Поэтому и упоминание о строительстве в Благовещенске по проектам такой архитектурной величины, как В. Олтаржевский, пока не нашло достаточного подтверждения. Однако оно довольно интересно, чтобы быть приведенным здесь.
Вячеслав Олтаржевский (1880 — 1966 гг.) получил мировую известность как создатель концепции советского высотного здания. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901 — 1908 гг.). В 1905 году стажировался в Венской академии художеств у знаменитого австрийского архитектора-модерниста Отто Вагнера. Участвовал в проектировании сооружений Московской окружной железной дороги (1904 — 1908 гг.). Сотрудничал с такими известными в то время архитекторами, как И. А. Иванов-Шиц и И. И. Рерберг, при возведении Купеческого клуба (ныне театр «Ленком»; 1907 — 1908 гг.) и Киевского вокзала Рерберга (1911 — 1914 гг.). Произвел ряд самостоятельных построек (доходный дом в Даевом переулке N 31 (1909 г.), доходный дом в Пречистенском переулке, N 7, дом по ул. Сивцев Вражек, 43, и другие.
В 1913 году золотую медаль на выставке проектов учебных заведений в Париже получает его проект здания коммерческого училища купца Колокольникова в Тюмени (ныне — здание строительной академии). В 1924-м для изучения современной архитектуры был направлен в США, где занимался теорией и практикой строительства небоскребов. Здесь им разработан проект памятника Христофору Колумбу в Сан-Диего, проект площади маршала Фоша в Париже, отмеченные высокими наградами. Он становится главным архитектором проекта курорта «Королевские сосны» в Нью-Джерси, издает книгу «Современный Вавилон».
В 1928 — 33 годах по проекту В. Олтаржевского и В. Маята строится здание торгсина на Арбате, впоследствии гастроном N 2 Смоленский, сейчас магазин «Седьмой континент». В 1935-м Вячеслав Константинович был назначен главным архитектором знаменитой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, разработал генеральный план выставки на площади свыше 140 гектаров, создал ряд значительных работ. В 1938-м он был арестован по политическому обвинению. Все постройки его на ВСХ были разобраны. До 1943 года находился в Воркуте. Здесь по проектам Олтаржевского строятся здания жилых домов, шахтокомбината и прилегающих строений. По возвращении в Москву главным его трудом стала книга «Строительство высотных зданий в Москве» (1953 г.) — наиболее полное изложение программы превращения «буржуазного» небоскреба с полным комплексом его технологических новшеств (особо стойкие железобетонные или цельностальные каркасы, скоростные лифты, наличие специальных «технических этажей» и т. д.) в грандиозный образец социалистического по содержанию и неоклассического по форме искусства.
Однако ни к одному из реальных высотных зданий Олтаржевского в качестве главного архитектора не допустили. Он был лишь одним из соавторов гостиницы «Украина» (1949 — 1957 гг.; руководитель проекта — А. Г. Мордвинов), за что получил, в числе прочих, Сталинскую премию 1949 года. Не осуществлен и его проект высотного дома на площади Восстания. Однако книга «Габаритный справочник архитектора», принадлежащая его перу, вновь получила всемирное признание.
В Благовещенске, по сведениям авторов издания института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока «Памятники истории культуры Амурской области» (Благовещенск, 1991 г.) по проектам Вячеслава Олтаржевского были построены городские торговые ряды, получившие в народе название «Мавритания», и здание железнодорожного вокзала. Однако указанные в этой книге датировки не всегда верны. Кроме того, здания, исполненные в готическом стиле (торговые ряды Мавритания), для его других построек не характерны, хотя могли быть своего рода экспериментом. Постройка железнодорожного вокзала некоторыми источниками приписывается архитектору Гофману. По сведениям Н. Крадина, с Благовещенском связана деятельность и Михаила Матвеевича Осколкова (1878 г. — после 1944 г.), работавшего инженером Амурской военной дистанции в Благовещенске в 1906 — 1911 годах, впоследствии видного архитектурного и культурного деятеля Хабаровска и Харбина. Однако о его практической деятельности в областном центре Приамурья сведений нет. Не находят достаточного подтверждения данные о его участии в постройке Свято-Троицкого Шадринского собора в Благовещенске, приводимые исследователем. В 1912 году должность областного инженера занимал Леонид Михайлович Белин.
Филипп Яковлевич Мишин состоял в должности гражданского инженера, младшего архитектора управления строительной и дорожной частями. Михаил Ильич Лащенко — младшего инженера, Р. Блюм — городского архитектора. В июле 1915 года должность городского инженера уже занимает Л. Пашков. По мнению хабаровского исследователя кандидата архитектуры С. Левошко, в Благовещенске складывается своя архитектурная школа, для которой характерно ретроспективное стилизаторство с сочетанием элементов классицизма и русско-византийского стиля. Воздвигаются и здания, выполненные в стиле неоклассицизма.
Добавить комментарий
Комментарии