Уже не первый год благовещенские студенты, желающие летом подзаработать, отправляются в стройотряды вместе со сверстниками со всей России. С каждым годом все больше молодежи проявляет желание приобщиться к доброй традиции студенчества - поработать с компанией ровесников. Ведь, кроме материальных благ, стройотряды дарят возможность путешествовать и заводить новые знакомства. Однако это тяжелая работа, которая требует определенной выдержки и силы воли. 18-летняя Анжелика Ямщикова, студентка сельскохозяйственного техникума, побывала на путине в первый раз. - Как ты узнала о путине? - В городском отделе по делам молодежи проводился очередной слет активистов. Я и моя одногруппница были представителями нашего техникума. Там нам сказали о том, что для перспективной молодежи на летний сезон предоставляется работа. Направлений было много: торговля, стройотряды, педотряды и путина. Меня заинтересовала путина. Когда я услышала слово «Сахалин», сразу загорелась - человек я активный и экстремальный и не представляю свою жизнь без путешествий. Плюс возможность заработать немалые деньги, а для студента это важно. - Чего ты ожидала от этой поездки? - Массу впечатлений, прежде всего. Я знала, что до места назначения будем добираться несколько дней: сначала на поезде, потом на пароме проезжать много городов. Хотелось поработать, узнать, что это такое, каким тяжелым трудом зарабатываются деньги. - Когда ты узнала о том, что из 48 человек, вошедших в отряд, всего пять девушек, не возникло желания остаться в городе? - Мне было не страшно. Я была готова ко всему. За меня переживали родители и друзья. Поначалу мама была против, но я сумела настоять на своем. - Расскажи подробнее о своей работе. - Когда мы только приехали, я работала в рыбном цехе. Стояла на выборке - к нам на конвейер поступали рыбьи внутренности. Моя задача заключалась в том, чтобы успеть отобрать икру в одну сторону, молоки - в другую. Потом меня повысили - перевели в холодильный цех, и я работала на упаковке рыбы. - Что для тебя было самым тяжелым? - Пересменки. Вообще, режим работы в каждом цехе свой. Я работала сначала по 16 часов в сутки, потом по восемь, то в ночь, то в день. Сбивался ритм. Мы путали день с ночью, было очень тяжело вставать. Постоянно работа - сон, работа - сон, нет никакого разнообразия. Но я выдержала. Жаловаться мне не на что. На упаковке со мной стояли ребята из Новосибирска, Уссурийска, Арсеньева и других городов. Мы подружились. Мне даже показалось, что с ними я общалась лучше, чем со своим отрядом. - Я тоже работал на холодильниках, - поддерживает наш разговор Андрей Безносюк, студент благовещенского педуниверситета. - Больше всего меня поразило количество переработанной рыбы - более трех тысяч тонн. Делать за смену по 160 тонн, согласитесь, это не мало! Рыба была везде, и не было ей ни конца ни края! Зачастую, под конец смены у меня возникало ощущение, что я родился и вырос на заводе, а окружающая меня горбуша, а потом и кета - этакий обязательный элемент общего антуража. На заморозке в моей смене работало около 30 человек. - Как обстояли дела со свободным временем? - Такого времени было мало. Я работал по 16 часов в сутки, с четырех дня до восьми утра. Но в середине, когда сделали рабочую смену восемь часов работы и восемь отдыха, мы позволили себе немного расслабиться. Старались хотя бы через день ходить на побережье Охотского моря и на озеро Хасан, расположенное прямо на территории завода, - покупаться, позагорать. И Анжелика, и Андрей планируют вернуться на путину на следующий год, причем не на месяц, а на более длительный срок. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ В прошлом году за месяц амурские студенты на путине заработали в среднем 10 - 12 тысяч рублей на каждого. Сколько получат ребята за тяжкий труд в этом году, пока неизвестно - денежный перевод придет в администрацию Благовещенска после двадцатого сентября. На первый взгляд все хорошо. Совершеннолетние студенты, пытаясь заработать самостоятельно, а не тянуть деньги с родителей, едут работать. Знакомятся со своими сверстниками из других городов, общаются. Но есть пара «НО», которые не могут не беспокоить. Первое «НО» - трудовые договоры. Предприятие, на котором работали амурские студенты, подписало с ними так называемый подрядный договор, который входит в группу гражданско-правовых документов (менее строгих по сравнению с трудовыми). Но и в нем обязательно должна была быть указана сумма вознаграждения (в осязаемых рублях и копейках). Однако в документе, который подписали с нашими ребятами, никакой суммы не стояло. То есть теоретически «путийцы» могут получить как 20 тысяч рублей, так и 100 рублей. Второе «НО». Некоторые рабочие смены на путине длились от восьми часов до 16. При нехитром подсчете, даже если работать восемь часов в день всю неделю (выходных на путине не было), получается 56 часов тяжелой работы в неделю, а если вкалывать по 16 - то и все 112 часов. В трудовом кодексе черным по белому написано, что для здорового, взрослого человека более 40 часов в неделю - вредно для здоровья. Еще одно «НО». Работа на путине достаточно опасная. Например, «головотяпам» (тем, кто отрубает голову рыбе) лишиться пальцев или даже руки - проще простого. Специальная гильотина «оттяпывает» рыбе голову. для того чтобы под головорезку не попали руки рабочих, их приковывают наручниками к столу. В икорном цехе рук могут лишиться контролеры, которые смотрят, в каком виде икра попадает в специальный барабан. И наконец, можно попросту поскользнуться и упасть на постоянно мокрый бетонный пол. А за вредность никто доплачивать не собирается. Вот и получается, что работа летом на путине - это то ли две стороны одной медали, то ли палка о двух концах. И каждый сам выбирает, рисковать ли здоровьем за несколько тысяч, либо плюнуть на эту подработку и полноценно отдохнуть перед новым учебным годом, а потом канючить перед родителями: «Дайте денежек на тетрадки». Хотя есть и третий путь - цивилизованный - требовать от работодателя достойного отношения к своему труду и гарантий.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии