Как бы ни старались конкуренты и недруги выжить ОАО «Бурея-Кран», наш крановый завод живет и прилагает все силы к тому, чтобы работать в этих тяжелых условиях, чтобы у жителей поселка, в основном у заводских пенсионеров, не исчезла надежда. За последние полтора года ОАО «Буря-Кран» всячески пытались и до сих пор пытаются выбросить с рынка крановой продукции. Штурм сменялся осадой, подлость соседствовала с предательством - какие только средства не использовались для этого! Не получилось! Потому что коллектив стоит горой за своего генерального директора, а Александр Дмитрусев не представляет своей жизни вне родного предприятия. Столько лет вместе прожито, и столько трудностей пережито. Первый звоночек Еще в 2003 году руководство Бурейского кранового завода обнаружило, что один из его серьезных партнеров и крупный акционер, работая с поставщиками и заказчиками, обманул коллектив на очень крупную сумму. Вопрос обсуждался на совете директоров ОАО «Бурея-Кран». Но московское представительство ОАО «Бурея-Кран» - ООО «Тяжтранскомплект» во главе с А. Киселевым - стояло на своем: это, мол, наш «гонорар» за услуги. На обращение генерального директора Бурейского кранового завода в Московское УБЭП разобраться в случившемся последовали отписки. Затем одной из фирм, входящей в общественный фонд бывших работников силовых структур Москвы, был выкуплен пакет акций ОАО «Бурея-Кран», который позволял получить реестр акционеров. - По нашим данным, - поясняет Александр Дмитрусев, - одной из сфер деятельности этой фирмы является относительно честный отъем собственности у провинциалов. Так и случилось. Развернулась кампания по дискредитации Бурейского кранового завода и его руководства. В области уже есть печальный опыт, когда акции крупных амурских предприятий переходят в руки Москвы. Тому примеров масса и в Райчихинске, и в Прогрессе, и в Архаре. Заводы, угольные объединения или фабрики исчезают за короткий период, на их месте остаются руины. Нам этого не надо. Мы тут родились и тут будем жить. И хотим, чтобы наш завод, кормилец почти 500 семей, тоже жил. Естественная защита ОАО «Бурея-Кран» - скупка энного количества акций у заводчан. Ведь напуганные тем, что их не раз обманывало родное государство, люди могли «купиться» на сладкие речи москвичей. Потому сейчас руководство Бурейского кранового имеет контрольный пакет акций, на который А. Дмитрусев получил разрешение антимонопольного комитета. И это, как оказалось, потом не раз спасало предприятие от разграбления. Неудачный штурм Время для штурма московские акционеры выбрали, на их взгляд, удачное - общее годовое собрание акционеров. Где еще, как не здесь, заявить бурейским краностроителям, какие они «мягкие и пушистые», и попытаться переманить неустойчивых акционеров? Дескать, ваше прежнее начальство совсем не хочет работать: допустили, что заводская котельная вначале чуть не сгорела, а потом чуть не взорвалась. Не получилось! Сорвалась атака незваных гостей из Москвы. Заводчане сразу смекнули, что не может сама по себе загореться транспортерная лента. Прорезиненная армированная ткань не горит даже в костре. Мужики как-то сами попробовали поджечь, бросили кусок ленты - безрезультатно! Случившееся не иначе как поджог - в этом мнении краностроителей трудно переубедить, тем более что через неделю в дробилке заводской котельной была обнаружена боевая граната. Второй раз даже бомба в одну и ту же воронку не падает! А тут одна неприятность за другой, и как раз перед годовым собранием акционеров. «Артподготовка» началась, мрачно шутили заводчане. Но на том собрании ушлые москвичи прокололись, и не раз. Представьте себе, агитируя, вам говорят следующее: у меня, дескать, более 150 предприятий по России, и я помогу вам получать солидные заказы. А потом у велеречивого господина из столицы в запале бесконечных обещаний вырвалось это: «Сейчас половина предприятий осталась, остальные обанкротились». Право же, не такие бурейцы олухи, чтобы не насторожиться, не понять, что это может ожидать и их родное предприятие! Потом московские акционеры вовсе удивили местных, пообещав им выйти на руководство строящейся Бурейской ГЭС. Дескать, там можно получить заказы. Смех да и только - «Бурея-Кран» давно и плотно сотрудничает с гидростроителями! А предвыборная речь кандидата на пост генерального директора А. Бывшего (он возглавляет благовещенскую юрфирму «Арбитражное дело») вызвала откровенный хохот в зале. Да и как тут не рассмеяться, когда слышишь примерно такое признание: заводом, дескать, никогда не руководил, но обещаю быть независимым... От кого? От коллектива? От самого предприятия? Вспоминает председатель совета директоров ОАО «Бурея-Кран», заместитель генерального директора по внедрению и сбыту новой продукции Александр Плехов: - Итог того собрания таков. Ни один из заводчан, пенсионеров и бывших наших работников не отдал ни одного голоса за варяга. Не выбрали их представителя и в ревизионную комиссию. Лишь один человек вошел в совет директоров. И то только потому, что у москвичей около 20 процентов акций ОАО «Бурея-Кран». Правда, с тех пор он присутствовал всего на одном заседании совета директоров. Именно присутствовал, а не участвовал в работе. Скоро состоится очередное заседание, но от него в повестку не поступило ни одного вопроса. Москвичи, разумеется, знали, что проиграют на собрании акционеров. Но пришли - надо им было попытаться раскачать лодку. Не получилось! Мы выстояли и еще больше сплотились. Не мытьем, так катаньем Схема московских рейдеров («пожирателей» провинциальных предприятий) известна - «замордовать» коллектив. Для этого, как говорится, все средства хороши. Можно пустить дезу, что акционерное общество занимается сокрытием налогооблагаемой базы или годами не платит налоги. И эту дезу за деньги опубликовать в газете, потом запустить «липу» на интернет-сайты всех заинтересованных организаций (заказчиков и поставщиков в том числе) и не забыть подключить к проверке правоохранительные органы. Понятное дело, что не за «просто так», а заинтересовав госработника в погонах. Случай с Бурейским крановым заводом не стал исключением из правил. Схема и тут сработала безукоризненно. Некая газета поспешила опубликовать заметку, естественно, без подписи: якобы против «Бурея-Крана» за неуплату и сокрытие налогов возбуждено уголовное дело, а генеральному грозит срок от трех до пяти лет. «Утка» размножилась по Интернету. И пошло-поехало... - Мы сразу же стали терять заказы, - говорит Александр Дмитрусев. - До этого заключили договор, руки пожали. Я доволен, четыре крана будем делать, 26 миллионов рублей получим, в том числе и долги прошлых лет. А в результате звонок из Иркутска: «Извини, Александр Сергеевич, я смог только один ваш кран пробить. У нас иностранные инвестиции, вдруг вы из-за своих проблем сорвете сроки поставки, а я не могу рисковать...» Маленький вопрос: почему майор ОБЭП за государственные деньги очень рьяно выясняет у населения, кому, зачем, когда и по какой цене были проданы акции «Бурея-Крана», вводит людей в заблуждение, утверждая, что они продали свои акции дешевле в тысячи раз и не тому лицу. И как это можно соотнести с неуплатой налогов? В свете последних выступлений президента РФ В. Путина о сращивании местных силовых структур, отдельных руководителей муниципальных образований с преступными группировками мне кажется, что у руководства областного УВД должны возникнуть определенные вопросы по данной «активности» своих подчиненных... Потом на Бурейский крановый обрушился вал звонков: «Кто хозяином завода стал?», «Вы работаете или нет?», «Что будет с нашим заказом?» Предприятие фактически остановили. И в июле впервые за всю историю завода на его счета поступило 170 тыс. рублей, хотя за первое полугодие 2006 года был солидный рост по всем показателям. - Реакция наших постоянных поставщиков и заказчиков была предсказуемой - каждый беспокоится за свои деньги, - рассуждает генеральный директор ОАО «Бурея-Кран». - Меня возмущает другое: завод мордовали с помощью некоторых чиновников районного и областного уровня. Мы работаем с силовиками второй год, и некоторые известные в области ФИО светятся в нашем деле. Удар, еще удар Акционерные общества вошли в нашу жизнь еще в конце прошлого века. И хотя мало кто из нас читал федеральный закон об акционерных обществах, многие наверняка знают эту прописную истину: решение, выплачивать дивиденды или нет, принимается только на общем собрании акционеров. Но никак не по решению суда и тем более о выплате какому-то конкретному человеку. Но в Бурейском районе почему-то считают, что этот закон писан не для них. А раз так, то можно по своему усмотрению вмешиваться в хозяйственную деятельность любого ОАО и даже обжаловать в суде решение общего собрания акционеров. Именно так местные блюстители закона решили поступить, когда в райпрокуратуру поступила жалоба одного из акционеров Бурейского кранового завода, руководителя ООО «Ажур» В. Бодылевского. Суть заявления - ему не выплатили дивиденды из-за якобы финансовых нарушений. В мгновение ока законники развернули подозрительно бурную деятельность, как будто ждали именно этого сигнала. - Прокуратура района потребовала от нас настолько большой список документов, - рассказывает юрисконсульт ОАО «Бурея-Кран» Ольга Вертикова, - что мы невольно спросили себя: для чего им это нужно? Не может быть такого, чтобы по заявлению любого акционера завод вывернули наизнанку и исследовали все под лупой, вплоть до технической документации. Мы стали отстаивать свои законные права. Если райпрокуратуру интересует выплата дивидендов, вот соответствующий пакет документов. А насчет того, как и с кем мы ведем хозяйственную деятельность за последние пять лет, - извините, это коммерческая тайна. Мы обратились в арбитражный суд, чтобы обжаловать требования райпрокуратуры, но нам отказали в иске, сославшись на то, что обжалование требования прокуратуры не подведомственно арбитражному суду. Но и против завода тоже не было возбуждено дело о якобы неправомерном решении не выплачивать дивиденды. Словом, в очередной раз ничего не получилось у недругов ОАО «Бурея-Кран». Но не успели юристы, экономисты, бухгалтеры перевести дух, как последовал новый удар. Появляется версия, что завод якобы уходит от уплаты налогов аж на 4 миллиона рублей с копейками. И тут же пожаловали специалисты по линии налоговых преступлений с проверкой. - Я чуть дара речи не лишилась! - восклицает главный бухгалтер ОАО Марина Кириллова. - У нас бывали проверки и выездные, и камеральные. Бухгалтерия к этому привыкла, какие нужно документы мы предъявили. Когда пришел акт проверки, меня вызвали в нашу милицию. Никогда мне не забыть те часы, когда велся этот то ли опрос, то ли допрос. Цифры, налоги следователя не интересовали. Конкретно по акту ни одного вопроса не было задано, зато приводились примеры, как допрашивали других бухгалтеров, после чего многие из них попадали в психушку. Один за другим следовали вопросы, вроде такого: вы не боитесь потерять работу - завод в таком состоянии? В каком, спрашиваю. «Налоги скрываете». - «Где, покажите?» Все налоги начисляются и выплачиваются, данные операции отражаются в главной книге согласно ПБУ. И если не уплачен какой-либо налог по сроку, сразу же налоговым органом начисляются пени на количество дней просрочки. - Меня такая злость взяла, - продолжает Марина Владимировна.- ОАО подлежит обязательному аудиту, и потому каждое полугодие нас проверяют аудиторы, откуда взяться сокрытым налогам? Они же заключение к годовому отчету нам не дадут, пока мы не исправим все их замечания, выявленные в ходе проверки. Более того, завод находится на реструктуризации, и все наши проплаты шли четко поквартально по согласованному графику. По закону надо оплачивать и то, что положено по графику реструктуризации налогов, и все текущие платежи. И если бы мы что-то утаили, никто бы с нас не списал пени в размере более 50 млн. рублей. ОАО «Бурея-Кран» полностью и досрочно выполняло все условия. Пришлось даже кредиты взять, лишь бы не сорвать график погашения по плану реструктуризации. И вдруг такое обвинение от межрайонной налоговой инспекции N 2 по Амурской области! Нас хотят снять с реструктуризации и применить к предприятию систему банкротства! Весь коллектив был в шоке. Ясно даже слепому: кто-то «заказал» завод... - Возмущает другое, - вступает в разговор юрисконсульт Ольга Вертикова. - наши потенциальные заказчики на западе России были в полном ведении насчет всех проверок, и налоговых, и прокурорских. Вернее сказать, были введены в заблуждение: активно распространялись слухи, что «Бурея-Кран» разорен. А в это время завод по графику реструктуризации сначала выплачивал долги по основным налогам (до декабря 2005 года), потом и долги по внебюджетным фондам. Бурейский крановый завод чист перед государством. А воз и ныне там... Тысячи предприятий по стране, сотни по области в 90-е годы намеренно преобразовывались в ЧП, товарищества, другие структуры. Банкротились, чтобы только не платить накопившиеся налоги государству. Но только не ОАО «Бурея-Кран»! Оно от своих обязательств не отказалось, и все эти годы (более шести лет) исправно, по графику реструктуризации выплачивало налоги. И выплатило, потому государство в знак поддержки такого предприятия списывает ему огромную многомиллионную пеню. Государство идет навстречу, но не его представители в Бурейском районе в лице прокуратуры, ОБЭПа, милиции и налоговой инспекции. Потому что до сих пор идет разбирательство по дивидендам. До сих пор никакого решения райпрокуратурой не принято и не возвращены изъятые у ОАО «Бурея-Кран» все первичные документы начиная с 2003 года. Межрайонная налоговая инспекция продолжает периодически судиться с заводом, а он с завидным постоянством продолжает выигрывать суды. В том числе и тот, где рассматривались незаконные действия налоговиков, которые пытались дважды взыскать недоимки - и за имущество, и за денежные средства. Областное управление Федеральной налоговой службы РФ вынуждено было признать необоснованными претензии к ОАО «Бурея-Кран» своих коллег по Бурейскому району на 23,7 миллиона рублей. Но, как говорится, воз и ныне там. Некоторые счета завода до сих пор закрыты. Невольно напрашивается вывод, что представители местных правоохранительных органов играют на руку тем, кто хочет «замордовать», то есть закрыть Бурейский крановый завод. Желание конкурентов понятно: зачем им самостоятельное предприятие на Дальнем Востоке, которое сбивает их цены на российских тендерах? Но почему так рьяно стараются сократить и без того усохшую в районе налогооблагаемую базу местные налоговики и ОБЭП? Почему отсутствует реакция районной администрации, ведь пытаются уничтожить одного из крупнейших налогоплательщиков района? «Мы не находим понимания у сотрудников налоговой инспекции, - говорили мне не раз в ОАО «Бурея-Кран». - Неужели им легче прижать, задавить, чем прислушаться к налогоплательщику, попытаться понять его? Мы напрашивались на акт сверки - не идут на контакт. Мол, будем разговаривать только в суде. Для налоговиков уже неважно что-то высудить, главное - чтобы наш завод был в бесконечном судебном производстве. И вы еще сомневаетесь, что нас не «заказали»? Промышленный шпионаж Конечно, такой прессинг не мог не сказаться на рабочем настроении коллектива. Но по словам председателя профкома ОАО «Бурея-Кран» Светланы Олексюк, крано-строители встретили трудности, в том числе финансовые, с пониманием. Люди и не такое пережили в 90-е годы, когда по полгода не было даже авансирования, а перебежчики не в счет. - Добрая половина из них, - замечает начальник отдела кадров Валентина Бубнова, - уже вернулась на предприятие. Спрашиваю, что ж на новом месте не работалось. Отвечают: там «социалки» нет, больничный не выплачивают, отпуск не дают, и вообще никаких записей в трудовых книжках. Поуходили те, кто решил какое-то время у нас перебиться, но настораживающего оттока не было. Текучесть по нулям. Средняя зарплата у нас больше 7,5 тысячи рублей, не считая социальных льгот, вроде почти бесплатного отдыха в заводском санатории-профилактории. Александр Дмитрусев мог бы привести еще десяток примеров, как предприятие заботится о своих кадрах. Например, такой, когда дом достроили и 14 семей справили там новоселье. Или тот, когда отдавали специалистам под беспроцентную рассрочку машины, лишь бы в те трудные годы начала рыночной экономики сохранить кадры. Но не время предаваться воспоминаниям. Александра Сергеевича беспокоит другое, имя которому - промышленный шпионаж. - Спорные финансовые вопросы по 2003 - 2005 годам, а забрали техническую документацию с 1992 года! Вы понимаете? Документацию, которая стоит миллионы долларов. За ней же охотятся наши конкуренты с Урала и Балтики. У нас уже есть информация, что чертежи со штампами ОАО «Бурея-Кран» по штыревому крану появились даже в Калининграде у «Балткрана». Там этот кран уже второй год никак не могут сделать, а мы, как ни тяжело, уже третий готовы отгрузить. Настолько у нас мощная производственная база, высокий научно-технический потенциал. Мы еще повоюем! У нас есть чем воевать и кому воевать. Мы подключили порядочных людей, их большинство в правоохранительных органах. Это и спасает. Как удалось выжить «Тяжело, денег нет, но людей не сокращаем. Даже день машиностроителя недавно провели». «Как удалось выжить, спрашиваете. Мы от глухой защиты сразу перешли к активной обороне. Бесконечные командировки к своим постоянным заказчикам и поставщикам. Объясняли, убеждали в своей правоте. Подключили и прокуратуру области. Сюда много людей из различных городов России приезжали, чтобы самим убедиться, что в наших цехах коровы не ходят, что заказанные ими краны на самом деле готовы к отправке. Другие же просили нас сфотографировать их выполненный заказ». «Когда заводчане ощутили реальную угрозу, чем может этот наезд закончиться, то сплотились, как никогда прежде. Куда мы пойдем, где еще в Новобурейском можно найти работу, достойную этой?» Подобных записей много в моем диктофоне. Но я не могу не привести высказывания человека, которому столько же лет, сколько Бурейскому крановому заводу, - 63 года. Василий Леонтьевич Павленко, технический директор, руководитель службы главного технолога и главного конструктора, с такой любовью рассказывал мне об особенностях козловых, мостовых, штыревых и грейферных кранов, что прервать его было неловко. Все равно, что оборвать любимую песню на полуслове. Гордость, обида, непонимание и вера - все было в его рассказе об истории и сегодняшнем дне Бурейского кранового завода. - У нас каждый кран уникален. Мы можем сделать за год десятки кранов различных моделей. За счет такой мобильности завод выжил и будет жить. Штыревой кран кто первым в России сделал? Мы! До этого и сейчас эти краны закупают за границей. А мы по четвертому уже ведем переговоры, причем заказчик хочет его модернизировать. Сделаем - никаких проблем! Завод может изготовить любой мостовой или козловой кран для машиностроителей, металлургов до 32 тонн грузоподъемностью. Имея такую возможность, наш завод обязан оставаться в строю действующих и развиваться. И крановый остался! Трудно, но выполнимо Скажу честно, для меня это было самой прекрасной музыкой - слушать, как бурейские краностроители рассказывали о своих планах. Причем они намеренно уходили от названий предприятий-заказчиков, поверивших в порядочность и живучесть ОАО «Бурея-Кран». Не потому, что боялись сглазить. Нет. Это их коммерческая тайна, которую не должны знать конкуренты. Они-то наверняка не оставили своей мечты «замордовать» еще одно амурское предприятие. Прозвучало только два названия - ОАО «РЖД» и Иркутский алюминиевый завод. Но только потому, что этих традиционных партнеров ОАО «Бурея-Кран» уже, судя по всему, переманили недобросовестные конкуренты, распространив заведомую ложь о неприятностях на бурейском предприятии. - Мы отодвинулись от края той ямы, в которую нас пытались столкнуть конкуренты руками государственных чиновников, - подчеркнул Ефим Чусовитин, первый заместитель генерального директора ОАО «Бурея-Кран». - Отгрузили на днях мостовой кран на Коряжму и в Киров. Заканчиваем заказ для Челябинска. Финансово просматривается 2007 год. На определенный уровень, пусть чуть ниже предыдущих лет, но обязательно выйдем. Активно участвуем в тендерах на северо-западе России, в Сибири. Трудно, но надежды никто не теряет. Помимо предприятий черной и цветной металлургии, пошли предложения от деревообработчиков, владельцев мощных складских помещений. Даже РЖД, я считаю, мы не совсем потеряли. Это лишь временная остановка по заказам. Кто-кто, а железнодорожники знают цену нашим кранам: все грузовые площадки железнодорожных станций СССР и России оснащены именно нашей продукцией. А в прошлом году мы для РЖД спецзаказ выполнили - в соавторстве с двумя ведущими проектными институтами сделали четыре уникальных мостовых крана. Только у нас такая технология отработана. - Мы востребованы, - дополняет коллегу технический директор Василий Павленко. - На каждой планерке разбираем по две-три заявки. Вот мнение главбуха Марины Кирилловой: «Если посмотреть наши обороты по банку, по кассе, то видно, что денежные средства не идут в первую очередь на погашение зарплаты, как это происходит при банкротстве. Основная масса перечисляется на приобретение комплектующих материалов, запчастей, сырья. Мы собираемся и дальше работать». Свой вопрос, каким будет 2007 год, я адресовала и генеральному директору ОАО «Бурея-Кран». - Будет нормальным. Мы отстояли свое предприятие и серьезно заявляем, что пойдем в центр России, чтобы скооперироваться с некоторыми предприятиями северо-запада и Урала. Одним на рынке тяжело. После года переговоров стали сотрудничать с одним из самых передовых конструкторских бюро в России. Вышли на немецкие фирмы. Я понял, в чем причина «наезда» на Бурейский крановый завод. Нас забоялись! Приятно даже - значит зауважали. Мы стали сильно мешать некоторым предприятиям тем, что сбиваем цены на тендерах, предлагая реальную стоимость. Будем и уже участвуем в конкурсах на 2007 год. Идет большое количество заявок. Значит, кризис уже позади. Вытеснить Бурейский крановый завод с рынка крановой продукции кое-кому не удалось, как ни хотелось. Свое место, свою честь мы защитили, а за заказы будем воевать. Бурейский район. P. S. Коллектив завода находится в тяжелом кризисном состоянии. Ему предстоит выдержать серьезные удары, так как потеря заказов повлекла задержку по выплате заработной платы и уплате налогов. А это повод для очередных разбирательств как со стороны прокуратуры, так и налоговиков района. Но администрация Амурской области, облсовет не должны стоять в стороне и наблюдать, как уничтожается последний из могикан - крупное градообразующее предприятие в Приамурье.

Возрастная категория материалов: 18+