Раскрученный бренд удалось отвоевать Несколько лет назад руководство столичного торгового дома «Детский мир» вступило в спор с магазинами областных и краевых центров страны. Яблоком раздора стал вопрос о принадлежности бренда и возможности использования названия «Детский мир» торговыми организациями. Свой «Детский мир» еще с советских времен работал чуть ли не в каждом крупном городе. Региональным торговцам москвичи предложили два выхода из ситуации: поменять наименование и соответствующую документацию либо заключать соглашения об использовании «чужой» торговой марки. Как рассказала директор благовещенского «Детского мира» Людмила Ивашина, в последнем случае амурчанам пришлось бы делиться прибылью со столичными бизнесменами. Однако магазину удалось сохранить самостоятельность, но без права открывать собственные филиалы. - Из состава горпромторга «Детский мир» Благовещенска вышел в начале 90-х с пустыми полками, - вспоминает директор. - Выжили благодаря энтузиазму коллектива. Более 40 лет «Детский мир» торгует продукцией только отечественных производителей. Относительно невысокая стоимость при неплохом качестве товаров помогает предприятию держаться на плаву. Торговать импортом в «Детском мире», по словам директора, не собираются. Условия соглашений, которые диктуют посредники, предприятие не устраивают. Популярные нынче системы кредитов и рассрочки платежей здесь также не используют, объясняя свою политику тем, что, в отличие от других торговых организаций, за сверхприбылью не гонятся. Не секрет, что большинство магазинов детских игрушек вводят на свой товар совсем не игрушечные наценки, порой вдвое, а иногда втрое превышающие себестоимость. В течение года цены на товары в «Детском мире» не повышали. Но большого наплыва покупателей здесь все равно не наблюдается. Кто-то экономит на качестве, отдавая предпочтение китайскому ширпотребу. А какая-нибудь мама, глядя на пластмассовую невесту в картонной коробке, точь-в-точь как из ее детства, решится заплатить больше за игрушечную «американскую мечту» - Барби. Товаропроизводителей интересуют города-миллионники - Благовещенск, к сожалению, является не очень привлекательным для крупных товаропроизводителей. Многие предпочитают работать только с городами-миллионниками. Пример тому - сеть ресторанов «McDonalds», - рассказывает президент Центра содействия внешней торговле и инвестициям «Прогноз» Андрей Конюшок. - Между тем, как показывают исследования, емкость отечественного потребительского рынка в несколько раз выше, чем в ряде стран Западного мира. Торговые сети, работающие по принципу франчайзинга, существуют и в нашей области. Они реализуют одежду, ювелирные украшения, бытовую технику известных торговых марок. Но при общей политике компании ответственность за продвижение брэнда несут местные маркетологи. А потому экспансии в Приамурье крупных торговых компаний и производственных предприятий пока не наблюдается. В областном центре на сегодняшний день насчитывается чуть более четырех десятков торговых точек, реализующих детскую продукцию отечественного и импортного производства. По мнению Андрея Алексеевича, этого количества вполне достаточно для такого города, как Благовещенск. Проблема в том, что большинство магазинов и отделов детских товаров в торговых центрах предлагают продукцию достаточно дорогостоящую, а потому доступную далеко не всем родителям. В то же время, по наблюдениям амурских экспертов, в нашей области все большую популярность приобретают заказы детских товаров через Интернет-магазины. За доставку желаемой забавы из-за рубежа российские покупатели платят восемь долларов и более. В индустрии забав господствует Китай Если вернуться на десять лет назад, можно вспомнить полупустые полки в детских магазинах Приамурья. Затем рынок буквально наводнили дешевые товары, завезенные из старопромышленных районов Северо-Восточного Китая. Многие магазины, польстившись на грошовые изделия из плюша и пластика, вообще перестали брать дорогих, но «проверенных» отечественных Мальвин и Красных Шапочек, заказывать деревянные кубики и миниатюрных солдатиков. Но дешевые забавы невысокого качества зачастую не соответствовали гигиеническим требованиям, содержали в своем составе опасные элементы. Это привело к тому, что большую часть опасных для здоровья малышей кукол и мишек пришлось вытеснить за пределы цивилизованного рынка. Тем не менее этот факт совсем не повлиял на предпочтения большинства мам и пап в вопросе приобретения игрушек, одежды и обуви для своих чад. Китайские производители по-прежнему доминируют над отечественными за счет широкого ассортимента и безусловного ценового преимущества на свой нехитрый товар. - В индустрии игрушек сегодня господствует Китай. Эта страна - лидер по производству детских товаров не только в России, но и на мировом рынке, - говорит Андрей Конюшок. - Примерно 90 процентов игрушек, которые продаются в Амурской области, произведено в Поднебесной. Многие изготавливаются по западным образцам под известными торговыми марками. Производство игрушек - предприятие достаточно дорогостоящее. Как, впрочем, и содержание магазинов, торгующих товарами для детей. В советское время ассортимент игр и игрушек в крупных торговых организациях превышал 25 тысяч наименований. Ежегодно в производство внедрялось до полутора тысяч новых видов игровой продукции. В «Детском мире» Благовещенска сегодня насчитывается около двух тысяч наименований игрушек. В начале 90-х годов в экономике сложилась ситуация, при которой обанкротились более половины предприятий, занятых в игровой индустрии. Часть оставшихся была вынуждена частично перепрофилироваться. По наблюдениям амурских продавцов детской продукции, в последнее время большим спросом среди юных благовещенцев стали пользоваться обучающие и развивающие игры. Такие товары, безусловно, сильное место отечественной индустрии игрушек. Беда в том, что наши головоломки, как правило, выполнены на бумажных носителях, которые в пытливых детских руках живут недолго. А потому пока верх берут западные аналоги - более красочные, изготовленные из современных материалов с применением последних достижений науки и техники.