А во главу угла были поставлены такие критерии, как качество и доступная цена. С момента вступления закона в силу только в Амурской области поступило более полусотни жалоб на нарушение этого закона. В подавляющем большинстве они подтвердились. Каким боком это вышло предпринимателям, рискнувшим бороться за свои права, а заодно и за права тех, для кого они, собственно, и стараются, в полной мере испытало на себе ООО «Вира», поставляющее в лечебные учреждения области медицинское оборудование и препараты. О перипетиях «Виры», выигравшей конкурс на поставку в лечебные учреждения области диагностических систем, «АП» уже писала. Коротко напомним суть: 11 августа 2005 года между ООО «Вира» и департаментом здравоохранения по итогам открытого конкурса был заключен контракт на поставку диагностических систем. Свои обязательства фирма выполнила, и так необходимые нашим больницам диагностические системы поставила. А вот деньги ждут до сих пор: расплачиваться за госзаказ департамент здравоохранения не спешит. Почему же возникла проблема, которой по определению быть бы не должно? Согласно закону заказчик при составлении конкурсной документации должен соблюдать ряд весьма жестких требований: подробно, четко и тщательно прописать условия конкурса. Иными словами - соблюдать требования, предъявляемые к описанию, количественным и качественным характеристикам товара. Делается это не «галочки» ради и не в угоду чиновникам, а чтобы потенциальный поставщик не менее четко представлял себе, какой именно товар требуется, и грамотно подготовил свои документы. По долгу службы автору этих строк приходилось не единожды присутствовать на заседаниях муниципальной конкурсной комиссии. Всегда поражали обилие документов и объемы перечней и критериев: если это были, скажем, лекарственные препараты, горздрав дотошно прописывал все их характеристики. Даже такая элементарная вещь, как одноразовые шприцы, расписывалась на нескольких листах. А затем уже комиссия сравнивала соответствие этим требованиям поданных на конкурс документов. Сами конкурсанты заниматься этим не должны. - Департамент предъявил нам неправомерные требования, - рассказывает директор ООО «Вира» Ольга Манакова. - От нас потребовали разрешительные документы на соответствие диагностических систем государственным стандартам качества. При всем желании предоставить требуемое «Вира» не могла. По независящим от предприятия обстоятельствам: на территории России данный товар не сертифицировался и на тот период времени только проходил регистрацию в ГИСКе им. Л. Тарасевича. Однако ООО «Вира» по собственной инициативе сделало запросы отечественным производителям тест-систем. Те подтвердили: лишь небольшая часть диагностических систем прошла все стадии регистрации. Большинство же наборов поставляется в лечебные учреждения только с аналитическими паспортами посерийного контроля качества. И это не является препятствием к их применению. Более того, производители диагностических систем предоставили официальный документ - информационное письмо единого образца, свидетельствующий: данный вид продукции обязательной сертификации не подлежит. Обо всем этом ООО «Вира» проинформировало департамент. По-видимому, общероссийский опыт не показался департаменту убедительным. Потому что дальше последовала череда заседаний рабочих групп, на которых представители ООО «Вира» надеялись разрешить неожиданно возникшую на пустом месте проблему. Увы, тщетно. Складывалось впечатление, что департамент сам не знал, чего хотел. Видя, что ситуация заходит в тупик, «Вира» решилась на крайние меры: отказаться от поставок. Но ее руководству было недвусмысленно заявлено, что в этом случае фирму занесут в реестр недобросовестных поставщиков. - В итоге мы сами сделали сравнительные таблицы, провели апробирование диагностических наборов на базе областной клинической больницы, - говорит директор компании. - То есть выполнили все дополнительные условия. Контракт в итоге был подписан обеими сторонами 11 августа 2005 года, а все разбирательства по условиям его исполнения были окончены 28 ноября 2005 года. Вследствие этого срок поставки товара был сокращен до минимума. Мы должны были выполнить контракт к 31 декабря. Но ведь даже дилетанту ясно: уложиться в такие сроки в конце года, да еще когда товар идет из-за границы, когда таможня перегружена, задача практически неосуществимая. И тем не менее по нашей просьбе иностранный поставщик постарался максимально выполнить эти новые требования. До конца года диагностические наборы на территорию России были доставлены. Но товар не смогли оперативно растаможить в Санкт-Петербурге. Поэтому в область наборы поступили в начале года. С юридической и фактической точки зрения «Вира» была поставлена в условия форс-мажора и тем не менее сделала все возможное, чтобы максимально выполнить условия контракта. ООО «Вира» - опытный поставщик, на рынке медицинских услуг с 1988 года, имеет высокую деловую репутацию. В рейтинге аналогичных предприятий стоит наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь прекрасно понимали: продукция слишком специфическая, дорогостоящая, требует особых условий транспортировки и хранения, к тому же с ограниченным сроком годности. Но мытарства на этом не закончились. Время шло, а заказчик не рассчитывался. - Сначала нам сказали: не беспокойтесь, в феврале-марте рассчитаемся. Нина Васильевна Лесик убедительно пообещала что-нибудь придумать. Когда стало ясно, что раздумья затянулись, «Вира» вновь напомнила о себе. В конце концов под госзаказ выделяются государственные деньги. И с этой точки зрения позиция департамента была непонятной. - Мы неоднократно разговаривали с Ниной Васильевной. В итоге нам сказали: подавайте на нас в арбитраж. Мы не имеем никакой возможности с вами рассчитаться. До апреля мы еще тянули, надеялись, что ситуация все-таки разрешится. Ситуация не разрешилась, и в мае «Вира» вынуждена была обратиться с иском в Арбитражный суд. К слову, цена вопроса - чуть более полутора миллионов рублей. При этом ООО «Вира» согласилось даже выплатить неустойку за случившуюся не по их вине просрочку в поставках. На первом заседании ответчик исковые требования признал. И даже подтвердил готовность их выполнить. А потом начались проволочки. Дважды по инициативе департамента судебные разбирательства откладывались. При этом представитель ответчика С. С. Ландик ссылался на то, что департамент не является распорядителем бюджетных средств и должен согласовать механизм платежей с другим департаментом - финансовым. Финансовая канитель длилась практически все лето. На одном из заседаний представитель ответчика даже попробовал заявить, что поставленный товар - это, мол, спонсорская помощь ООО «Вира» амурскому здравоохранению. Спонсорство - вещь, конечно, хорошая. И даже где-то благородная. Но есть нюансы: а как тогда быть с конкурсом, условия которого спонсорство не предусматривало? И как быть с деньгами, которые федеральный бюджет выделил под госзаказ? Их-то уж под спонсорскую статью не подошьешь. Первого августа Арбитражный суд вынес решение в пользу ООО «Вира». Решение вступает в силу по истечении месяца. Этот срок дается участникам процесса для подачи апелляции. На это время и пришелся основной накал страстей. Что интересно: департамент, судя по всему, так и не вышел ни на казначейство, ни на финдепартамент, ни в облсовет, чтобы решить вопрос о погашении задолженности. Создавалось впечатление, что процесс сознательно затягивался. При этом Ольгу Манакову и ее заместителя по правовым вопросам Светлану Зерникову в очередной раз пригласили на заседание рабочей группы и без обиняков заявили, что с оплатой будут тянуть до последнего. - Так и сказали: апелляцию подадим в конце месяца. Заместитель Лесик Ольга Кокорина прямо заявила: мол, платить вам мы не будем. Мало ли у нас таких долгов, которые мы не платим. При этом добавили: пусть за наши долги отвечает администрация. В перспективе у ООО «Вира» вместо законно заработанных денег новые судебные разборки. ООО «Вира» вынуждено будет обратиться в Арбитражный суд с иском к администрации Амурской области о субсидиарной ответственности и взыскании задолженности. Зачем департаменту здравоохранения понадобилось вовлекать в тяжбу областную администрацию? Мы вовсе не жаждем мести. Добросовестно выполняя свои обязательства, мы вправе рассчитывать на порядочное к себе отношение. У нас очень много говорят о поддержке малого бизнеса, предпринимательства. О какой поддержке можно говорить при таком отношении? - справедливо недоумевает Ольга Манакова.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии