В годы строительства БАМа едва ли не каждый день музей пополнялся десятками ценных вещей: грандиозная стройка XX века представляла невероятный интерес для хранителей истории. За 30 лет музейные работники собрали уникальные коллекции самых разнообразных предметов, которые сегодня оформлены в экспозициях «БАМ 30-х годов», «Этнография», «Старая и новая Тында», «Природа БАМа», «Полезные ископаемые». Большой вклад в развитие музея внесли Татьяна Загородных, Елена Федорец. Директор музея Сергей Мищенко вместе со школьниками постоянно отправляется в походы по местам бамовских лагерей 30-х годов. Юным изыскателям удалось найти много любопытных вещей того времени: посуду, рабочие инструменты. Ребята встречаются с коренными жителями Тынды, которые передают в дар музею утварь прошлого века, фотографии. - Как мы собирали экспонаты? Ходили по старожилам, выезжали в экспедиции, - отвечает на свой же вопрос Светлана Репина, старший научный сотрудник музея истории БАМа. - Самое главное - вовремя разглядеть историческую ценность документов. Ведь то, что сегодня кажется обычным явлением, уже завтра станет историей, которая будет интересна нашим потомкам. Сейчас в фондах музея хранится более 35 тысяч экспонатов. Наиболее ценные из них: знамена трудовых коллективов и знамя отряда имени XVII съезда ВЛКСМ, который прибыл строить БАМ по наказу Леонида Брежнева, приборы изыскателей 30-х годов, личные вещи писателя-фантаста Ефремова, рукопись знаменитого ученого Павла Флоренского. Самые старые экспонаты датированы 1920 годом. Это фотографии строительства Амуро-Якутской автомобильной дороги и поселка Тындинский. На одной из них изображены верблюды, которые в то время были основными перевозчиками грузов в этих краях. По количеству экспонатов Тындинский музей уступает лишь Амурскому областному. А уровень оформления залов, по мнению экспертов, соответствует европейским стандартам. В 2001 году городской муниципалитет справедливо решил, что бамовский музей должен выглядеть по-настоящему столично, и выделил четыре миллиона рублей на ремонт здания и оформление экспозиций. Дизайнеры из Омска и Благовещенска с помощью современных материалов и с беспрекословным соблюдением исторических деталей создали семь экспозиционных залов. - Сегодня этот уровень не дает нам морального права оформлять другие залы хуже, - рассказывает Нина Полетаева, научный сотрудник музея. - Сейчас нам нужны деньги на другие залы. На одну экспозицию требуется 250 тысяч рублей, если все делать профессионально, а не по-дилетантски. Как говорят хранители истории, сейчас у местной администрации отношение к музею иное, нежели раньше. Из городского бюджета выделяют деньги только на коммунальные услуги и заработную плату. Все остальное сотрудники зарабатывают сами за счет сдачи в аренду помещений, которые могли бы стать новыми выставочными залами, и проведения экскурсий. Основные посетители Тындинского музея истории БАМа - школьники, студенты и иностранцы. В программе у зарубежных гостей посещение музея всегда стоит на первом месте. Голландцы, американцы, немцы с восторгом рассматривают этнографические экспозиции, подолгу задерживаясь в залах истории. - Летом транзитные пассажиры в ожидании поезда с вокзала всегда идут в наш музей. Сегодня, кроме него, в Тынде нет культурных учреждений, которые можно показать гостям города, - объясняет значение музея Светлана Репина. - Но городские власти считают, что музей не стоит таких денег, поэтому, на мой взгляд, отношение к нам предвзятое. Постоянно ходят по городу слухи, что музей закроют, а помещение кому-нибудь отдадут. Несмотря на разговоры о закрытии, научные сотрудники продолжают собирать экспонаты. В этом году открыли экспозицию «Здравоохранение БАМа». Создается экспозиция «Эксплуатация БАМа», главными героями которой должны стать тындинские железнодорожники. Первыми откликнулись на просьбы передать исторические документы энергетики и рабочие дорожных экспериментальных мастерских. Локомотивное депо подарило музею самый большой и тяжелый экспонат - знаменитую бочку Диогена, в которой жили строители БАМа. В ней полностью воссоздан интерьер того времени. Так начал создаваться музейный комплекс на улице. Сейчас ведутся переговоры об установке здесь путеукладчика и популярного бамовского самосвала «Магирус». В перспективе зал этнографии пополнится материалами о коренных жителях БАМа, в том числе якутах и бурятах, появится раздел «Образование, культура и спорт». Как говорят хранители истории, места в музее для этого достаточно. Были бы только деньги. С принятием 131-го Федерального закона «О местном самоуправлении» Тындинский музей стал юридическим лицом, но от этого, по словам научных сотрудников, жизнь к лучшему не изменилась. Прибавилось только всевозможных согласований. Сегодня в музее остались энтузиасты, те, кто уже не мыслит свою жизнь без бамовской истории. - Наша работа только на первый взгляд кажется скучной. Но стоит прикоснуться к истории, и все - она завораживает, - делится эмоциями Нина Полетаева. - Мы встречаемся с невероятно интересными людьми. Среди наших консультантов Герои Социалистического Труда Полина Полянская, Иван Варшавский и другие ветераны-строители БАМа. Люди-легенды, которые знают о стройке все до мельчайших подробностей. Научным сотрудникам хочется, чтобы музей был востребован больше. Но это такое учреждение культуры, куда не ходят каждый день, как в кино. Поэтому сюда стараются привлечь тындинцев чем-то новым и интересным. Как ни странно, взрослых горожан в музей ведут маленькие дети. Малыши, которые группами из дет-ского сада бывают в музее, обычно не хотят уходить отсюда. И в выходные часто возвращаются уже вместе с папами и мамами. А детская признательность, как известно, лучший барометр работы любого учреждения культуры.
Бочка Диогена в бамовской истории
ОбществоОт обычного вагончика в районе Сокольников до современного двухэтажного здания в центре города - такой путь прошел музей истории Байкало-Амурской магистрали в Тынде. А в промежутке - кропотливая работа по сбору десятков тысяч экспонатов. Первые из них: комсомольские путевки, рапорты механизированных колонн о выполнении социалистических обязательств, костыль из серебряного звена, которое было уложено в Якутии.
Фото: Архив
Амурская правда
от 20.04.2006
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии