Золотой период аэропорта пришелся на годы строительства Байкало-Амурской магистрали. Тогда только в Благовещенск из Тынды ЯК-40 выполняли четыре рейса в сутки, столько же бортов отправлялось до Читы, Иркутска, Хабаровска, Якутска. Помимо этого, в городе дислоцировались военная и гражданская эскадрильи вертолетов, санитарная авиация. А это десятки вылетов на строительные площадки БАМа. В день Тындинский аэропорт обслуживал до тысячи человек. В 80-е годы маленькое деревянное здание не справлялось с таким пассажиропотоком, не могла принять все самолеты и взлетно-посадочная полоса. Тогда и решили начать строить современный аэровокзальный комплекс и реконструировать действующую полосу. Денег в то время на проекты по титулу БАМа не жалели, поэтому было принято решение возводить еще одну взлетно-посадочную полосу - для приема больших бортов для полетов в крупные города центра страны. Рассматривалась возможность выполнения международных рейсов. В 1988 году в Тынде началось строительство первой очереди аэропорта - крупнейшего на Дальнем Востоке, с пропускной способностью 100 человек в час. За четыре года аэровокзал был построен. В нем разместились терминал, кассовый зал, буфет, зал ожидания на 500 мест, комнаты отдыха, навигационная, метеослужба и другие отделы. Взлетно-посадочной полосе повезло меньше - ее удлинили до 1923 метров вместо запроектированных 3000. - В стране началась перестройка, деньги на БАМ стали выделять по остаточному принципу, - рассказывает директор МУП «Аэропорт Тында» Владимир Коник. - Если на достройку железной дороги средства еще направлялись, то про аэропорт забыли совсем. Сразу же забросили реконструкцию полосы, не могло быть уже и речи о второй очереди с пропуском пассажиров до 450 человек в час и о новой взлетно-посадочной полосе. Перестало выполняться и большинство рейсов. По сути, новый аэропорт стал никому не нужен. До сих пор здание Тындинского аэропорта считается самым крупным и лучшим в Амурской области. «Даже в Благовещенске аэропорт гораздо скромнее», - как-то поделился в деловой беседе с Владимиром Коником начальник аэропорта «Благовещенск» Валерий Шлегель. Но если в Благовещенске каждый день через аэропорт проходят сотни пассажиров, то в Тынде последний регулярный самолет приземлился в ноябре 2004 года - это был рейс из областного центра. - Раньше у нас был социальный заказ по маршруту Тында - Зея - Благовещенск. Мы заключали с администрацией области соглашение, где муниципалитет Тынды обеспечивал обслуживание в аэропорту пассажиров, а областной бюджет компенсировал затраты на перевозки авиакомпании. Таким образом, в 2004 году билет до Благовещенска стоил чуть больше тысячи рублей. Такая же цена была на железнодорожный билет на нашем фирменном поезде «Гилюй», - объясняет ситуацию руководитель отдела транспорта администрации Тынды Валентин Дедонис. Сейчас по-прежнему действует социальный заказ на выполнение авиарейсов в отдаленные районы области. Даже определена цена билета на этот год до Благовещенска - 1600 рублей при себестоимости полета 5000. Но денег в областном бюджете на компенсацию этих расходов нет. Когда велось строительство подъездных путей к Эльгинскому месторождению угля, Тындинский аэропорт полностью себя окупал: каждый день здесь принимали несколько самолетов и вертолетов. - Сейчас надежда только на чартерные рейсы, - говорит Владимир Коник. - Но больших денег мы за них не получаем. Два раза в месяц принимаем и отправляем самолеты на Сахалин - за обслуживание нам платят 24 тысячи рублей в месяц. Бывает, приземляются VIP-борта. Один раз прилетали прямо из Москвы английский самолет «Хаккер» и португальский «Фалькон» с олигархами. Но это разовые полеты, и они не могут полностью компенсировать все затраты на содержание такого мощного аэрокомплекса. Два года подряд в городском бюджете не предусматриваются деньги на содержание аэропорта. В прошлом году восемь месяцев не выплачивалась заработная плата диспетчерам, механикам. Кризис на время снял транш компании «Транссибнефть», которая перечислила аэропорту 2,5 миллиона рублей за обслуживание рейсов нефтяников. Сегодня ситуация опять осложняется: накапливаются долги по заработной плате, за электроэнергию, нет денег на обслуживание техники и здания. - В моем кабинете температура +4, я сижу в куртке, - продолжает директор аэропорта. - Сейчас в холодном гараже вся техника - перед очисткой полосы нам нужно ее отогревать. Самое страшное, что начинает разрушаться здание, обваливается штукатурка. Помещение не обслуживается. - Сейчас мы пытаемся передать здание аэропорта из городской собственности в областную, - рассказывает о пути выхода из кризиса Валентин Дедонис. - Документы находятся в администрации области. Предполагается, что на базе трех аэропортов - Тынды, Зеи и Экимчана - будет создано ГУП «Местные воздушные линии». И, конечно, надежда на «Транссибнефть». Компания заинтересована в услугах Тындинского аэропорта не только в период строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, но и при эксплуатации трубы. Однако в областном департаменте по промышленности, транспорту и связи «АП» заявили, что по организации ГУПа вопрос пока не решен. По словам заместителя начальника департамента Виталия Пескова, сейчас рассматривается вариант о передаче аэропортов Приамурья в оперативное ведение ГУП «Аэропорт Благовещенск». Взлетно-посадочная полоса Тындинского аэропорта по-прежнему остается в федеральной собственности. Она является стратегическим объектом: вблизи города проходят авиатрассы из Дальнего Востока в центральную часть страны, правительственный воздушный коридор. В случае чрезвычайной ситуации с этими самолетами в аэропорту могут произвести вынужденную посадку ТУ-134, ТУ-154 и другие. Поэтому здесь работает навигационная и метеослужба: на их содержание деньги выделяются из федерального бюджета, потому вопрос о закрытии этих подразделений не стоит. - Мы будем работать, даже несмотря на отсутствие финансирования, - подводит итоги Владимир Коник. - Ведь есть еще экстренные случаи. Недавно мы готовы были отправить санрейсом в Благовещенск пострадавшего при взрыве Далькомбанка. Аэропорт для нашего отдаленного района крайне необходим, даже несмотря на то, что от Тынды на все четыре стороны - железная дорога. После процедуры банкротства Тындинский аэропорт не прекратит свою работу. Скорее всего, изменится его статус. Администрация города надеется, что в ближайшее время решится вопрос с передачей здания области и возобновится финансирование. Тындинцы по-прежнему каждый день интересуются в авиакассах, когда возобновятся полеты до Благовещенска, а столичные гости надеются, что бамовские проекты претворятся в жизнь и полет от Тынды до Москвы станет обычным делом. Тында.
Тындинский аэропорт принимает олигархов, а не амурчан
ЭкономикаТындинский аэропорт объявлен банкротом. В марте на предприятии введено внешнее управление. Директора лишили права подписи, а часть сотрудников предупредили о грядущем сокращении. Такая ситуация сложилась сейчас во всех муниципальных аэропортах Приамурья. Авиация в Тындинском районе появилась задолго до начала строительства БАМа и образования Тынды: в годы войны в поселке заправлялись американские самолеты, которые летели с Аляски на помощь советским летчикам. Тогда авиаторы называли это место «подскока»: сел, заправился - и подскочил дальше.
Фото: Архив
Амурская правда
от 22.03.2006
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии