Если раньше в области было 339 муниципальных образований, то в результате объединения осталось 319. Несколько лет назад мы провели пробную работу по объединению города Зеи и Зейского района. В городе состоялся референдум, свыше 80 процентов жителей высказались за объединение. Но, к сожалению, власти Зей-ского района отказались от проведения подобного референдума, видимо, полагая, что им не найдется места в администрации объединенного муниципалитета. Думаю, что эта тема живая, вопрос объединения и укрупнения территорий будет еще возникать. Актуальна она, скажем, для Благовещенска. Сегодня здесь не хватает земли под жилищное строительство, и власти города должны решать эту проблему с Благовещенским районом. Возможно, когда-нибудь встанет и вопрос объединения. Или Тында и Тындинский район. Проблему надо изучать и обсуждать в каждом конкретном случае. Ведь должна быть объединительная цель. Воссоединяться надо во имя экономики, увеличения доходной части бюджета территории, новых возможностей по содержанию социальных и коммунальных объектов. В основе таких решений должен быть расчет. Здесь политику надо оставлять на втором плане. - Что же касается сегодняшних расчетов, то, судя по многочисленным тревожным выступлениям глав местного самоуправления, денег им хватает лишь на два полномочия - зарплату бюджетникам и коммунальные платежи. На все остальное - содержание дорог, кладбищ, а также библиотек, учреждений культуры, музеев (это уже в соответствии с дополнениями от 31 декабря 2005 года) - средств нет. Что же делать? - По нашим подсчетам, для реализации полномочий в полном объеме нам нужно 1 млрд. 200 млн. рублей. При минимальном раскладе - порядка 900 млн. рублей. И решать проблему придется всеми доступными способами. Вот я сейчас встречаюсь с главами сельских администраций и призываю их привлечь на свою сторону местных предпринимателей, решать вопрос оплаты труда жителей своих поселений. Ведь посмотрите, что говорит статистика. Налоговая инспекция провела анализ отчетности по страховым взносам и расчетным путем пришла к весьма тревожному выводу: в целом по области ниже установленного прожиточного минимума выплачивают среднемесячную заработную плату 42 процента работодателей, 19 процентов выплачивают зарплату ниже тысячи рублей! Люди на селе рады любой заработанной копейке, а работодатели их просто эксплуатируют. Не удивлюсь, если часть денег выплачивается в конверте. А значит, муниципальные бюджеты, на пополнение которых направляется 10 процентов налога на доходы физических лиц, недобирают. Вот один из резервов. Думаю, рано или поздно средства в казну муниципалитетов даст и земля. Она наконец будет востребована, по крайней мере в наших центральных районах: Ивановском, Тамбовском, Константиновском. Там уже сегодня встают вопросы нехватки земель. Это что касается перспектив. А в настоящее время в областном бюджете предусмотрены средства на финансовую помощь районам и городам области. Мы образовали областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов - 1129,7 млн. руб., областной фонд финансовой поддержки поселений - 18,6 млн руб., областной фонд компенсаций - 4530,8 млн. руб., фонд муниципального развития - 314,8 млн рублей. Деньги, может быть, и не очень большие, но и не малые. И они в том или ином виде придут в сельские поселения, городские округа и муниципальные районы. - Виктор Васильевич, ряд субъектов Федерации воспользовались возможностью отодвинуть срок реализации 131-го закона, задержавшись в так называемом переходном периоде. Скажите, а мы не поторопились с введением закона? - Мне часто задают этот вопрос. Нужно ли было нам спешить, вот другие не спешат? Знаете, мы могли... перезреть. Ведь финансов от того, перешли мы или нет, больше не стало. И наша задача была все-таки в том, чтобы пробудить инициативу на местах. Я уже как-то говорил, что 131-й закон написан не для глав сельских поселений и не для органов государственной власти. Этот закон - для каждого гражданина, проживающего в муниципальном образовании. В нем каждому определена своя роль. Если выборное должностное лицо занимается одним, то жители - другим. И задача местной власти как раз и состоит в том, чтобы обеспечить участие граждан в реализации этого закона - в спорте, культуре, бережном сохранении общего имущества и т. д. Если возвращаться к теме переходного периода, то так получилось, что мы уже с 1996 года работаем по двухуровневой системе местного самоуправления. У нас своевременно создана вся нормативная база - 22 закона о муниципальной деятельности. Мы провели выборы глав и депутатов, как того требует федеральное законодательство. И вдруг звучит предложение - страна не готова, давайте отложим. Заметьте - не отменим, а отложим, то есть рано или поздно, но это делать придется. В общем, мы находились на той стадии работы, когда уже были понесены колоссальные затраты и задерживаться на ней было нецелесообразно. Полагаю, что решение принято правильно, и если бы сейчас не начали работать по 131-му закону, то через два года наступил бы такой период, когда люди просто бы не пошли на выборы, как это случается в других территориях. Объявлены выборы, а желающих стать главой администрации нет. Мы этого избежали. У нас выборы везде прошли активно, в некоторых селах было до четырех человек на место. Это говорит о большой политической активности, и сбивать эту активность мы просто не имели права. - Но сейчас возникает другая проблема: некоторые из глав слагают с себя полномочия, поскольку выполнять их в условиях финансового дефицита невозможно, а получать повестки из прокуратуры неприятно. - Мне кажется, что те главы, которые приняли решение уходить, почувствовали себя не готовыми управлять своими территориями. Возможно, кто-то из них оказался человеком случайным. Но это единицы. А основная масса глав сельских поселений - это люди, переживающие за свое село, за сограждан, которые живут рядом. Да, есть сложности, и денег не хватает, но они полны желания работать и искать средства. К сожалению, есть и другая проблема: многие из вновь избранных глав полагают, что дай им денег, и они горы свернут. Ничего подобного. Ведь нужны еще знания, которых, к сожалению, многим не хватает. Нужно знать, как работает система ЖКХ, основы муниципального управления и какова ответственность за принятие нормативного акта, противоречащего областному и федеральному законодательству. И здесь мы им готовы подставить плечо. За прошлый год обучили порядка 710 человек - специалистов муниципальных образований, глав сельских поселений. Мы передали муниципалитетам 75 модельных нормативно-правовых актов, чтобы не приходилось заниматься самодеятельностью. Подготовили специальную программу, и будем учить глав сельских поселений, как управлять финансами. А там же еще есть одна беда - ответственность за нецелевое использование средств, о чем говорят прокуроры. И у нас уже есть такие случаи, когда главы, придя на выборную должность, трудоустраивают своих родственников, наделяют их квартирами с барского плеча. Естественно, в нарушение законов, норм и правил этики. Еще одна проблема состоит в том, что бесконечно меняется федеральное законодательство. В соответствии со 131-м законом были разработаны нормативные акты на местах, и вдруг 31 декабря 2005 года появляется ФЗ N 199, который наделяет муниципальные власти дополнительными полномочиями. А ведь они уже поспешили ликвидировать у себя отделы культуры, молодежи, специалистов в области физкультуры и спорта. Сейчас это все нужно возвращать, и не без проблем, ведь если кто-то, лишившись в конце года работы, уехал из села, вряд ли вернется назад. И все-таки у нас есть главы сельских поселений, которые давно научились считать деньги, поднимать односельчан на общие дела, мало-помалу наполнять местный бюджет. На недавнем заседании областного Совета возникла дискуссия. А не нужно ли в областной закон об охране здоровья включить статью, которая бы защищала глав поселений от ответственности: ну нет денег - и вроде как делать ничего не надо. Я думаю, что так поступать категорически нельзя. Глава должен знать о своей ответственности и должен требовать от органов государственной власти (законодательной и исполнительной), чтобы обеспечили финансированием те полномочия, которые они же им передали. Это законный путь, нормальный диалог.

 
                     
                                


 
		
 Депутаты Благовещенского округа большинством голосов избрали нового главу муниципалитета
Депутаты Благовещенского округа большинством голосов избрали нового главу муниципалитета
Добавить комментарий
Комментарии