Войну, которую выиграли США с Англией, войну, в которой и Германия, и СССР выступают равными синонимами зла. Действительно ли мы теряем правду о войне? Маленький тест для больших детей Передо мной несколько старшеклассников школ Благовещенска и студентов АмГУ и БГПУ. Неглупые ребята, учатся хорошо, книги читать любят. На разговор о войне идут неохотно. Честно признаются, что знают о ней мало. И все же я начинаю беседу. Увы, из полководцев, прославившихся своими победами над фашистами, вспомнили немногих - Жукова и Рокоссовского. Почему именно Рокоссовского, а не, к примеру, Конева, Малиновского, Ватутина или Тимошенко, не знаю. Идем другим путем. Называю имена-символы. И снова разочарование: никто не помнит генерала Карбышева, живьем замороженного в концлагере, равно как и легендарного партизанского генерала Ковпака. Таня Савичева - 12-летняя девочка из блокадного Ленинграда, оставившая после себя дневники, - ассоциируется лишь с современной певицей под той же фамилией. Зато все дружно среагировали на имя Зои Космодемьянской. Коллективно выяснили, что она была партизанкой, которую фашисты взяли в плен и расстреляли. Хотя, может быть, сожгли или повесили... Радетели патриотизма могут гордиться только одним: на вопрос, какое государство сыграло главную роль в победе над фашизмом, все однозначно назвали Советский Союз. Война становится абстракцией Понять, почему молодежь так плохо знает историю Великой Отечественной, мне помогает Ирина Федорова - профессор кафедры всемирной истории БГПУ. - Благодаря концентрической системе обучения наши школьники изучают войну дважды - в девятом и одиннадцатом классах. В принципе это плохо. В идеале первый раз они должны изучить факты, а на втором концентре должны овладевать теорией, изучать дискуссионные вопросы, заниматься самостоятельными исследованиями. Но поскольку за два года все забывается, учителя по второму разу изучают то же самое. Тем более что экзамены сейчас нацелены именно на знание выпускниками фактов. - Историю сейчас в школе преподают неполноценно? - Нет, ни в коем случае. Если взять основные учебники - Загладина (11-й класс) и Данилова, Косулиной, - то они весьма подробно освещают этот период истории. Первая книга изучает историю России и мира интегрированно, в ней на войну отводится более 40 страниц. Это много. Даниловский учебник богат документами, на основании которых ученики могут сами усваивать многие факты и делать выводы. Все основные события - битвы, договоры, имена полководцев - во всех изданиях даны в полном объеме. - Но чем-то же они отличаются от учебников советского периода? - Разумеется. Нет ссылок на руководящую роль партии в победе. Вообще, сейчас стараются меньше делать упор на оценки, дают только сами факты. Пытливый ученик сам сможет сделать выводы. - Но даже факты сегодняшние школьники знают хуже вчерашних. - Любой учитель вам назовет следующую причину: мало часов дается на изучение курса. XX век очень «большой», за год его изучить нереально. Но есть и другая причина. Последние годы о войне стали вспоминать только на 9 Мая. Нас же воспоминания о войне окружали постоянно. На мой взгляд, причина еще и в том, что нынешнему молодому поколению Великая Отечественная война кажется чем-то далеким и абстрактным. Проведем аналогию: мы, люди взрослые, тоже в основной массе мало знаем о событиях Отечественной войны 1812 года или о Первой мировой. Не так часто мы о них вспоминаем, а ведь в свое время эти войны казались не менее героическими и трагичными. Россия - страна крайностей Судить трудно. Однозначно, что представление нынешних 16 - 18-летних о той войне изменилось. Да, у них не отлетает от зубов имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева, принявшего мученическую смерть в концентрационном лагере в Маутхаузене: раздетого донага его облили ледяной водой и оставили замерзать на морозе. Но, с другой стороны, сейчас у них есть возможность узнать, что данной пытке былa подвергнута еще тысяча человек. И кроме генерала, также мученически и не менее героически погибло еще 480 заключенных. Мы этого не знали. И не могли знать.

Возрастная категория материалов: 18+